ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-315/2021 от 08.06.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело 21-315/2021

(12-67/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

«08» июня 2021 года судья Воронежского областного суда Меремьянин Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Региональная сетевая компания» ФИО1, а также жалобу представителя ФИО2 действующего в интересах должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО3 на решение судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 03 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении исполняющего обязанности заместителя генерального директора - директора филиала ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» ФИО4,

(судья районного суда Бражникова Т.Е.)

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя управления - начальника отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО3 от 19.08.2020 года № 036/04/9.21-216/2020 года исполняющий обязанности заместителя генерального директора – директор филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» ФИО4 привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.

Решением судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 03 февраля 2021 года постановление должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19.08.2020 года № 036/04/9.21-216/2020 о привлечении исполняющего обязанности заместителя генерального директора – директора филиала ПАО «МРСК Центра»-«Воронежэнерго» ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, дело об административном правонарушении в отношении ФИО4 возвращено в Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на новое рассмотрение.

В жалобах, поданных в областной суд, представитель должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области, вынесшего оспариваемое постановление ФИО2, а также директор ООО «Региональная сетевая компания» ФИО1 просят отменить решение судьи как незаконное и необоснованное.

В судебном заседании, назначенном на 11:30 24.05.2021 г. объявлялись перерывы до 28.05.2021 г. 14:30, 04.06.2021 г. 16:15, 08.06.2021 г. 17:15.

В судебном заседании защитник ФИО4 – Зинковская А.В. возражала против доводов жалобы, представитель должностного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области ФИО2 доводы жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив в полном объеме материалы дела, доводы жалоб и возражений, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность, в том числе в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Квалифицируемые по данной норме нарушения посягают, в том числе на порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении виновным лицом норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861, в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства), принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с абзацем 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг устанавливается Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ 01 27.12.2004 г. № 861 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил установлено, что недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления указанных услуг их потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги.

Сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом) регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.

При этом точкой поставки по договору будет являться точки присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 6 Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройства потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрически энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии, регламентируется Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (статья 4).

Согласно статье 3 указанного закона субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

Статьей 3 названного закона предусмотрено, что субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по оказанию услуг по передаче электрической энергии; потребители электрической энергии - это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями; территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.11.2019 года между ПАО «ТНС Энерго-Воронеж» и ФИО5 был заключен договор энергоснабжения № 25388, согласно пункту 1.1 которого: «Гарантирующий поставщик обязуется осуществляем продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителя, а Потребитель обязуется оплачивать потребителю электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных данным Договором». Пунктом 1.2 Договора установлено, что, гарантирующий поставщик поставляет электрическую энергию (мощность) в точки поставки Потребителя, указанные в Приложении № 2 к настоящему Договору. Такое же положение указано в пункте 2.1.1 Договора.

В соответствии с Приложением № 2 к Договору от 01.11.2019 точка поставки указана на 1 отходящих кабельных наконечниках в РУ-0,4 кВ ТП 3500 кВА, ВЛ-10-3, ПС 35 кВ Алена.

Согласно прилагаемой к Договору схеме электроснабжения ПАО «ТНС Энерго-Воронеж» осуществляет электроснабжение ФИО5 через объекты электросетевого хозяйства (ВЛ-10-3 от ПС «Алена» до ТП 3500 кВА), принадлежащие ООО «РСК» на праве аренды.

ООО «РСК» и ИП ФИО5 31.07.2019 года был заключен договор аренды №1, по которому было передано имущество: трансформатор ТП-3500 кВа 10/0,4 кВ; ВЛ-10-3 от ПС 35 кВ «Алена» до ТП 3500 кВА 10/0,4 кВ с максимально разрешенной мощностью 2872 кВТ.

31.07.2019 г. ООО «РСК» направило в ПАО «МРСК Центра» письмо (исх. №157) на переоформление акта об осуществлении технологического присоединения в связи со сменой владельца объектов электросетевого хозяйства.

02.08.2019 г. ПАО «МРСК Центра» направило ООО «РСК» переоформленный акт об осуществлении технологического присоединения № 252.

Таким образом, с 02.08.2019 г. ООО «РСК» осуществляет переток электрической энергии через ТП-3500кВА 10/0,4кВ; ВЛ-10-3, которые технологически присоединены к ПС «Алена», принадлежащей ПАО «МРС Центра», на энергопринимающие устройства ФИО5

21.11.2019 г. электроснабжение ФИО5 было прекращено, в связи с чем, он обратился в ПАО ТНС Энерго-Воронеж» и ООО «РСК» для установления причин прекращения электроснабжения и его восстановления.

21.11.2019 г. и 19.12.2019 г. «РСК» составило акты осмотра (обследования электроустановки ФИО5, в котором зафиксировало отсутствие нагрузки физического присоединения КЛ 10 кВ № 3 к ячейке на ПС «Алена».

ООО «РСК» 21.11.2019 г., 28.11.2019 г., 16.12.2019 г. и 12.02.2020 года направляло в адрес ПАО «МРСК Центра» письма о допуске персонала ООО «РСК» для работ по подключению кабеля в ячейке № 3 ПС 35/10 Алена с целью восстановления энергоснабжения потребителя ФИО5

На вышеуказанные заявления ООО «РСК», ПАО «МРСК Центра» направляло в адрес ООО «РСК» письма от 26.11.2019 г., 09.12.2019 г., 09.01.2020 г. в которых указывало, что у ПАО «МРСК Центра» отсутствуют основания допуска работников ООО «РСК» к работам в ячейке № 3 на ПС «Алена».

Факт отказа ПАО «МРСК Центра» о допуске работников ООО «РСК» к ячейке № 3 ПС 35/10 Алена, не оспаривался и в ходе судебного заседания.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 №861, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением Правил.

26.11.2019 г. 12.12.2019 г., 26.12.2019 г., 27.12.2019г. 10.01.2020 г., 27.01.2020 г., 18.02.2020 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступили обращения ООО «РСК» (вх. № 01-11/3231;№ (14 921: № 01-14/922: №01-1 1/3595: №01-11/3621; №01-14/12; №01-14/14; №1 12/123, №01-12/260), в том числе из прокуратуры Воронежской области, прокуратуры Рамонского района Воронежской области, ОМВД РФ по Рамонскому району Воронежской области, ФАС России по вопросу правомерности отказа «МРСК Центра» в лице филиала «Воронежэнерго» в обеспечении доступа представителей ООО «РСК» на подстанцию «Алена», расположенную по адресу: Воронежская область, Рамонский район для восстановления электроснабжения потребителей, технологически присоединенных к указанной ПС.

В ходе проведенной проверки по поступившим обращениям, Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области пришло к выводу о нарушении должностным лицом ФИО4 положений абзаца 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике и пункта 6 Правил, выразившемуся в незаконном препятствовании с 26.11.2019 г. перетоку электрической энергии через ТП-3500 кВА и ВЛ-10-3, принадлежащих на праве аренды ООО «РСК» на энергопринимающие устройства ФИО5 путем необоснованного отказа в доступе ООО «РСК» на ПС «Алена».

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения 19.08.2020 года ФИО4 к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отменяя постановление от 19.08.2020 года, в отношении ФИО4, судья районного суда обоснованно пришла к выводу о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области были допущенные нарушения материальных и процессуальных требований КоАП РФ.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч.2).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3).

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4).

Таким образом, из буквального и системного толкования положений ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что обязанность установить и доказать событие правонарушения, а также вину лица, привлекаемого к административной ответственности, возложена на административный орган.

Как верно установлено судом, Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, а также Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, не предусматривают, что собственник технического оборудования, которым в данном случае выступает ПАО «МРСК Центра» в безусловном порядке обязано допустить к своему имуществу работников сторонней организации. Какого-либо иного обоснования ПАО «МРСК Центра» данной обязанности в постановлении должностного лица не приведено.

С учетом изложенного суд пришел к выводу, что данное обстоятельство как имеющее значение для дела, в с достаточной полнотой не исследовано и надлежащей оценки в постановлении не получило.

Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не имеется.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2).

Согласно приказа № 92-лп от 15.04.2019 г. ФИО4 начал исполнять обязанности заместителя генерального директора - директора филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго» с 26.04.2019 г., а также являлся первым заместителем директора-главным инженером.

Согласно приказа №89 от 22.05.2020 г. ФИО4 с 26.05.2020 г. вступил в должность заместителя генерального директора- директора филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

Как следует из протокола об административном правонарушении от 13.08.2020 г., составленного в отношении заместителя генерального директора- директора филиала ПАО ПАО «МРСК Центра» ФИО4, вменяемое правонарушение совершено в период с 26.11.2019 по 04.03.2020 года.

При этом, протокол не содержит указаний на нарушение ФИО4 конкретных пунктов должностных обязанностей, бездействие и невыполнение которых, в период с 26.11.2019 по 04.03.2020 года свидетельствует о наличии в его действиях как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от 19 августа 2020 года, ФИО4 привлечен к административной ответственности как исполняющий обязанности заместителя генерального директора – директор филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

Вместе с тем, в постановлении указано на нарушение им пункта 6 Положения первого заместителя генерального директора-главного инженера, пункта 7 Положения заместителя генерального директора-главного инженера, пунктов 1,3,5 Положения заместителя генерального директора-директора филиала ПАО «МРСК Центра» - «Воронежэнерго».

При этом согласно Положения о распределении ответственности и полномочий между заместителями генерального директора, руководителями прямого подчинения генеральному директору и заместителями генерального директора - директорами филиалов ПАО «МРСК Центра» ПС БЦ Д6/08-07/2019, утвержденного приказом ПАО «МРСК Центра» от 09.07.2019 № 287-ЦА, каждое из указанных должностных лиц имеет установленные должностные обязанности закрепленные в Приложениях.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что постановление должностного лица от 19 августа 2020 года не соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи районного суда и удовлетворения жалоб не имеется.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

решение судьи Левобережного районного суда г. Воронежа от 03 февраля 2021 года оставить без изменения, жалобу представителя должностного лица ФИО3 - ФИО2, и жалобу директора ООО «Региональная сетевая компания» ФИО1, - без удовлетворения.

Судья областного суда Р.В. Меремьянин