72RS0025-01-2023-005805-41
Дело № 21-308/2023
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Тюмень 13 сентября 2023 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 27 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,
установил:
Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО1 № 72/4-90-23-ППР/12-4327-И/58-20 от 15 мая 2023 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее по тексту также – ОАО «РЖД», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, ОАО «РЖД» в лице представителя указанного общества ФИО2 в жалобе в районный суд просило постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации и указывая, что работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Аналогичные требования содержатся в п.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 209н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Отмечет, что при проведении проверки Тюменской транспортной прокуратурой в апреле 2023 года установлено, что все средства индивидуальной защиты (далее также - СИЗ) работникам выданы, записи о выдаче имеются. Просит учесть, что выдача СИЗ фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, оформленной на каждого работника. Однако, указывая о наличии в действиях Общества нарушения, помощник прокурора и государственный инспектор, проводившие проверку, исходили из того, что на предприятии ведется двойной учет выдачи СИЗ. Вместе с тем, это обусловлено особенностями организации производственной деятельности. 05 апреля 2023 года начальником отдела ФИО1 были проверены личные карточки учета выдачи СИЗ у 10-ти работников депо, предоставленные кладовщиком ФИО3, которые хранятся на основном складе Эксплуатационного вагонного депо Войновка. В предоставленных личных карточках учета выдачи СИЗ не была зафиксирована запись выдачи работникам жилетов сигнальных, защитных очков, щитков, касок, перчаток (краги). Для подтверждения факта обеспечения и своевременной выдачи работникам вышеуказанных видов СИЗ были предоставлены документы бухгалтерского учета формы № МБ-7, с подтверждением факта получения (личной подписью работника). Согласно пункту 10 распоряжения начальника депо от 01 февраля 2023 года № СВДИ ВЧДЭ19-25/р «О порядке ведения и хранения личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты» выдача работникам перчаток, рукавиц, сигнальных жилетов, респираторов и т.п. (мелких СИЗ) фиксируется в личных карточках, которые находится на производственных участках, где находится непосредственное место работы работника. Ответственность за учет и контроль выдачи работникам СИЗ, заполнение личной карточки выдачи СИЗ работника возложена на руководителей производственных подразделений депо. 10 апреля 2023 года личные карточки учета и выдачи СИЗ, подтверждающие факт своевременной выдачи и обеспечения в полном объеме были предоставлены по запросу Государственной инспекции труда ФИО1 Утверждает, что СИЗ работникам были выданы, выдача оформлена под роспись. Кроме того, считает, что Государственная инспекция труда в Тюменской области не вправе была рассматривать дело, указывая, что территориальная подведомственность рассмотрения такой категории дел определяется местом нахождения юридического лица, то есть местом его государственной регистрации, либо его филиалов в случае выявления нарушений при проверке деятельности этих филиалов. Изложенные в постановлении нарушения выявлены в Эксплуатационном вагонном депо Войновка Свердловской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД». Вместе с тем, согласно выпискам из ЕГРЮЛ ОАО «РЖД» находится по адресу: <...>; а филиал ОАО «РЖД» Центральная дирекция инфраструктуры находится по адресу: <...>. В связи с этим полагает, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» не подведомственно начальнику отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области.
Решением судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 27 июля 2023 года обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба ОАО «РЖД» - без удовлетворения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи районного суда, ОАО «РЖД» в лице представителя ФИО2 обратилось с жалобой в вышестоящий суд, приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе в районный суд, указывая, что Эксплуатационное вагонное депо Войновка не является филиалом ОАО «РЖД». Также настаивает на том, что средства индивидуальной защиты были выданы работникам, записи о выдаче имеются. Кроме того, указывает, что судьей районного суда не мотивирован отказ о возможности применения ст.2.9 КоАП РФ.
Также в жалобе содержится ходатайство о восстановлении срока на её подачу, мотивированное тем, что копия решения суда была направлена в Общество 09 августа 2023 года и получена 10 августа 2023 года.
Принимая во внимание, что копия решения судьи районного суда направлена в адрес Общества 09 августа 2023 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 62503886050003, вручено адресату 11 августа 2023 года, а жалоба на постановление направлена по почте 19 августа 2023 года (л.д.42), срок обращения в суд не пропущен, в связи с чем ходатайство о восстановлении срока не разрешается, а жалоба рассматривается по существу.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав объяснения защитника ОАО «РЖД» ФИО2, настаивавшей на доводах жалобы, объяснения начальника отдела Государственной инспекции труда в Тюменской области ФИО1, возражавшей против удовлетворения жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица по делу об административном правонарушении от 15 мая 2023 года и решения судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 27 июля 2023 года не усматриваю.
Частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи и частью 3 статьи 11.23 указанного Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (в редакции, действующей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пунктом 4 действовавших до 1 сентября 2023 года Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – Межотраслевые правила), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу пункта 13 Межотраслевых правил работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.
Пунктом 34 Межотраслевых правил предусмотрено, что ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).
В силу пункта 35 Межотраслевых правил государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящих Правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).
Аналогичные нормы предусмотрены действующими с 01 сентября 2023 года Правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утвержденными Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года № 766н (в частности, пункты 4, 25).
Как следует из материалов дела, Тюменской транспортной прокуратурой на основании решения от 29 марта 2023 года №41 проведена проверка исполнения требований законодательства об охране труда в отношении ОАО «РЖД», в ходе которой были выявлены нарушения в действиях эксплуатационного вагонного депо Войновка – структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры, являющейся филиалом ОАО «РЖД», а именно:
работнику в должности «электросварщик ручной сварки» С.А.А. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 054 следующие средства индивидуальной защиты: «щиток защитный», «краги», «очки защитные», «жилет сигнальный»;
работнику в должности «электрогазосварщик» К.А.В. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 024 следующие средства индивидуальной защиты: «щиток защитный», «краги», «очки защитные», «жилет сигнальный»;
работнику в должности «осмотрщик-ремонтник вагонов» А.И.Н. нe зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 3074 следующие средства индивидуальной зашиты: «жилет сигнальный»;
работнику в должности «оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров» В.А.С. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 0609 следующие средства индивидуальной защиты: «жилет сигнальный»;
работнику в должности «электрогазосварщик» К.А.П. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 8853 следующие средства индивидуальной защиты: «респиратор», «щиток защитный», «краги», «жилет сигнальный»;
работнику в должности «электрогазосварщик» М.А.Т. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 3369 следующие средства индивидуальной защиты: «респиратор», «щиток защитный», «краги», «жилет сигнальный», «очки защитные»;
работнику в должности «электрогазосварщик» Щ.Д.А. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 7872 следующие средства индивидуальной защиты: «респиратор», «щиток защитный», «краги», «жилет сигнальный»;
работнику в должности «электрогазосварщик» С.Д.Ф. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 8741 следующие средства индивидуальной защиты: «респиратор», «щиток защитный», «краги», «жилет сигнальный»;
работнику в должности «машинист крана (крановщик)» Ф.И.Г. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ № 5327 следующие средства индивидуальной защиты: «жилет сигнальный»;
работнику в должности «машинист крана (крановщик)» Л.Е.И. не зафиксированы в карте выдачи СИЗ №7880 следующие средства индивидуальной защиты: «жилет сигнальный», «каска защитная».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесения оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в частности постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 мая 2023 года, решением о проведении проверки от 29 марта 2023 года, личными карточками сотрудников: Ф.И.Г. (здесь и далее – листы дела об административном правонарушении - л.д. 69-70, 71-72, 117-118); Л.Е.И. (л.д. 73-74, 75-76, 115-16); Б.А.Н. (л.д. 77-78, 79-80, 81-82); С.Д.Ф. (л.д. 83-84, 119-120); Р.Ю.М.. (л.д. 85-86, 87-88, 89-90); Щ.Д.А. (л.д. 91-92, 93-94, 95-96, 97-98,121-122); М.А.Т.. (л.д. 99-100, 123-124); В.А.С. (л.д. 101-102,127-128); К.Д.Н.. (л.д. 103-104); Т.Р.А. (л.д. 105-106); А.И.Н. (л.д. 107-108, 129-130); К.А.П. (л.д.109-110, 111-112, 113-114, 125-126); К.А.В. (л.д. 131-132, 133-134, 135-136); С.А.А. (л.д. 137-138, 139-140).
Отсутствие в представленных Обществом карточках данных, которые обязательно должны быть согласно приложению к Межотраслевым правилам (сертификат соответствия СИЗ), и заполнение этих карточек с нарушением приведенных норм Правил не оспаривается представителем Общества. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно, в приведенных выше нормах Трудового кодекса Российской Федерации и положениях Межотраслевых правил, а потому о совершении Обществом действий, охватываемых диспозицией ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
В связи с этим довод ОАО «РЖД» о том, что фактически Обществу вменено бездействие, в связи с чем дело подлежало рассмотрению Государственной трудовой инспекцией по месту нахождения филиала Общества - Центральной дирекции инфраструктуры, расположенному по адресу: <...>, подлежит отклонению.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о совершении ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, материалы дела не содержат.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и соответствует целям, указанным в статье 3.1. КоАП РФ, а именно предупреждению совершения новых правонарушений.
Также полагаю, что отсутствуют основания для признания совершенного ОАО «РЖД» административного правонарушения малозначительным, исходя из характера правонарушения, степени общественной опасности причинения вреда общественным правоотношениям в области охраны труда работников предприятия.
При таких обстоятельствах, решение судьи районного суда и постановление должностного лица Государственной инспекции труда в Тюменской области являются законными и обоснованными, а жалоба - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Центрального районного суда г.Тюмени от 27 июля 2023 года и постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Тюменской области № 72/4-90-23-ППР/12-4327-И/58-20 от 15 мая 2023 года в отношении открытого акционерного общества «Российский железные дороги» оставить без изменения, жалобу Открытого акционерного общества «Российский железные дороги» - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова