ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-307/2021 от 11.08.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69RS0-06

Дело № 21-307/2021 судья Некрасов Р.Ю.

РЕШЕНИЕ

11 августа 2021 года г. Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. директора Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 24 марта 2021 года № 25-10-3/44/19-2021, решение судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного казенного учреждения Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области»,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ Государственное казенное учреждение Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» (далее – ГКУ «Дирекция ТДФ», Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (т. 1 л.д. 78 оборот-82).

Решением судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 31 мая 2020 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба и.о. директора ГКУ «Дирекция ТДФ» ФИО1, - без удовлетворения (т. 1 л.д. 196-223).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, и.о. директора ГКУ «Дирекция ТДФ» ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу решения. В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 2 Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384, подпункта «е» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, пункта 1.1 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГКУ «Дирекция ТДФ» (заказчик) и ООО «СК ВИТ» (подрядчик), а также пункта 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) и приказ Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что работы, проводимые по указанному контракту, относятся к работам по содержанию на мостовом сооружении и не предусматривали мероприятия, которые могли оказать неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду, в связи с чем согласование с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не требовалось. Обращает внимание на то, что ГКУ «Дирекция ТДФ» не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку в силу пункта 3 статьи 423, статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и в соответствии с пунктами 1.3 2.3.9, 2.9.1 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за непринятие мер по сохранению водных биологических ресурсов должна быть возложена на подрядчика. Отмечает, что заключение ведущего инженера-эколога Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» получено с нарушением требований статьи 26.9 КоАП РФ, и, как следствие, является недопустимым доказательством, поскольку ГКУ «Дирекция ТДФ» не было ознакомлено с определением о назначении экспертизы и с ее результатами (т. 2 л.д. 3-16).

В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, не явились, о причине неявки не сообщили, ходатайств об отложении разбирательства не заявили, в связи с чем и на основании части 2 статьи 25.1, пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ признаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ГКУ «Дирекция ТДФ» по доверенности ФИО2, поддержавшего жалобу по изложенным в ней доводам, прихожу к следующим выводам.

Частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ установлена административная ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1). Данная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2). Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.

Пунктом 4 названных Правил установлено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - заявители), для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 года № 380, относит оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания (подпункт «а» пункта 2 Положения), производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания (подпункт «б» пункта 2 Положения), выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по строкам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций) (подпункт «в» пункта 2 Положения), определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия (подпункт «г» пункта 2 Положения), проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий (подпункт «д» пункта 2 Положения).

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что во исполнение планового (рейдового) задания от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по охране водных биологических ресурсов уполномоченными должностными лицами ДД.ММ.ГГГГ на реке <данные изъяты> (водоем рыбохозяйственнного значения) <адрес> в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ГКУ «Дирекция ТДФ» (заказчик) и ООО «СК «<данные изъяты>» (подрядчик) на автодорожном мосту выявлен факт осуществления иной деятельности, выразившейся в проведении строительных работ по ремонту деформационных швов между перекрытиями (плитами) моста (протяженность моста 86 м) в количестве 6 швов (длина шва 6м, ширина 15 см). Указанные виды работ осуществлены без согласования с Московско-Окским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.

Из заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ ведущего инженера-рыбовода Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбовод» ФИО3 следует, что согласно представленным материалам строительные работы в акватории не зарегистрированы. Информация о зоне затопления (пойменной зоне) реки ФИО4 на участке проведения работ отсутствует. Зарегистрированные работы, отраженные в акте осмотра места происшествия и карте-схеме можно рассматривать как работы вблизи водного объекта рыбохозяйственного значения. Глава II Методики предусматривает расчет ущерба водным биологическим ресурсам и среде их обитания при работах на участке акватории и пойменных участках, то есть участках, имеющих значение для нереста, зимовки, нагула и миграции. Повышение уровня шума оказывает серьезное негативное влияние на распределение рыб, а также их способность к воспроизводству, обращению и избеганию хищников, особенно в период нереста. В данном случае, работы на мосту через реку ФИО4 оказали негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания. Угроза причинения существенного вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в соответствии с представленными данными, не прогнозируется. Данная деятельность повлекла за собой шумовое загрязнение данного участка реки ФИО4, что негативно сказывается на водных биологических ресурсах и среде их обитания. Данная деятельность не могла повлечь за собой массовую гибель рыбы и других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов. В данном случае работы на мосту через реку ФИО4 (строительные работы) приведут к шумовому загрязнению данного участка реки ФИО4, однако оценить вред (произвести расчет ущерба) в соответствии с главой II Методики не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области вынесено определение о возбуждение дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1 л.д. 95-98).

Как следствие выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ (т. 1 л.д. 180).

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Дирекция ТДФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа.

Судья межрайонного суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого постановления должностного лица, пришел к выводу о наличии в действиях ГКУ «Дирекция ТДФ» состава административного правонарушения по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ и о доказанности вины Учреждения в его совершении.

Оснований не согласиться с выводом судьи межрайонного суда не имеется.

Факт совершения ГКУ «Дирекция ТДФ» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: актом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с картой-схемой и фототаблицей (т. 1 л.д. 87 оборот-88, 88 оборот, 89-90); заключением специалиста – ведущего инженера-рыбовода Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого работы на мосту через реку <данные изъяты> оказали негативное влияние на водные биоресурсы и среду их обитания; угроза причинения существенного вреда водным биологическим ресурсам и среде их обитания, в соответствии с представленными данными, не прогнозируется; данная деятельность повлекла за собой шумовое загрязнение данного участка реки <данные изъяты>, что негативно сказывается на водных биологических ресурсах и среде их обитания; данная деятельность не могла повлечь за собой массовую гибель рыбы и других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов; в данном случае работы на мосту через реку <данные изъяты> (строительные работы) приведут к шумовому загрязнению данного участка реки <данные изъяты>, что негативно скажется на водных биоресурсах и среде их обитания, однако оценить вред (произвести расчет ущерба) в соответствии с главой II Методики не представляется возможным (т. 1 л.д. 92-94); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 95-98); выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 100-111); государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ГКУ «Дирекция ТДФ» (заказчик) и ООО «Строительная компания «<данные изъяты>» (подрядчик), предметом которого является комплекс работ по содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в Бологовском и Фировском районах, Вышневолоцком городском округе (Приложение к Техническому заданию, в который включен железобетонный мост через реку <данные изъяты> протяженностью 86,85 п.м., на 2+350 км <адрес>) в соответствии с требованиями, указанными в пункте 1.8 настоящего контракта, требования нормативных документов (Приложение к Техническому заданию) и в Приложении к Техническому заданию содержится Ведомость объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (т. 1 л.д. 129-142); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, составленным в присутствии защитника по доверенности ФИО5, которому разъяснялись положения статьи 25.1 КоАП РФ (т. 1 л.д. 75), а также иными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка, основанная на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, полученными с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ, и обоснованно признаны должностным лицом административного органа, а затем и судьей межрайонного суда достоверными относительно события правонарушения.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, предъявляемым к его содержанию и порядку составления. Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, событие правонарушения должным образом описано, а потому данный протокол обоснованно признан в качестве допустимого доказательства по делу. Существенных недостатков протокола, влекущих его недействительность, не обнаружено.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ. Вывод о виновности ГКУ «Дирекция ТДФ» в совершении указанного административного правонарушения сомнений не вызывает.

Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, подлежащие выяснению по данному делу.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях ГКУ «Дирекция ТДФ» состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, поскольку Учреждение не является субъектом вмененного правонарушения, и достоверные доказательства подтверждающие наличие в действиях указанного состава отсутствуют, несостоятельны.

Так, в соответствии с частями 1, 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Из положений статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ следует, что оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Нормы Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ содержат основные положения о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, где под водными биоресурсами понимаются рыба, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (часть 1 статья 1 Закона) и закрепляет положения о государственном регулировании в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, сохранения водных биоресурсов и охраны среды их обитания, прав на водные биоресурсы и их пользователей, рыболовства (объекты, виды, рыбопромысловые участки, любительское и спортивное) и другие положения, в том числе содержит требование, что при капитальном ремонте объектов капитального строительства должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания и эта деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке (статья 50 Закона).

Исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм при заключении государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Дирекция ТДФ» (заказчик) должны были быть предусмотрены меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, но указанные мероприятия выполнены не были.

Утверждения подателя жалобы о том, что указанные мероприятия входят в обязанность работ подрядчика ООО «Строительная компания «ВИТ», опровергается содержанием государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, и потому подлежат отклонению.

Так, согласно Приложению к Техническому заданию приложена Ведомость объемов работ по содержанию искусственных сооружений на 1 п.м. моста (путепровода), которая не содержит расходы на проведение мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (т. 1 л.д. 142).

Поскольку объективной стороной вмененного ГКУ «Дирекция ТДФ» правонарушения является осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и не охватывается причинение материального ущерба при производстве указанных работ, ссылка заявителя на пункты 1.3, 2.3.9, 2.9.1 государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ, устанавливающих ответственность подрядчика работ за причиненный ущерб при производстве работ, нельзя признать обоснованной.

С учетом изложенного, ГКУ «Дирекция ТДФ», являясь заказчиком работ по государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, не обеспечило надлежащее исполнение экологических требований, что образует в действиях Учреждения объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Утверждение в жалобе о том, что заключение специалиста не может быть принято в качестве доказательства по делу, является несостоятельным, поскольку специалисту, подготовившему данное заключение, разъяснялись положения статьи 25.9 КоАП РФ и он предупреждался об административной отвесности по статье 17.9 КоАП РФ. Заключение соответствует требованиям статьи 26.2 КоАП РФ, согласуется и не противоречит иным доказательствам по делу. Объективных и достоверных данных о том, что инженер-рыбовод Тверского областного отдела Центрального филиала ФГБУ «Главрыбвод» ФИО3 каким-либо образом заинтересован в исходе настоящего дела материалы дела не содержат, и к жалобе заявителя таких доказательств не представлено.

Доводы, приведенные в настоящей жалобе, аналогичны тем, которые являлись предметом проверки в ходе рассмотрения судьей межрайонного суда жалобы на постановление должностного лица, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении судьи первой инстанции, установленные обстоятельства и выводы о виновности ГКУ «Дирекция ТДФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов.

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей межрайонного суда обстоятельств и имеющихся доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Административное наказание назначено в минимальном пределе санкции части 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело ни должностным лицом, ни судьей межрайонного суда, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Вышневолоцкого межрайонного суда Тверской области от 31 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении ГКУ «Дирекция ТДФ» оставить без изменения, жалобу и.о. директора ГКУ «Дирекция ТДФ» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков