ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-315 от 14.12.2016 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-315 судья Сафонов М.Ю.

РЕШЕНИЕ

14 декабря 2016 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, на постановление заместителя главного государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районах, Славном по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 26 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районах, Славном по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Суворовский районный суд Тульской области.

Решением судьи Суворовского районного суда Тульской области от 26 сентября 2016 года постановление заместителя главного государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районах, Славном по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, отменить, прекратив производство по делу.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения ФИО1 и его защитника по устному заявлению ФИО1, возражения заместителя главного государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районах, Славном по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ФИО12 заслушав показания свидетелей ФИО10 и ФИО11 обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Как установлено должностным лицом и судьей районного суда, что 27 мая 2016 года в ходе проведения органами муниципального контроля администрации муниципального образования Суворовский район плановой выездной проверки соблюдения ФИО1 земельного законодательства было выявлено, что им используется земельный участок: площадью 64 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, Суворовский район, д.Врушицы, с восточной стороны от д.4, в отсутствие, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.

В качестве доказательств виновности ФИО1 должностным лицом и судьей районного суда были приняты: акт проверки органом муниципального контроля гражданина от ДД.ММ.ГГГГ; обмер площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ схематический чертеж земельного участка; фототаблица; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ

Проанализировав указанные доказательства, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ.

Однако с такими выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1 ст.72 КоАП РФ).

Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года) утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля, который разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тульской области от 1 сентября 2011 года №1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» и устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальных образований Тульской области (п.1.1 указанного Порядка).

В силу п.1.11 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года), муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых) и мероприятий по контролю.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом муниципального земельного контроля ежегодных планов. План проведения плановых проверок ежегодно утверждается руководителем органа муниципального земельного контроля и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом (пункты 2.4 и 2.5 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года)).

По результатам проверки должностными лицами органа муниципального земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в двух экземплярах. В акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований земельного законодательства, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (п.2.32 и п.п.7 п.2.33 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года)).

Постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 18 февраля 2015 года №251 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Суворовский район (далее Регламент), в пунктах 6.50 и 6.51 которого указано, что по результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки, и в нем указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения; в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, необходимо указать в акте проверки соблюдения земельного законодательства и прилагаемых к нему соответствующих материалах (подтверждающих нарушение земельного законодательства) информацию о наличии признаков выявленного нарушения (выраженного в самовольном занятии земельного участка, или его использовании без правоустанавливающих документов на землю, или в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользованием земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом).

В рамках выполнения Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Суворовский район, на 2016 год, и на основании распоряжения главы администрации муниципального образования Суворовский район от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ органом муниципального контроля была проведена плановая выездная проверка в рамках муниципального земельного контроля, результаты которой зафиксированы в акте проверки органом муниципального контроля гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам плановой выездной проверки в действиях ФИО1 усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.

Как следует из свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а так же акта проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО1 является собственником двух смежных земельных участков общей площадью *** кв.м. с кадастровым номером и общей площадью *** кв.м. с кадастровым номером , расположенными по адресу: <адрес>, которые обнесены единой изгородью, без разделения по смежной границе.

Органом муниципального контроля проводилась проверка соблюдения земельного законодательства только по земельному участку с кадастровым номером , и для обмера сотрудниками применялся измерительный прибор *** (свидетельство о поверке от ДД.ММ.ГГГГ). Навигационное оборудование в ходе проверки в отношении ФИО1 не применялось, и площадь земельного участка с кадастровым номером не сопоставлялась с размерами, указанными в документах на него, что прямо следует из текста соответствующего акта проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу указанных выше требований к порядку оформления результатов проверки акт должен в обязательном порядке содержать сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

В нарушении указанных положений акт проверки соблюдения земельного законодательства органом муниципального контроля от ДД.ММ.ГГГГ года содержит лишь информацию о том, что ФИО1 используется земельный участок: площадью кв.м., расположенный по адресу: ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него, но не указанно по какой стороне произошло нарушение границ данного объекта. Не содержат указанных сведений и иные материалы, как проверки, так и дела об административном правонарушении.

Однако, должностными лицами при составлении протокола об административном правонарушении и в постановлении по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении сделан однозначный вывод, что ФИО1 допущено нарушение границ земельного участка, принадлежащего муниципальному образованию именно с восточной стороны.

Изложенное, подтверждает недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые по настоящему делу акты о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах судья областного суда приходит к выводу о том, что административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1

На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Следовательно, постановление заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Плавского районного суда Тульской области от 19 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 подлежат отмене и прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора в Арсеньевском, Белевском, Одоевском, Суворовском районах, Славном по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 26 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, отменить.

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья