Судья Микитюк К.Г.Дело № 21-30/2015 г.РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 18 февраля 2015 года
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Наталия Вячеславовна при секретаре Аленевской А.С., рассмотрев жалобу муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 13» на постановление должностного лица ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 1 октября 2014 года № 329, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 декабря 2014 года, которым постановлено:
Жалобу Гринберг Татьяны Хаксоновны удовлетворить частично.
Исключить из постановления заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому № 329 от 1 октября 2014 года в отношении юридического лица – муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 13» по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях указание на нарушение п. 3.4 СП 3.13.130.2009 (провода и кабели проложены открыто, не в коробах).
В остальной части постановление оставить без изменения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю Апаликовым Ю.Ю. № 329 от 1 октября 2014 года юридическое лицо муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 13» (далее – МБОУ ВСОШ № 13) привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 180000 руб.
Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 декабря 2014 года из постановления должностного лица исключено указание на нарушение п. 3.4 СП 3.13.130.2009 (провода и кабели проложены открыто, не в коробах), в остальной части постановление оставлено без изменения.
В своей жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, директор МБОУ ВСОШ № 13 ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления и судебного решения, указывая, что правила и стандарты, нарушение которых вменяется юридическому лицу, распространяют свое действие на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, тогда как в МБОУ ВСОШ № 13 система пожарной сигнализации была установлена в 2006 году до въезда школы в здание и вступление в силу данных норм и стандартов, и в 2012 году, вопреки выводам судьи городского суда в обжалуемом решении, какого-либо технического перевооружения объекта защиты не проводилось. Кроме того на момент вынесения постановления должностным лицом ГОСТ Р 53315-2009 прекратил свое действие, а вмененный в нарушение ГОСТ Р 53315-2012 не существует.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.
Как усматривается из материалов дела основанием привлечения МБОУ ВСОШ № 13 к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ послужило нарушение им требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно: шлейфы пожарной сигнализации проложены кабелем, не соответствующим требованиям ГОСТ Р 53315-2012 (маркировка кабелей не соответствует и не установлена), п. 13.15.3 СП 5.13130.2009 таблица 2 ГОСТ Р 53315-2012; соединительные линии системы оповещения людей о пожаре проложены кабелем, не соответствующим требованиям ГОСТ Р 53315-2012 (маркировка кабелей не соответствует и не установлена), п. 13.15.3 СП 5.13130.2009, таблица 2 ГОСТ Р 53315-2012; соединительные линии в СОУЭ с речевым оповещением должны быть обеспечены системой автоматического контроля их работоспособности п. 3.4 СП 3.13130.2009.
Согласно п.п. 1.1 и 1.2 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» данный Свод правил устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации и распространяет свое действие на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения.
Однако материалы дела не содержат данных, подтверждающих, что МБОУ ВСОШ № 13 проектировало, либо являлось заказчиком проектирования автоматической установки пожаротушения или пожарной сигнализации, отсутствуют сведения о том, какие мероприятия проводились в 2012 году: модернизация установленной ранее системы пожарной сигнализации, осуществление ее текущего ремонта либо установка новой пожарной сигнализации.
При этом должностным лицом административного органа при вынесении постановления не дана оценка тому обстоятельству, что согласно свидетельству о государственной регистрации права нежилые помещения третьего этажа здания – <...> в г. Петропавловске-Камчатском были переданы МБОУ ВСОШ № 13 в оперативное управление 22 мая 2008 года (л.д. 4), тогда как система пожарной сигнализации полностью на все здание, где также находится образовательная учреждение – СОШ № 2, была установлена в 2006 году, что следует из актов обследования объекта для монтажа охранно-пожарной сигнализации, о проведении входного контроля технических средств сигнализации, испытания и проверки работоспособности средств пожарной и охранно-пожарной сигнализации (л.д. 43-45), плана-схемы монтажа системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре на объекте МОУ СОШ № 2 по ул. Труда, д. 45 (л.д. 46-48).
Более того, вменяя МБОУ ВСОШ № 13 в вину наличие шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий систем оповещения, проложенных кабелем с отсутствующей или несоответствующей требованиям ГОСТ маркировкой, должностным лицом административного органа не указано и не подтверждено доказательствами, какие конкретно кабели проложены с нарушениями: относятся ли они к системе пожарной безопасности, установленной в здании школы в 2006 году, либо эти кабели проложены при монтажных работ ИП ФИО2 в апреле 2012 году (л.д. 70-76).
При таких обстоятельствах вывод о нарушении МБОУ ВСОШ № 13 положений СП 3.13130.2009 не подтвержден доказательствами, а прямых нарушений конкретных норм Федерального закона «О пожарной безопасности», Технического регламента о требованиях пожарной безопасности административным органом учреждению в ходе эксплуатации пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре не вменялось.
Кроме того из акта проверки готовности МБОУ ВСОШ № 13 к новому 2014-2015 учебному году, составленного членами межведомственной комиссии 4 августа 2014 года, усматривается, что в здании, занимаемом правонарушителем, имеется пожарная сигнализация ВЭРС-ПК4, обеспечивающая извещение о пожаре, требования пожарной безопасности выполняются, пожарная сигнализация исправна, система передачи извещений о пожаре обеспечивается через СОШ № 2 (л.д. 37-42). При этом в состав административного правонарушения МБОУ ВСОШ № 13 вменено, помимо прочего, необеспечение соединительных линий в СОУЭ с речевым оповещением системой автоматического контроля их работоспособности.
Также, указывая в постановлении об административном правонарушении на нарушение МБОУ ВСОШ № 13 положений ГОСТ Р 53315-2012, должностное лицо административного органа не приняло во внимание, что требования ГОСТ Р 53315-2009 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» были отменены с 1 января 2014 года приказом Росстандарта от 22 ноября 2012 года № 1097-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта» в связи с введением в действие национального стандарта РФ ГОСТ Р 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности».
При этом следует отметить, что российского стандарта ГОСТ Р 53315-2012, требования которого, как следует из постановления по делу (л.д. 25-27), МБОУ ВСОШ №13 нарушило, не существует, тогда как в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований данного Федерального закона.
Учитывая, что указанные процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом административного органа при вынесении постановления по делу не были устранены судьей городского суда при рассмотрении жалобы на постановление, и они не позволили всесторонне полно и объективно рассмотреть данное дело, что является нарушением требований ст. 24.1 КоАП РФ, вынесенные в отношении МБОУ ВСОШ № 13 постановление и судебное решение нельзя признать законными и обоснованными, а потому они подлежат отмене.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении следует возвратить в административный орган – отдел надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует учесть изложенное, тщательно исследовать доказательства по делу и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных обстоятельств.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 1 октября 2014 года № 329 и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 декабря 2014 года в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) образовательная школа № 13» отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Вечерняя (сменная) образовательная школа № 13» направить в отдел надзорной деятельности по г. Петропавловску-Камчатскому ГУ МЧС России по Камчатскому краю на новое рассмотрение.
Судья Н.В. Гончарова