дело №21-316 судья Кадникова Д.В.
РЕШЕНИЕ
27 декабря 2016 года <...>
Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,
при секретаре Карловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Плавского районного суда Тульской области от 19 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО1 обратилась с жалобой в Плавский районный суд Тульской области.
Решением судьи Плавского районного суда Тульской области от 19 октября 2016 года постановление заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тульский областной суд, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ, отменить, прекратив производство по делу.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения жалобы по существу не поступило.
Судья, с учетом положений п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ФИО1
Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитника ФИО1 по доверенности ФИО2, возражения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области по доверенности ФИО9 заслушав показания свидетеля ФИО10 обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Как установлено должностным лицом и судьей районного суда, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения органами муниципального контроля администрации муниципального образования Плавский район плановой выездной проверки соблюдения ФИО1 земельного законодательства было выявлено, что ей используется земельный участок: площадью *** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, под частью жилого дома (под квартирой №), в отсутствие, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на него.
В качестве доказательств виновности ФИО1 должностным лицом и судьей районного суда были приняты: акт проверки органом муниципального контроля гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ; обмер площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; схематический чертеж земельных участков; фототаблицу; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав указанные доказательства, должностное лицо и судья районного суда пришли к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ.
Однако с такими выводами должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться по следующим основаниям.
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (ч.1 ст.72 КоАП РФ).
Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года) утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля, который разработан в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тульской области от 1 сентября 2011 года №1637-ЗТО «О системе органов исполнительной власти Тульской области» и устанавливает порядок осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальных образований Тульской области (п.1.1 указанного Порядка).
В силу п.1.11 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года), муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых) и мероприятий по контролю.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом муниципального земельного контроля ежегодных планов. План проведения плановых проверок ежегодно утверждается руководителем органа муниципального земельного контроля и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа муниципального земельного контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо иным доступным способом (пункты 2.4 и 2.5 Порядка осуществления муниципального земельного контроля, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 (в редакции от 26 марта 2015 года)).
Постановлением администрации муниципального образования Плавский район от 13 июня 2013 года №603 утвержден административный регламент исполнения муниципальной функции осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Плавский район (далее Регламент), в п.1.4.1 которого указано, что предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом в процессе осуществления деятельности требований соблюдения земельного законодательства и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно п.3.3 Регламента плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом муниципального земельного контроля ежегодных планов.
План проведения проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, формируется муниципальным инспектором с учетом требований Федерального закона №294-ФЗ и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Плавский район и муниципального образования город Плавск Плавского района (п.3.5.1 Регламента).
В силу п.3.5.2 и 3.5.3 Регламента основанием проведения проверок физических лиц является ежегодный план проведения проверок, в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя, отчество физического лица, использующего земельный участок, в отношении которого проводится проверка; местоположение проверяемого земельного участка; сроки проведения проверки.
В рамках выполнения Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ и на основании распоряжения главы администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ органом муниципального контроля была проведена плановая выездная проверка в рамках муниципального земельного контроля, результаты которой зафиксированы в акте проверки органом муниципального контроля гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам плановой выездной проверки в действиях ФИО1 усмотрены признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ.
Как следует из текста Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№, что ФИО1 не была включена в план проверок физических лиц на 2016 год.
В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 суду было представлена копия постановления администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год», которым внесены изменения в План проверок и строка без номера (между строками 150 и 151) приложения к постановлению изложена в новой редакции: под номером 150.1 включена ФИО1 Одновременно в пункте 3 данного постановления указано, что оно вступает в силу со дня его подписания.
В статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие муниципального правового акта, под которым понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;
В силу положений ч.1 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч.3 ст.47 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 42 Устава муниципального образования Плавский район (в редакции от 6 мая 2013 года) определено: муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу после их официального опубликования или обнародования.
Официальное опубликование муниципального правового акта осуществляется путем размещения его полного текста в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования Плавский район «Вести Плавского района» (п.3 ст.42 Устава муниципального образования Плавский район).
Поскольку постановлением администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год» ФИО1 была включена в план проведения проверок земельного законодательства на 2016 год, то указанным муниципальным правовым актом затрагиваются ее права и свободы, и данный документ подлежал официальному опубликованию или обнародованию.
В ходе рассмотрения жалобы суду не было представлено доказательств опубликования постановления администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ в официальном печатном средстве массовой информации муниципального образования Плавский район.
Текст постановления администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год», размещенного на официальном сайте администрации муниципального образования Плаавский район (***), содержит сведения о внесении изменений в указанное в нем постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно: заменены цифры «***» на цифры «***» в строке *** Приложения к постановлению.
Тем самым подтверждено то обстоятельство, что постановление администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования Плавский район от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год», которым ФИО1 была включена в план проведения проверок соблюдения земельного законодательства, не было опубликовано или обнародовано, а значит, оно не вступило в законную силу.
Изложенное позволяет прийти к выводу об обоснованности довода жалобы ФИО1 в том, что в отношении нее проводилась проверка без включения в План проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год.
Из совокупного анализа положений Постановления правительства Тульской области от 29 декабря 2014 года №704 и Постановлением администрации муниципального образования Плавский район от 13 июня 2013 года №603 следует, что муниципальный земельный контроль в отношении граждан осуществляется с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ определено, что плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В силу п.7 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ нарушение требований ч.3 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок) является грубым нарушением.
Поскольку ФИО1, не была включена в План проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами, использующими земельные участки, расположенные на территории муниципального образования Плавский район, на 2016 год, в нарушении ч.3 ст.9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, то в силу положений частей 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, указанное обстоятельство является грубым нарушением порядка проведения проверки, допущенным административным органом, в связи с чем, результаты такой проверки, в том числе акт проверки и протокол об административном правонарушении не могут рассматриваться как доказательства, полученные в соответствии с требованиями закона.
При таких обстоятельствах судья областного суда приходит к выводу о том, что административным органом не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1
На основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Плавского районного суда Тульской области от 19 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежат отмене и прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора в Плавском и Чернском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Плавского районного суда Тульской области от 19 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья