ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-307/19 от 06.06.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Судья Сушкова С.С. дело № 21-307/2019

РЕШЕНИЕ

06 июня 2019 года г. Воронеж

Судья Воронежского областного суда Дёмина О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2019 года по делу по об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника»,

установил:

постановлением № 19000118 заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области ФИО1 (далее - Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, постановление должностного лица) от 05 февраля 2019 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника» (далее - ООО УК «СтройТехника», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 21 000 руб.

Решением судьи Советского районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2019 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе, поданной в Воронежский областной суд, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области ФИО1 просит решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2019 года отменить, считая его незаконным, и возвратить дело на новое рассмотрение. Автор жалобы указывает, что судьей не были учтены все обстоятельства при вынесении решения, в том числе акт о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водопровода № 1167, в соответствии с которым водопроводные сети, расположенные внутри жилого дома, находятся на балансовой ответственности ООО УК «СтройТехника».

В возражениях на жалобу ООО УК «СтройТехника» просит решение судьи районного суда оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области по доверенности ФИО2 поддержала доводы жалобы в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.

В судебном заседании представитель ООО УК «СтройТехника» по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на неё, прихожу к следующим выводам.

Согласно статьи 6.5 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, ООО УК «СтройТехника» является управляющей компанией, в управлении которой находится многоквартирный жилой дом № по <адрес>, общество имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (лицензия № 036-000130 от 24 апреля 2015 года).

13 декабря 2018 года должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области вынесено определение о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Поводом к возбуждению настоящего дела послужило обращение (вх. № 30212 от 10 декабря 2018 года) на плохое качество воды в д. 104 по Московскому проспекту г. Воронежа, поступившее в Управление Роспотребнадзора по Воронежской области.

В рамках проведенного в отношении общества административного расследования по признакам нарушения санитарного законодательства должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в питьевой воде, отобранной из системы холодного водоснабжения в квартире № 64 дома № 104 по Московскому проспекту г. Воронежа, выявлено превышение гигиенического норматива по санитарно-химическим показателям: мутность в 18,8 раза (результат исследований 5,7 ЕМф +/- 1,1, гигиенический норматив не более 2,6 ЕМф), железа в 2,6 раза (результат исследований 1,04 +/- 0,26 мг/л, гигиенический норматив не более 0,3 мг/л); питьевая вода, отобранная из системы холодного водоснабжения на вводе в жилой дом № 104 по Московскому проспекту г. Воронежа превышает гигиенический норматив по санитарно-химическим показателям: мутность в 1,5 раза (результат исследований 4,9 ЕМф +/- 1,1, гигиенический норматив не более 2,6 ЕМф), железа в 2,6 раза (результат исследований 1,06 +- 0,27 мг/л, гигиенический норматив не более 0,3 мг/л); питьевая вода, отобранная на границе балансовой ответственности ООО УК «СтройТехника» и ООО «РВК-Воронеж» из водопроводного крана на ПНС по адресу: дом № 104б/1 Московский проспект г. Воронежа превышает гигиенический норматив по санитарно-химическим показателям: мутность в 1,8 раза (результат исследований 5,7 ЕМф +/- 1,1, гигиенический норматив не более 2,6 ЕМф), железа в 3 раза (результат исследований 1,19 +- 0,30 мг/л, гигиенический норматив не более 0,3 мг/л).

Согласно экспертным исследованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» от 24 декабря 2018 года представленные на исследование пробы питьевой воды не соответствуют санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде по органолептическому показателю – мутности и химическому показателю содержания железа.

По данному факту должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, предусмотренных ст. 11, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4 ст. 23 гл. 4 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункты 3,1, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01. «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования по обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица Управления Роспотребнадзора по Воронежской области и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья Советского районного суда г. Воронежа указал на недоказанность обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу. Представленные в дело доказательства не являются достаточными для признания общества виновным в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.

Вывод судьи районного суда является правильным.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Пунктом 2.1.5 договора на управление от 25 декабря 2014 года, заключенного между ООО УК «СтройТехника» и собственниками многоквартирного дома, на управляющую компанию возложена обязанность организовывать обеспечение потребителей коммунальными услугами установленного уровня, качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 10 договора холодного водоснабжения № 6550 от 02 октября 2017 года, заключенного между ООО «РВК-Воронеж» и ООО УК «СтройТехника», организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять подачу абоненту холодной воды установленного качества и в объеме, установленном настоящим договором, не допускать ухудшения качества холодной воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и настоящим договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Актом № 1167 от 02 октября 2017 года о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водопровода по адресу: <...>, 104б, 104в, составленным ООО «РВК-Воронеж» и ООО УК «СтройТехника», установлена граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства является водопроводная камера без отметки, расположенная на водопроводной сети (водопровод) d-1000 мм.

Судья пришел к верному выводу, что питьевая вода с превышением гигиенических нормативов подавалась ресурсоснабжающей организацией ООО «РВК-Воронеж», в связи с чем данная организация постановлением № 19000117 от 05 марта 2019 года была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, а именно ООО «РВК-Воронеж» привлечено к административной ответственности за нарушения качества питьевой воды, подаваемой в жилой дом по адресу: <адрес>, выявленные 19 декабря 2018 года в ходе административного расследования № 1163-02/04 от 13 декабря 2018 года, что подтверждается протоколами испытаний № 7718, 7719 от 21 декабря 2018 года, экспертным заключением № 24/1859 от 24 декабря 2018 года, которые были приняты должностным лицом в качестве доказательств и в рамках настоящего дела об административном правонарушении (л.д. 119-120).

С 01 августа 2014 года ресурсоснабжающая организация ООО «РВК-Воронеж» перешла на прямые расчеты с гражданами, проживающими в жилых домах, находящихся в управлении ООО УК «СтройТехника», и являются исполнителями коммунальных услуг.

При этом судья указал, что в материалах дела отсутствует информация о том, что ООО УК «СтройТехника» было заранее известно о подаче ООО «РВК-Воронеж» некачественной питьевой воды, данных о том, что некачественная питьевая вода подавалась в жилой дом длительный промежуток времени, материалы дела не содержат. При этом ООО УК «СтройТехника» направлялось письмо в ресурсоснабжающую организацию ООО «РВК-Воронеж» по факту качества поставляемой питьевой воды (л.д. 12).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, судьей районного суда обоснованно было отменено постановление Управления Роспотребнадзора по Воронежской области № 19000118 от 05 февраля 2019 года и производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 КоАП РФ, в отношении общества прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановления.

Доводы жалобы Управления Роспотребнадзора по Воронежской области не ставят под сомнение выводы судьи районного суда, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену вынесенного решения, в ходе рассмотрения настоящего дела допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.

Руководствуясь ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Советского районного суда г. Воронежа от 08 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СтройТехника», оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Воронежской области ФИО1 - без удовлетворения.

Судья областного суда О.В. Дёмина