ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-30/18 от 17.01.2018 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-30/2018

Судья: Кондакова Т.Г.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

17 января 2018 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск от 12 сентября 2017 года, решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении директора МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарск» ФИО1,

установил:

постановлением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск (далее - управление, административный орган) от 12 сентября 2017 года директор МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарск» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу в Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики, в которой просил отменить постановление должностного лица как незаконное и необоснованное.

Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи городского суда и прекращении производства по делу. Одновременно ФИО1 заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования. В обоснование жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не рассмотрено ходатайство о снижении административного штрафа в соответствии с частями 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения ФИО1, защитника Карлинова А.В., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа ФИО2, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что копия решения судьи городского суда была получена ФИО1 4 декабря 2017 года (л.д. 147). Иных сведений о вручении копии решения ФИО1 в материалах дела не имеется.

Жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики (через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики) подана 11 декабря 2017 года, т.е. в установленные ст. 30.3 КоАП РФ сроки.

Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Как следует из материалов дела МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарск» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: <адрес>, оборудованными общедомовыми приборами учета электрической энергии, тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, холодной воды.

При рассмотрении дела установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой г. Новочебоксарск, выявлен факт несоблюдения управляющей компанией установленного порядка ценообразования.

Расчет платы за холодную и горячую воду,электрическую энергию,потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за январь - март 2017 года МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Новочебоксарск» произведен исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 сентября 2012 года № 370 и от 05 октября 2013 года № 413, без учета фактических показаний общедомовых приборов учета, которые были ниже нормативных объемов потребления.

Так, размер платы за коммунальный ресурс, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению, включаемый в размер платы за содержание жилых помещений по <адрес>, за январь 2017 года составил <данные изъяты> руб.

Однако, фактический расход за коммунальный ресурс электрической энергии, потребленный домом за январь, февраль 2017 года по показаниям ОДПУ коммунальных ресурсов ниже нормативных объемов потребления коммунальных ресурсов. Плата за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды дома, приходящуюся на квартиру дома , исходя из фактического объема потребления электрической энергии, определенного по показаниям ОДПУ за январь 2017 года, должна составлять <данные изъяты> руб.

Таким образом, разница между фактическим объемом потребления электрической энергии на общедомовые нужды по показаниям ОДПУ и нормативным объемом потребления коммунального ресурса электрической энергии за январь 2017 года составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. - <данные изъяты> руб.). Рост платы за коммунальный ресурс электрической энергии, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по квартире , за январь 2017 года составил <данные изъяты> %.

Плата за коммунальный ресурс холодной воды на содержание общего имущества в многоквартирном доме , кв. , исходя из фактического объема потребления холодной воды, определенного по показаниям ОДПУ за январь, февраль, март 2017 года должна составлять 0 руб., т.к. фактический объем коммунальных ресурсов ниже суммарного объема потребления жилыми помещениями дома .

Аналогичный расчет размера платы за содержание жилых помещений осуществляется и по другим квартирам.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 9.2 статьи 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из норм потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В силу части 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01 января 2017 года.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной, горячей воду, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» до утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01 июня 2017 года, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 года нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Таким образом, исходя из буквального содержания части 10 статьи 12 Закона № 176-ФЗ размер потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в переходный период может быть менее установленного по состоянию на 01 ноября 2016 года норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Аналогичное толкование переходных положений отражено в письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 4275-АЧ/04, от 10 марта 2017 года № 7443- ОО/04, от 22 марта 2017 года № 9268-ОО/04.

На основании разъяснений Минстроя Российской Федерации от 14 февраля 2017 года в целях соблюдения действующего законодательства и недопущения роста платы граждан Чувашской Республики, при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в случае, когда многоквартирный дом оснащен ОДНУ коммунальных ресурсов, и фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, рассчитанный как разница между показаниями ОДПУ и суммарным объемом потребления коммунальных ресурсов в жилых (нежилых) помещениях ниже нормативного объема, Правительственной комиссией по рассмотрению спорных вопросов, возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, проведенной 21 февраля 2017 года, рекомендовано организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, в платежных документах на оплату за жилищно-коммунальные услуги с января 2017 года до утверждения новых нормативов потребления коммунальных ресурсов: расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывать исходя из действующих нормативов потребления коммунальных ресурсов, а разницу между фактическим объемом потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и нормативным объемом потребления коммунальных ресурсов распределять (возвращать) между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально площади занимаемого помещения.

Системный анализ приведенных норм жилищного законодательства свидетельствует о необходимости включения в плату за содержание расходов на оплату коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя их фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с 01 января 2017 года.

Указанный порядок подлежит применению до утверждения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме расходов.

В нарушение ст. 544 ГК РФ, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, части 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, пп. «а» п.21(1) Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года № 124, МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарск» при начислении платы не учитывает фактические расходы коммунальных ресурсов на общедомовые нужды и не производит перерасчет (возврат) расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирных домов, включенных в плату за содержание жилых помещений, исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды и нормативным объемом потребления коммунального ресурса.

Указанное явилось основанием для возбуждения в отношении директора ООО «УК ЖКХ г. Новочебоксарска» ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса РФ, должностное лицо и судья городского суда пришли к выводу о наличии в действиях директора ООО «УК ЖКХ в г. Новочебоксарска» ФИО1 признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Доводы заявителя о том, что должностное лицо необоснованно ссылается в постановлении на письмо № 4275-АЧ/04, отклоняются.

Согласно пунктам 1, 6 и подпункту 6.2 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности министерство имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности.

Письмо подготовлено и издано Минстроем России в целях реализации его полномочий в установленной сфере деятельности и в связи с изменением с 1 января 2017 г. состава платы за содержание жилого помещения и поступающими обращениями по вопросу возможности установления объема потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества ниже нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.

Анализ содержания письма позволяет сделать вывод, что оно не является нормативным правовым, носит информационно-разъяснительный характер, не устанавливает каких-либо новых правил, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и оказывающих общерегулирующее воздействие на общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях.

Вопреки доводам жалобы, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ составляет один год.

Судом первой инстанции установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения и являющихся основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного ФИО1 наказания.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Частью 2.2 указанной статьи предусмотрена возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, перечисленных в данной норме.

В жалобе заявитель указывает, что размер наложенного административного штрафа не соразмерен имущественному положению ФИО1 с учетом наличия у него несовершеннолетнего иждивенца, отсутствия работы, повлечет неблагоприятные финансовые последствия.

Аналогичные доводы заявителем приводились в ходе производства по делу (л.д.71). В подтверждение указанных обстоятельств представлены соответствующие документы.

Между тем в нарушение положений статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство ФИО1 о снижении административного штрафа в соответствии с частями 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ судьей не разрешено.

С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоразмерности санкции последствиям правонарушения, обстоятельств, связанных с имущественным положением ФИО1, и в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица назначенное ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в г. Новочебоксарск от 12 сентября 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года подлежат изменению путем снижения назначенного наказания с 50 000 рублей до 25 000 рублей.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск от 12 сентября 2017 года и решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 23 ноября 2017 года, вынесенные в отношении директора МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г.Новочебоксарск» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, изменить: назначенное ФИО1 административное наказание снизить с 50 000 рублей до 25 000 рублей.

В остальной части указанные акты оставить без изменения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики И.А. Максимова