ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-310/2022 от 24.05.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

дело № 21-310/2022

РЕШЕНИЕ

24 мая 2022 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Лоблевской Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица М. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (управление Росприроднадзора) от 26 ноября 2020 года , оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года, общество с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» (далее - ООО «СГЦ «Вишневский», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, директор общества М. просит об отмене вынесенных по настоящему делу актов, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Законный представитель ООО «СГЦ «Вишневский» и должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Фоминой Л.Р., поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 7 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.

Объективная сторона административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, состоит в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

На основании ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР) (ч. 1).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2).

Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 4)

На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В силу части 1.1 этой же статьи с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что на основании жалобы Б. о нарушении требований природоохранного законодательства государственным инспектором управления Росприроднадзора в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» 13 октября 2020 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе проведения административного расследования у ООО «СГЦ «Вишневский» затребованы основные документы, характеризующие объект хозяйственной деятельности и документы в области обращения с отходами.

В результате проверки установлено, что ООО «СГЦ «Вишневский» осуществляет деятельность по выращиванию и разведению свиней, свиноматок на объекте, расположенном по адресу: Оренбургская область, Сакмарский район, (адрес)

Данный объект относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, включенным в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно журналу первичного учета, во II квартале 2020 года в результате деятельности объекта образовалось 1, 61445 тонн отходов, в III квартале 2020 года – 1, 61445 тонн. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для указанного объекта не разработаны, заявка на получение комплексного экологического разрешения обществом не подавалась.

Как указано в служебной записке временно исполняющего обязанности начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и административных платежей Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 12 ноября 2020 года № 02/398-СЛ, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ООО «СГЦ «Вишневский» поступил на согласование в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 14 сентября 2020 года.

Следовательно, в период с 1 января по 30 сентября 2020 года ООО «СГЦ «Вишневский» осуществляло деятельность, сопровождающуюся образованием отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории, в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо административного органа пришло к выводу о нарушении обществом ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 2 ст. 3 Федерального закона № 219-ФЗ.

С суждениями должностного лица административного органа согласился судья районного суда и пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и решение судьи являются несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно частям 2 и 4 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных отношений) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В силу частей 6 и 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (ред. от 26 марта 2022 года) заявка на получение комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) подлежит рассмотрению при условии соответствия формы и содержания представленных материалов требованиям настоящего Федерального закона. Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выдачу КЭР, размещает заявку на получение КЭР на официальном сайте указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающей возможность свободного доступа к нему заинтересованных лиц.

Из смысла и содержания частей 6 и 10 ст. 31.1 названного Федерального закона, частей 6 и 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ следует, что до января 2019 года обязанность по разработке НООЛР была возложена на всех хозяйствующих субъектов, в чьей деятельности образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 18 Федерального закона № 896- ФЗ в редакции от 31 декабря 2017 года).

В настоящее время ч. 3 ст. 18 названного Федерального закона установлено, что для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании КЭР, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

Переходными положениями о сроках получения комплексного экологического разрешения, установленными Федеральным законом № 219-ФЗ, предусмотрено, что с 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР (ч. 1.1 ст. 11).

Таким образом, до 1 января 2019 года у субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовала обязанность разрабатывать и утверждать НООЛР. Данные субъекты представляли в уполномоченный орган отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

С 1 января 2019 года Федеральный закон № 89-ФЗ не содержит подобного исключения для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем, как указано выше, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, НООЛР устанавливаются на основании КЭР, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 3 ст. 18).

В свою очередь, ч. ч. 1, 10 ст. 31.1 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить КЭР, в составе которого содержатся НООЛР.

При этом, как указано выше, согласно ч. ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, относящихся к области применения наилучших доступных технологий и не включенных в указанный перечень, до 1 января 2025 года обязаны получить КЭР.

С 1 января 2019 года и до получения КЭР в указанные выше сроки допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР.

В период спорных правоотношений действовал Порядок разработки и утверждения НООЛР (утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50), который, как следует из п. 2 данного Порядка, предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответствующий порядок для субъектов малого и среднего предпринимательства отсутствовал.

Исходя из сведений, содержащихся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, о наличии у общества соответствующих лицензий, которые внесены в 2016 году, общество в период вмененных ему нарушений являлось субъектом малого и среднего предпринимательства (среднее предприятие).

Учитывая изложенное, указанные в спорном постановлении выводы надзорного органа о допущенном обществом нарушении основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства.

Согласно материалам дела проект НООЛР от ООО «СГЦ «Вишневский» поступил на согласование в Южно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 14 сентября 2020 года, утвержден в октябре 2020 года.

Следовательно, в действиях ООО «СГЦ «Вишневский» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом РФ в определениях от 29 сентября 2021 года N 309-ЭС21-16675 по делу N А71-14986/2019; от 17 июня 2021 года N 302-ЭС21-8387 по делу N А33-12884/2020.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора управления Росприроднадзора от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в ООО «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу директора общества М. удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан и Оренбургской области, главного специалиста-эксперта межрегионального Медногорского отдела государственного экологического надзора Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 ноября 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 7 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Селекционно Гибридный Центр «Вишневский» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Оренбургского

областного суда Т.И. Пересыпкина