Дело №21-311/ 2018
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Тюмень 13 июня 2018 года
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Паршуковой Ольги Александровны, поданную защитником Петровым Евгением Анатольевичем, на решение судьи Ярковского районного суда Тюменской области от 18 мая 2018 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора и организации контрольной деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам (далее также Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам) Ямщиковой И.Е. от 05 марта 2018 года № 08-10-18-015545 (с учётом определения от 08 мая 2018 года об исправлении описки) Паршукова О.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Паршукова О.А. обратилась в суд с жалобой, в которой просила постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, указывая, что по имеющимся в материалах дела фотографиям невозможно определить, что зафиксированный на них земельный участок принадлежит Паршуковой О.А. Также указывает, что материалы дела не позволяют определить, какая часть земельного участка исследована в ходе проверки, и кому из совладельцев участка на праве собственности эта часть принадлежит. Кроме того, должностное лицо Россельхознадзора разрешая вопрос о виновности Паршуковой О.А., не только не конкретизировало действия либо бездействие Паршуковой О.А. применительно к диспозиции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, но и не учло положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Отмечает, выданным ей предписанием было предложено провести мероприятия по уничтожению древесно-кустарниковой растительности на площади 79 860 кв.м, в срок до 01 октября 2018 года, в связи с чем полагает, что до наступления указанной даты привлечение её к административной ответственности является необоснованным.
Решением судьи Ярковского районного суда Тюменской области от 18 мая 2018 года заместителя начальника отдела земельного надзора и организации контрольной деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам от 05 марта 2018 года оставлено без изменения, жалоба Паршуковой О.А. оставлена без удовлетворения.
С данным решением не согласна Паршукова О.А. В жалобе в вышестоящий суд, поданной защитником Петровым Е.А., просит постановление должностного лица от 05 марта 2018 года и решение судьи Ярковского районного суда Тюменской области от 18 мая 2018 года отменить и прекратить производство по делу. Приводя доводы, аналогичные изложенным в жалобе в районный суд, дополнительно полагает, что поскольку назначение внеплановой проверки не соответствует нормам действующего законодательства, все принятые в рамках указанной проверки акты являются незаконными.
На жалобу поступил отзыв административного органа.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд и отзыва на неё, заслушав в судебном заседании объяснения защитника Паршуковой О.А. Петрова Е.А., настаивавшего на доводах жалобы, объяснения должностного лица, вынесшего постановление по делу, - заместителя начальника отдела земельного надзора и организации контрольной деятельности Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам Ямщиковой И.Е., возражавшей против удовлетворения жалобы, оснований для отмены или изменения решения судьи Ярковского районного суда Тюменской области не усматриваю.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Требования к собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, иным юридическим и физическим лицам по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, по недопущению, в частности, порчи и иного негативного воздействия на земли и почвы, по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, по защите земель от загрязнения химическими веществами и другого негативного воздействия, по принятию мер по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обеспечения качества окружающей среды, предусмотрены пунктом 2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
В силу пп. 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из материалов дела, Паршукова О.А. является собственником земельного участка площадью 151429+-3405 кв.м (доля в праве ?), кадастровый номер <.......>, расположенного по адресу: <.......>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.82-83).
На основании утверждённого приказом руководителя Управления Россельхознадзора № 33-о/д от 06 февраля 2018 года планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования указанного земельного участка был проведен осмотр и обследование этого земельного участка, по результатам которого составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования № 031 от 07 февраля 2018 года, в котором были зафиксированы признаки невыполнения собственниками земельного участка установленных требований и обязательных мероприятий по защите земель от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью.
На основании указанного акта от 07 февраля 2018 года государственным инспектором отдела земельного надзора и организации контрольной деятельности Управления Осмоловским А.П. вынесено представление от 08 февраля 2018 года о выявлении признаков нарушения требований земельного законодательства, с целью принятия мер по которому заместителем руководителя Управления Иванюком Н.Ф. 12 февраля 2018 года издано распоряжение № 5-ОЗН о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения физическим лицом требований земельного законодательства. В период с 10 часов 30 минут до 12 часов 30 минут 20 февраля 2018 года инспектором <.......> была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>, кадастровый номер <.......>, площадью 151429 кв.м. По результатам данной проверки составлен акт осмотра от 20 февраля 2018 года и акт проверки № 5-ОЗН. Из данных документов следует, что Паршуковой О.А. не выполнены установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а именно – не проведены мероприятия по борьбе с сорной и древесно-кустарниковой растительностью на площади 79860 кв.м (1/2 доли названого земельного участка).
Так, по всей площади западного контура указанного земельного участка произрастает сорная растительность, растения в засохшем виде желтого и коричневого цвета, высота растений над слоем снега составляет 0,5 – 1,5 метра. У растений присутствует генеративные органы, плотность произрастания составляет 20-30 штук на 1 кв.м. Видовой состав сорной растительности: тростник обыкновенный, марь белая, полынь обыкновенная и другие. Также по всей площади западного контура земельного участка произрастает древесно-кустарниковая растительность, растения произрастают крупными очагами и одиночно, высота растений составляет 1-3 метра. Видовой состав древесно-кустарниковой растительности: сосна, береза, ива.
На основании вышеуказанных актов осмотра и проверки от 20 февраля 2018 года должностным лицом административного органа был обоснованно составлен протокол ААА № 015545 от 27 февраля 2018 года в отношении Паршуковой О.А. в связи с выявлением признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Из письма первого заместителя главы Ярковского муниципального района от 05 февраля 2018 года № 0162 следует, что трёхконтурный земельный участок с кадастровым номером <.......> относится к виду сельскохозяйственных угодий – пашня, пастбище, сенокос. При этом не указание должностным лицом на конкретный вид угодий, относящихся в западному контуру, имеющему площадь 79860 кв.м., основанием к признанию незаконными доказательств не является, поскольку требования Земельного кодекса РФ об обязанности собственников земельных участков проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, не ставится в зависимость от вида сельскохозяйственных угодий.
Доводы жалобы о том, что из имеющихся в материалах дела фотографий невозможно определить принадлежность земельного участка Паршуковой О.А., нахожу необоснованными, поскольку осмотр земельного участка с кадастровым номером <.......> проводился 20 февраля 2018 года в присутствии Паршуковой О.А., которая замечаний относительно того, что осматриваемый земельный участок ей не принадлежит, не высказывала ни при осмотре земельного участка, ни при составлении протокола об административном правонарушении.
Также является несостоятельным довод о недопустимости полученных в ходе проверки административным органом доказательств, поскольку проведение проверки и оформление всех документов производилось в полном соответствии с положениями пунктов 68, 69 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного Приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 591, и Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 16 октября 2015 года № 475.
При этом выдача Паршуковой О.А. по результатам проверки предписания об устранении выявленных нарушений не исключает привлечение её к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, поскольку факт совершения правонарушения доказан, а согласно ч.4 ст.4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
С учётом изложенного полагаю, что судья районного суда обоснованно оставил без изменения вынесенное в отношении Паршуковой О.А. постановление о привлечении ее к административной ответственности по ч.2 ст.9.7 КоАП РФ, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.30.1, 30.6, п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
Решение судьи Ярковского районного суда Тюменской области от 18 мая 2018 года оставить без изменения, жалобу Паршуковой Ольги Александровны, поданную защитником Петровым Евгением Анатольевичем, оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова