ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
г.Уфа РБ 09 июля 2012 года
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
в отсутствие ФИО1 – должностного лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
государственного инспектора Нефтекамского территориального управления Минэкологии по РБ ФИО2 - должностного лица, вынесшего постановление, извещенных надлежащим образом судебным извещением №... от ... года,
рассмотрев жалобу ФИО1 на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 09 июня 2012г., которым:
постановление государственного инспектора Нефтекамского территориального управления Минэкологии по РБ ФИО2 от 03.05.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ... МОБУ СОШ №... ФИО1 оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от 03.05.2012г. ... муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №...... Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ №...) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, за что подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере ... руб.
Не согласившись с постановлением государственного инспектора ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 от 03.05.2012г., ... МОБУ СОШ №... ФИО1 подал на него жалобу в суд. В обоснование жалобы указал, что на территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены урны для сбора отходов, заключены договоры с ООО «...» от ... года на вывоз отходов, с ГУП «...» от ... года, ... года на размещение и утилизацию отходов. Имеется металлическая емкость в складском помещении для хранения ламп. Требования действующего законодательства МОБУ СОШ №... исполняются в полном объеме. МОБУ СОШ №... не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, соответственно не должно иметь специалиста, имеющего профессиональную подготовку. Просит отменить постановление главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ о назначении административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
Суд в удовлетворении жалобы вышеприведенным решением от 09.06.2012г. отказал, соглашаясь с выводом должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава вмененного административного правонарушения.
На данное решение в Верховный Суд РБ поступила жалоба ФИО1, в которой предлагается его отменить по тем же доводам, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Наступление последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от ... года проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства МОБУ СОШ №....
Согласно акту проверки от ... года при проведении проверки установлено, что основной вид деятельности МОБУ СОШ №... - образовательная, воспитательная. В результате деятельности МОБУ СОШ №... образуются отходы производства и потребления 1-го класса опасности - ... лампы, ... трубки, отработанные и брак; 5-го класса опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, пищевые отходы кухонь, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений. На территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены пластмассовые урны для сбора отходов. МОБУ СОШ №... заключены договоры с ООО «...» - на вывоз отходов, с ГУП «...» - на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления. В учреждении имеется металлическая емкость для временного хранения отработанных ... ламп.
Вместе с тем Учреждением не подтверждено отнесение отходов к конкретному классу опасности, не разработаны паспорта на отходы 1-4 класса опасности и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не установлены лимиты, назначенное ответственное лицо по обращению с отходами не прошло профессиональную подготовку на право работы с отходами, что является нарушением требований статей 11, 14, Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), статей 22, 24, 34 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный № 7-ФЗ).
По результатам указанной проверки в отношении ... МОБУ СОШ №... ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ... года№... о возбуждении дела по ст.8.2 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого вынесено оспариваемое постановление о назначении наказания.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях лица состава вмененного правонарушения проверены и признаются необоснованными.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствие с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 18, 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. № 461, в соответствии с которыми норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции; лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Как верно установлено судьей, в результате деятельности МОБУ СОШ №... образуются отработанные и бракованные ... трубки и ... лампы, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтверждается наличием заключенного с ГУП «...» договором, актом проверки. В МОБУ СОШ №... имеется металлический контейнер для временного хранения ... ламп, установленный в подвальном помещении.
В соответствие с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии России от 02.12.2002г. № 786 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к отходам 1-4 класса (код по генеральному классификационному каталогу отходов (ФККО 353 301 00 13 01 1).
Таким образом, размещение школой на своей территории в металлической емкости для временного хранения отработанных ... ламп, ... трубок относится к накоплению в смысле, придаваемом этому термину статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
Следовательно, МОБУ СОШ №... должно соблюдать при осуществлении уставной деятельности, в результате которой образуются опасные отходы 1,4 и 5 классов опасности, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Согласно общим положениям, установленным Приказом Министерства природопользования и экологии РФ от 15.06.2001г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.
В МОБУ СОШ №... паспорта на вышеуказанные отходы разработаны, но не согласованы в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000г. № 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
В нарушение ст.ст.11, 18 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, МОБУ СОШ № 11 не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов в установленном порядке не установлены.
Профессиональная подготовка на право работы с отходами у ответственного лица МОБУ СОШ №... отсутствует, что является нарушением п.1 ст.15 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, согласно которому лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки (л.д.14-18), протоколом об административном правонарушении (л.д.10-11), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
ФИО1 согласно приказу от ... года является ... МОБУ СОШ №....
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являясь ... МОБУ СОШ №... и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
При таких обстоятельствах государственный инспектор ФИО3 Минэкологии РБ ФИО2 пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении ... года составлен при участии ФИО1 (л.д.10-11). Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в отсутствие ФИО1 при его надлежащем извещении, что не оспаривается.
Административное наказание назначено в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что вывод должностного лица Минприроды РБ о выработке школой отходов 1-4 класса не подтверждается материалами дела, не проведена экспертиза по установлению класса опасности отходов, нахожу несостоятельным, поскольку не оспаривается образование отходов в виде отработанных ... ламп и ... трубок, мусора от уборки бытовых помещений, пищевых отходов кухни. Класс опасности указанных отходов указан в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии России от 02.12.2002г. № 786 (в ред. Приказа от 30.07.2003г. № 511), исходя из указанного классификатора, установлены классы опасности отходов.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления инспектора и решения суда, не установлено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется. Жалоба на постановление рассмотрена районным судом с участием ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 09 июня 2012 года об оставлении без изменения постановления государственного инспектора Нефтекамского территориального управления Минэкологии по РБ ФИО2 от 03.05.2012г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении ... муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №...... Республики Башкортостан ФИО1 оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Р. Абземилова
Справка судья Яндубаев Ю.И.
дело № 33А-21/309