ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
... 11 июля 2012 года
Судья Верховного суда Республики Башкортостан Салихов Х.А.,
при секретаре Исхаковой Е.А.,
при участии ФИО1 – лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
Изотова М.С. – старшего помощника прокурора Ленинского района г.Уфы РБ,
представителей Управления Федеральной Антимонопольной службы по Республике Башкортостан – ФИО2, ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Ленинского района г.Уфы РБ Зубаирова Р.Р. на решение Кировского районного суда ... от ... года, которым:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО4 № АГЗ-81/12 от ... года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 оставлено без изменения, протест прокурора ... РБ – без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ :
... года по итогам проведенной прокуратурой ... проверки соблюдения требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд муниципальным образовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № ... городского округа ... Республики Башкортостан (далее Учреждение) прокурором ... возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении председателя котировочной комиссии ФИО1
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО4 № АГЗ-81/12 от ... года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием события правонарушения.
..., не согласившись с постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО4 №АГЗ-81/12 от ... года, обратился в Кировский районный суд ... с протестом, предлагая его отменить, материал вернуть на новое рассмотрение.
Судом принято указанное выше решение от ... года об оставлении протеста прокурора ... без удовлетворения.
Не соглашаясь с решением суда от ... года, прокурор ... Зубаиров Р.Р. опротестовал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, дело направить на новое рассмотрение в суд. При этом указывается, что в нарушение положений ч.2 ст.30.7, ч.1 ст.29.10 КоАП РФ судом не была дана оценка всем доводам прокурора. Так, выводы должностного лица и суда об отсутствии в извещении о запросе котировок требования о предоставлении копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, опровергаются сопроводительной документацией к данному извещению о запросе котировок, где установлено такое требование.
Заказчик для удовлетворения своих потребностей в качественном выполнении работ в образовательном учреждении для участников запроса котировок установил наличие допуска к монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций. Выводы, что для признания участника размещения заказа победителем достаточно лишь предложения о наиболее низкой цене контракта также является несостоятельным, допущена произвольная трактовка действующего законодательства. Котировочная заявка ООО «ЮникаСтрой» не отвечает всем требованиям, установленным в запросе котировок, поскольку необходимого допуска к видам работ, оговоренного в извещении, не имеет. Таким образом, признание ООО «ЮникаСтрой», не имеющей свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой строительной организацией, согласно перечню требуемых видов работ победителем запроса котировок является незаконным и не соответствующим потребностям заказчика.
Проверив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора Изотова М.С., поддержавшего доводы протеста, возражения ФИО1, представителей УФАС России по РБ ФИО2, ФИО3, обсудив доводы протеста и возражений, нахожу протест подлежащим оставлению без удовлетворения.
Частью 7 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена ответственность за выбор членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела, приказом №... от ... года директора Учреждения создана единая комиссия по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Учреждения, в состав которой в качестве председателя включен ФИО1
... года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение №... о проведении запроса котировок на выполнение общестроительных работ по ремонту спортзала в Муниципальном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № ... городского округа ... РБ, максимальная цена контракта составила 279 996,78 руб. Окончание приема котировочных заявок установлено до ... года
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок №... котировочная заявка подается участником размещения заказа в письменном виде (нарочным или письмом), подписанная уполномоченным лицом и скрепленная печатью участника размещения заказа, или форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. Форма котировочной заявки прилагается (см. раздел Сопроводительная документация).
В сопроводительной документации (техническом задании, утвержденном начальником отдела образования администрации ...... года) одним из требований к участникам размещения заказа является соответствие условиям: наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой строительной организацией, согласно перечню видов работ в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»: монтаж деревянных конструкций, монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций.
... года состоялось рассмотрение и оценка комиссией котировочных заявок, по результатам которого поданные заявки допущены к участию в запросе котировок, а победителем признано ООО «ЮникаСтрой», протокол рассмотрения котировочных заявок размещен на сайте www.zakupki.gov.ru.
Прокурор района, возбуждая дело и вменяя ФИО1 совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.30 КоАП РФ, исходит из незаконности принятого котировочной комиссией решения от ... года о признании ООО «ЮникаСтрой» победителем запроса котировок в связи с нарушением требований законодательства. Так указывается, что ООО «ЮникаСтрой» не имеет допуска к проведению требуемых видов работ по монтажу, усилению и демонтажу конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Имеет свидетельство о допуске №....№... от ... года к иным видам работ.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО4 № АГЗ-81/12 от ... года производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием события правонарушения. При этом указывается на то, что ООО «ЮникаСтрой» предоставило котировочную заявку, отвечающую требованиям, установленным в законе и извещении о проведении запроса котировок, что является достаточным условием для ее рассмотрения. Оснований, предусмотренных ч.3 ст.47 Федерального закона от ... года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для отклонения заявки не имелось. Иных оснований для отклонения котировочной заявки закон не предусматривает. В техническом задании Заказчика не установлены требования к предоставлению в составе котировочной заявки копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а только имеется ссылка на наличие у участника размещения заказа данных документов. Данные требования также не установлены и в извещении о проведении запроса котировок. Исходя из изложенного сделан вывод, что члены котировочной комиссии, в том числе ФИО1, правомерно допустили котировочную заявку участника размещения заказа ООО «ЮникаСтрой» к участию и при рассмотрении признали победителем.
Суд первой инстанции, пересматривая дело по протесту прокурора района, согласился с таким выводом должностного лица и своим решением от ... года оставил протест без удовлетворения.
Полагаю, что суд первой инстанции по протесту прокурора на постановление должностного лица органа надзора проверил дело в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ и вынес обоснованное и законное решение, в котором дал надлежащую оценку всем имеющимся доказательствам по делу об административном правонарушении и всем доводам протеста, которая сомнений не вызывает. Настоящий протест не содержит доводов, которые влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Согласно ч.1 ст.47 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закона о размещении заказов) котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.
В извещении о проведении запроса котировок №... установлены требования к форме котировочной заявки, а именно: котировочная заявка подается участником размещения заказа в письменном виде (нарочным или письмом), подписанная уполномоченным лицом и скрепленная печатью участника размещения заказа, или форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации. Все предложения, полученные после указанного срока, не рассматриваются. Котировочные заявки посредством факсимильной связи не принимаются. Форма котировочной заявки прилагается (см. раздел Сопроводительная документация).
В сопроводительной документации запроса котировок установлена форма котировочной заявки, в которой определены следующие требования: наименование участника размещения заказа; организационно-правовая форма; юридический адрес; почтовый адрес; фактическое местонахождение участника размещения заказа; Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте жительстве участника размещения заказа (для физ. лиц); контактный телефон/факс, идентификационный номер налогоплательщика, а также банковские реквизиты (наименование банка, БИК, ИНН, р/с, к/с). Иные требования к котировочной заявке не установлены.
В соответствии со ст.44 Закона о размещении заказов, котировочная заявка при размещении заказа на выполнение работ и оказание услуг должна содержать следующие сведения:
- наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника размещения заказа;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- согласие участника размещения заказа исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
- цена товара, работы, услуги с указанием сведений о включенных или не включенных в нее расходах (расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи).
Перечень требований к котировочной заявке, установленных в ст.44 Закона о размещении заказов, является закрытым.
Таким образом, форма котировочной заявки, установленная в сопроводительной документации при размещении заказа путем проведения запроса котировок №..., содержит сведения, а именно: наименование участника размещения заказа; организационно-правовая форма; юридический адрес; почтовый адрес; фактическое местонахождение участника размещения заказа; Ф.И.О., паспортные данные, сведения о месте жительстве участника размещения заказа (для физ. лиц); контактный телефон/факс, идентификационный номер налогоплательщика, а также банковские реквизиты (наименование банка, БИК, ИНН, р/с, к/с), которые соответствуют требованиям, установленным в ст.44 Закона о размещении заказов.
Представленная котировочная заявка участника размещения заказа ООО «ЮникаСтрой» соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и была заполнена по форме котировочной заявки. Данное обстоятельство не оспаривается.
Действительно, в техническом задании, помимо требований, установленных в ст.43 Закона о размещении заказов, к участникам размещения заказа установлены ряд требований, в том числе требование соответствовать условиям: наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой строительной организацией, согласно перечню видов работ в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»: 11. Монтаж деревянных конструкций; 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций.
Данного требования по допуску к выполнению требуемых видов работ у участника ООО «ЮникаСтрой» не имелось. Однако данное обстоятельство не могло повлечь нерассмотрение и отклонение комиссией котировочной заявки Общества, отвечающей требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, предложенная в которой цена (265996,94руб.) товаров, работ, услуг не превышала максимальную цену (279996,78руб.), указанную в извещении о проведении запроса котировок, и являлась наименьшей из числа других предложений о цене контракта.
Так, в соответствии с ч.3 ст.47 Закона о размещении заказов, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
В данном случае котировочные заявки участников размещения заказа представлены в соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении запроса котировок.
Таким образом, члены котировочной комиссии правомерно допустили котировочные заявки участников размещения заказа к участию в запросе котировок.
В соответствии с ч.1 ст.42 Закона о размещении заказов победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Исходя из положений ч.1 ст.42, ч.1, ч.2, ч.3 ст.47 Закона о размещении заказов, победителем запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта, однако только после того, как котировочная заявка участника размещения заказа допущена к участию в запросе котировок в соответствии с требованиями, установленными в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок №... от ... года победителем в проведении запроса котировок определен участник размещения заказа ООО «ЮникаСтрой», предложивший наиболее низкую цену контракта.
Исходя из изложенного, председателем котировочной комиссии ФИО1 победитель запроса котировок определен в соответствии с требованиями, установленными законодательством о размещении заказов.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от ... года№... (ред. от ... года) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 N 16902) по видам работ: 11. Монтаж деревянных конструкций, 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций, требуется получение свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, к которым общестроительные работы по ремонту спортзала в школе не относятся. В приведенном в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечне особо опасных, технически сложных и уникальных объектов здание школы не указано.
Таким образом, указание в техническом задании Заказчика на требование к участникам размещения заказа соответствовать условиям: наличие копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, было необоснованным. Для выполнения общестроительных работ по ремонту спортзала школы допуск к заявленным видам монтажных работ не требовался.
При таких обстоятельствах заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО4 обоснованно прекратила производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, с законностью и обоснованностью которого правильно согласился суд первой инстанции.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом и судом соблюден. Дело правомочным должностным лицом УФАС России по РБ и жалоба судом рассмотрены с участием ФИО1, старшего помощника прокурора ... Изотова М.С.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица органа надзора и решения суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Решение Кировского районного суда ... РБ от ... года об оставлении без изменения постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по ... ФИО4 № АГЗ-81/12 от ... года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, протест прокурора ... РБ Зубаирова Р.Р. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Салихов Х.А.
Справка: судья Харисов Ф.В.дело № 33А-21/312/2012