ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-315/2022 от 15.03.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-315/2022

Р Е Ш Е Н И Е

15 марта 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации города Керчи Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года № 12-12/2022 и постановление должностного лица от 08.07.2021 года,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08.07.2021 года, администрация города Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года № 12-12/2022 постановление должностного лица от 08.07.2022 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением суда, глава администрации города Керчи подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, в действиях администрации.

Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении не были учтены действия администрации по выполнению требований прокуратуры.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе, заслушав пояснения защитника администрации города Керчи Гребенкиной Д.Р., прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», централизованная система водоотведения (канализации) – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в том числе относится утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов и согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» регламентируется, порядок утверждения схемы водоснабжения и водоотведения органами местного самоуправления.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

Частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 47 Устава муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, принятого решением Керченского горсовета Республики Крым от 05.11.2014 года № 38-1/14, полномочия по решению вопросов местного значения по организации в границах городского округа, в том числе водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесены к полномочиям администрации города Керчи.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов - осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Как усматривается из материалов дела, Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании информации о выявленных нарушениях деятельности администрации города Керчи от 28.04.2021 года, была проведена проверка исполнения администрацией г. Керчи требований водного законодательства и законодательства в сфере водоотведения в части полноты принятия мер, направленных на передачу бесхозяйных сетей водоотведения гарантирующей организации для содержания неисправных сетей водоотведения.

Прокуратурой выявлено функционирование сетей водоотведения, расположенных от канализационной насосной Керченского морского торгового порта ГУП РК «Крымские морские порты» до точки подключения, распложенной по адресу: <адрес>.

Также, установлено, что вышеуказанные сети водоотведения не находятся в собственности либо владении ГУП РК «Крымские морские порты» и ГУП РК «Вода Крыма».

Согласно информации поступившей от администрации г. Керчи от 02.04.2021 года за № 2982/02-23, вышеуказанные сети водоотведения являются бесхозяйными, в связи с чем, 02.04.2021 администрацией г. Керчи в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым направлена информация о включении бесхозяйного имущества в реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым.

Постановлением администрации г. Керчи от 09.03.2016 года № 470/1-п гарантирующей организацией на территории муниципального образования городского округа Керчи определено ГУП РК «Вода Крыма».

Однако, в нарушение ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ администрацией г. Керчи передаточный акт о передаче вышеуказанных бесхозяйных сетей водоотведения для осуществления содержания ГУП РК «Вода Крыма» не подготовлен, в адрес гарантирующей организации не направлен, в связи с чем ГУП РК «Вода Крыма» текущий и капитальный ремонта неисправных сетей не проводился.

Кроме того, проверкой установлено, что вследствие порыва на вышеуказанных бесхозяйных сетях водоотведения сброс сточных вод осуществляется в водоохранную зону Керченского пролива Азовского моря.

В последующем, сточные воды через траншею, проходящую вдоль дороги по <адрес>, попадают на территорию Керченского торгового порта и впадают в акваторию Керченского пролива Азовского моря.

Согласно экспертным заключениям экоаналитической лаборатории ФГБУ «ЧерАзтехмордирекция», выданных по результатам отбора проб морской воды в точках сброса неочищенных сточных вод по <адрес>, установлены превышения предельно допустимых загрязняющих веществ в точке и точке .

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Крымского отдела государственного надзора на море Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Шульга П.А. от 08.07.2021 года, администрация города Керчи Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность администрации города Керчи Республики Крым в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 07.06.2021 года; информацией Керченской межрайонной природоохранной прокуратуры от 28.04.2021 года; актом обследования бесхозяйного недвижимого имущества от 28 мая 2021 года; экспертными заключениями.

Вышеуказанным доказательствам судом первой инстанции дана оценка на предмет их допустимости по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод администрации города Керчи Республики Крым о состоявшейся передаче сетей водоотведения ГУП РК «Вода Крыма» имевшего место 01.06.2021 года, не опровергает выявленные в апреле 2021 года Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой нарушения.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией города Керчи Республики Крым всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Порядок и срок привлечения администрации города Керчи Республики Крым к административной ответственности соблюдены.

Наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, в пределах санкции ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.

Учитывая, что жалоба главы администрации города Керчи на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года № 12-12/2022 и постановление должностного лица от 08.07.2021 года, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов, основания для их отмены отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу главы администрации города Керчи Брусакова С.А. на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года № 12-12/2022 и постановление должностного лица от 08.07.2021 года - оставить без удовлетворения.

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года № 12-12/2022 и постановление должностного лица от 08.07.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, в отношении администрации города Керчи Республики Крым - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>