Судья Бортникова Е.В. Дело № А-7 21-312/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Калуга 19 октября 2016 года
Судья Калужского областного суда Жудов Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу министра тарифного регулирования Калужской области ФИО3 на решение судьи Жуковского районного суда Калужской области от 9 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в отношении директора муниципального унитарного предприятия «Возрождение» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
постановлением министра тарифного регулирования Калужской области ФИО3 от 5 мая 2016 года № директор МУП «Возрождение» ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обжаловал его в суд.
Решением судьи Жуковского районного суда Калужской области от 9 августа 2016 года постановление должностного лица было отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, руководитель министр тарифного регулирования Калужской области просит решение судьи отменить, как незаконное и необоснованное, указывая в жалобе, что доводы судьи об отсутствии в действиях директора муниципального предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Выслушав представителя Министерства тарифного регулирования Калужской области ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, ФИО1 и его защитника Щедроткина Е.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, с учетом поступивших к ней дополнений, прихожу к следующему.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Как следует из оспариваемого постановления должностного лица, в январе 2016 года МУП «Возрождение» производило расчеты с потребителями за потребленные коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению на территории сельского поселения <адрес>, без установленного министерством тарифа. При этом тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение установлены для указанного предприятия, с учетом данных, утвержденных производственной программой МУП «Возрождение», включающих в себя объемы поставки ресурса и объем необходимой валовой выручки, необходимые только для обеспечения потребителей села <адрес>. В нарушение требований действующего законодательства, ФИО1 не представлено в министерство предложение об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для их оказания на территории сельского поселения <адрес>, в связи с чем им был нарушен установленный государством порядок ценообразования.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении, под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства) понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Согласно имеющейся в деле копии устава, муниципальное унитарное предприятие «Возрождение» муниципального образования сельское поселение <адрес> создано 21 февраля 2014 года на основании постановления главы администрации указанного сельского поселения, к основной цели деятельности которого в частности отнесено предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг.
Представленной по делу копией договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №2 от 4 апреля 2014 года подтверждается владение и пользование предприятием имуществом по согласованному перечню, предназначенного для водопользования.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится в том числе холодное водоснабжение.
В сфере холодного водоснабжения регулированию, в частности, подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (часть 2 указанной нормы).
В сфере водоотведения регулированию подлежит, в том числе тариф на водоотведение (часть 8 статьи 31 Закона о водоснабжении).
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, указанных в части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении.
Пунктом 12 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов.
Согласно пункту 14 этих же Правил, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов (пункт 16 Правил).
При этом к заявлению об установлении тарифов прилагаются в том числе следующие обосновывающие материалы: копии правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности; копия утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и с расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.
Под производственной программой названный закон понимает программу текущей (операционной) деятельности организации по осуществлению холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения (статья 2 Закона о водоснабжении)
Содержание производственной программы определено нормативными положениями статьи 41 Закона о водоснабжении.
Так, производственная программа должна в частности содержать: перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды; планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод); объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; график реализации мероприятий производственной программы.
Производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов.
Производственная программа разрабатывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на срок действия регулируемых тарифов.
Этим же законом, в его части 5 статьи 32 установлено, что при расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
Из дела видно, что приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 11 мая 2015 года № по заявлению унитарного предприятия, было открыто дело об установлении одноставочных тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП «Возрождение» на 2016-2018 г.г. При регулировании тарифов решено применять метод индексации.
Из дела также следует, что приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 14.12.2015 г. № утверждена производственная программа в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП «Возрождение».
Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы (пункт 27 Правил).
Приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 14 декабря 2015 года №, с учетом приказа данного административного органа об утверждении указанной выше производственной программы, установлены и введены в действие с 1 января 2016 года тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на водоотведение для применяющего упрощенную систему налогообложения МУП «Возрождение» МО СП «<адрес>», на 2016 год с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему приказу.
При рассмотрении дела об административном правонарушении также установлено, что 22 ноября 2015 года между администрацией сельского поселения <адрес> и МУП «Возрождение» заключен договор аренды недвижимого имущества № от 22 ноября 2015 года. По условиям названного договора, предприятию на срок 30 календарных дней было предоставлено во владение и пользование имущество в целях предоставления физическим и юридическим лицам коммунальных услуг по водоснабжению и водоотведению (п.1.1, п.1.11, п.1.12 договора).
Оказание предприятием перечисленных услуг на территории сельского поселения села <адрес> в январе 2016 года, по тарифам, утвержденным приказом регулятора от 14 декабря 2015 года №, подтверждается ответом врио главы администрации СП «<адрес>» от 4 апреля 2016 года и представленными копиями квитанций об оплате физическими лицами коммунальных услуг.
Сведений о прекращении действия указанного договора аренды, с учетом требований п.2 ст.621 Гражданского кодекса РФ, после истечения установленного в нем срока, материалы дела не содержат.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Как следует из материалов дела, судья Жуковского районного суда, рассмотрев жалобу директора МУП «Возрождение» на постановление должностного лица и делая вывод об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, счел выводы должностного лица о том, что тарифы для МУП «Возрождение», установленные на основании производственной программы, в которую включены лишь объемы поставки ресурса и объем НВВ, необходимый для обеспечения потребителей села Восход, и не учтены аналогичные показатели, необходимые для обеспечения потребителей села Трубино, несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являются основанием для их учета в производственной программе и внесения предложения об установлении тарифов в следующем периоде.
В качестве нормативного обоснования данного вывода, судьей в частности приведены положения пункта 80 Основ ценообразования, согласно которому необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
С указанным выводом судьи следует согласиться.
Наряду с этим, дополнительно следует отметить также и то, что по смыслу положений пунктов 17, 18 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641, корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией только в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе, в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы. При корректировке производственной программы, предполагающей увеличение финансовых потребностей, необходимых для ее реализации, указанные финансовые потребности учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Таким образом, доводы жалобы о совершении руководителем юридического лица указанного административного правонарушения подлежат отклонению, как необоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Жуковского районного суда Калужской области от 9 августа 2016 года оставить без изменения, жалобу министра тарифного регулирования Калужской области ФИО3 – без удовлетворения.
Судья