судья Одинцова Т.В. дело № 21-309/2018
Р Е Ш Е Н И Е
гор.Брянск 18 декабря 2018 года
Судья Брянского областного суда Богородская Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора гор.Дятьково ФИО1 на решение судьи Дятьковского городского суда Брянской области от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 09 октября 2018 года № 5/1 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решением судьи Дятьковского городского суда Брянской области от 02 ноября 2018 года постановление заместителя руководителя администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 09 октября 2018 года № 5/1 оставлено без изменения, протест прокурора гор.Дятьково ФИО1 – без удовлетворения.
В Брянский областной суд поступил протест прокурора гор.Дятьково ФИО1, в котором ставится вопрос об отмене решения судьи Дятьковского городского суда Брянской области от 02 ноября 2018 года и направлении дела на новое рассмотрение в тот же орган, правомочный рассматривать дело об административном правонарушении. В обоснование доводов протеста указано, что главой Бытошской поселковой администрации Дятьковского района ФИО2 нарушены требования бюджетного законодательства, что подтверждается материалами дела. Полагает, что выводы административного органа и судьи Дятьковского городского суда Брянской области основаны на неправильном толковании норм бюджетного и административного законодательства.
ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2
В судебном заседании прокурор гор.Дятьково ФИО1 доводы протеста поддержал в полном объеме.
Администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель администрации не явился, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав объяснения прокурора гор.Дятьково ФИО1, проверив материалы дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 04 июля 2018 года прокурором гор.Дятьково в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно постановлению о возбуждении административного дела, 19 июня 2017 года между администрацией Дятьковского района и Департаментом культуры Брянской области заключено соглашение № 815-2017-1-6 о предоставлении в 2017 году субсидии для оплаты ремонтных работ в структурном подразделении МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Дятьковского района – Бытошский Дом культуры. Общий объем бюджетных ассигнований на 2017 года, предусмотренный соглашением, составил 3 645 830 руб.
В целях выполнения работ по ремонту здания Бытошского Дома культуры между муниципальным заказчиком – Бытошской поселковой администрацией Дятьковского района и подрядными организациями заключены три муниципальных контракта: от 25 июля 2017 года № 0127300004917000049-01609-01 с ООО «Сигма» на сумму 1890,8 тыс. руб., от 30 октября 2017 года № 0127300004917000135-0160969-01 с ООО «Сигма» на сумму 1028,5 тыс. руб., от 18 декабря 2017 года № 0127300024017000001-0160969-1 с ООО «Стройресурс» на сумму 534,8 тыс. руб.
Общая стоимость работ по ремонту здания Бытошского Дома культуры с учетом дополнительных соглашений, заключенных 21 и 25 декабря 2017 года, составила 3 645,830 тыс. руб.
В феврале 2018 года Контрольно-счетной палатой Брянской области совместно с Контрольно-счетной палатой Дятьковского района проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных бюджетам муниципальных образований Брянской области на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы муниципальных домов культуры Брянской области за 2017 год» на объекте: Бытошская поселковая администрация Дятьковского района Брянской области, в ходе которого проведен выборочный обмер фактически выполненных работ в рамках исполнения указанных выше муниципальных контрактов и установлено, что Бытошской поселковой администрацией была произведена оплата работ в размере 283,9 тыс. руб., выполненных подрядчиком не в полном объеме, а также оплата фактически не выполненных работ по ремонту отмостки в размере 176,177 тыс.руб., таким образом допущено нецелевое расходование бюджетных средств на общую сумму 460,077 тыс. руб.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области ФИО2 в связи с отсутствием события административного правонарушения, должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что анализ представленных документов не позволяет установить событие административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой закона, поскольку материалы проверки Контрольно-счетной палаты Брянской области и Контрольно-счетной палаты Дятьковского района Брянской области содержат подтверждение о том, что бюджетные средства получены и направлены Бытошской поселковой администрацией Дятьковского района Брянской области на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы в структурном подразделении МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Дятьковского района – Бытошском Доме культуры, а оплата денежных средств прошла процедуру санкционирования в Управлении Федерального казначейства по Брянской области.
С выводами административного органа согласился суд первой инстанции.
Данные выводы следует признать правильными по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме закона совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1).
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет использование получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. На основании сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит в установленной форме уведомление о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств составляют бюджетные росписи по подведомственным им распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью. Непосредственным основанием для использования выделенных ассигнований является бюджетная смета бюджетного учреждения, утвержденные показатели которой должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения лимитам бюджетных обязательств. Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.
Таким образом, для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждом конкретном случае необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Брянской области совместно с Контрольно-счетной палатой Дятьковского района Брянской области, на объекте Бытошская поселковая администрация Дятьковского района Брянской области установлен факт неправомерной оплаты завышенных объемов работ по ремонту здания Бытошского дома культуры и оплаты фактически не выполненных работ по ремонту отмостки (которые подрядчик ООО «Сигма» обязался выполнить во 2-м квартале 2018 года), на общую сумму 460,077 тыс. руб., при этом нецелевое использование бюджетных средств не установлено.
Согласно материалам проверки контрольного органа, бюджетные средства получены и направлены Бытошской поселковой администрацией Дятьковского района Брянской области на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы в структурном подразделении МБУК «Межпоселенческий культурно-досуговый центр» Дятьковского района – Бытошском Доме культуры, оплата денежных обязательств прошла процедуру санкционирования в Управлении Федерального казначейства по Брянской области.
С учетом изложенного должностным лицом административного органа и судьей городского суда сделан обоснованный вывод о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области ФИО2 в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку при достижении цели бюджетного финансирования денежные средства не могут считаться использованными не по целевому назначению, что соответствует и положениям статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из содержания которой следует, что санкции в соответствии с данной нормой закона могут применяться в случаях, когда денежные средства направлены на иные цели, нежели цели, установленные при получении средств.
Доводы протеста прокурора гор.Дятьково аналогичны доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства по протесту прокурора на постановление должностного лица административного органа, не опровергают установленные обстоятельства и не ставят под сомнение законность оспариваемых актов.
По существу доводы протеста направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и не являются основанием для отмены оспариваемых постановления должностного лица и решения судьи. Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным решением, не является основанием к отмене названных актов, принятых с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда являются законными, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь их изменение или отмену, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя администрации Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области от 09 октября 2018 года № 5/1 и решение судьи Дятьковского городского суда Брянской области от 02 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Бытошской поселковой администрации Дятьковского района Брянской области ФИО2 оставить без изменения, протест прокурора гор.Дятьково ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская