ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-316/20 от 28.10.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Вовенко Е.И. Дело № 21-316/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Смоленского областного суда Штейнле А.Л., рассмотрев жалобу директора ООО «Молмаркет» ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 15 января 2020 года и решение судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 15.01.2020 г. директор ООО «Молмаркет» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 09.09.2020г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО1 просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Указывает, что отсутствие в программе производственного контроля за соблюдением гигиенических требований к безопасности пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, применяемой в ООО «Молмаркет» не означает, что произведенная обществом продукция нарушает вышеуказанные показатели безопасности пищевой продукции. Суд пришел к необоснованному выводу о том, что обществом не представлены документы, подтверждающие внедрение и поддержание процедуры прослеживаемой пищевой продукции, и не обосновал, почему представленные Обществом документы к таковым не относятся. Выводы в оспариваемых актах о незаконном введении ООО «Молмаркет» в оборот 436286 литров «молока ультрапастеризованного» неизвестного происхождения и неподтвержденного качества и безопасности не могут быть признаны правильными, поскольку Общество следовало разъяснениям Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, изложенным в письме от 06.06.2019 г., о возможности в целях оформления входящих электронных ветеринарных сертификатов внесения остатка данных подконтрольных товаров до 01.11.2019 г. в электронный журнал площадки, где они находятся, посредством инвентаризации. Не подтвержден доказательствами и вывод суда о том, что списание молока с истекшим сроком годности по актам инвентаризации от 25.10.2019 г. не свидетельствует об утилизации продукции, которая могла быть направлена для реализации и дальнейшего использования.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, просившей о рассмотрении дела без ее участия.

Ознакомившись с жалобой, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно примечанию к указанной статье под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.10.2013 № 67 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

В силу пункта 7 ТР ТС 033/2013 молоко и молочная продукция выпускаются в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) при их соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.

В соответствии с пунктом 17 ТР ТС 033/2013 уровни содержания микроорганизмов и соматических клеток в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложении N 5 к настоящему техническому регламенту.

Уровни содержания потенциально опасных веществ в сыром молоке, сыром обезжиренном молоке, сырых сливках не должны превышать допустимые уровни, установленные в приложениях N 1 - 4 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) и в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту (п. 16 ТР ТС 033/2013).

В силу пункта 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011 показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему Техническому регламенту.

Согласно приложениям №№ 4,5 ТР ТС 033/2013 и приложению №3 ТР ТС 021/2011 установлены допустимые уровни содержания в молоке и молочной продукции потенциально опасных веществ, микроорганизмов и соматических клеток.

В соответствии с приложением № 3 ТР ТС 021/2011 молоко сырое по показателям безопасности должно исследоваться на свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, меламин, ДДТ и его метаболиты, ГХЦГ (альфа, бета, гамма-изомеры).

Сырое молоко исследуется по следующим показателям: левомицетин, тетрациклиновая группа, стрептомицин, пенициллин, БГКП, патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы, КМАФАнМ, листерии L.monocytogenes (приложения № 4, 5 ТР ТС 033/2013).

Для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться, в числе прочего, прослеживаемость пищевой продукции (пункт 12 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

Перемещаемая между государствами-членами молочная продукция, подконтрольная ветеринарному контролю (надзору), ввезенная из третьих стран или произведенная на таможенной территории Таможенного союза, сопровождается ветеринарным сертификатом, выдаваемым уполномоченными органами государств-членов без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, который подтверждает эпизоотическое благополучие (пункт 13 ТР ТС 033/2013).

Согласно части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться, в числе прочих, следующие процедуры: обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции; ведение и хранение документации на бумажных и (или) электронных носителях, подтверждающей соответствие произведенной пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; прослеживаемость пищевой продукции.

В соответствии с п. 12 ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должна разрабатываться, внедряться и поддерживаться, в том числе, прослеживаемость пищевой продукции.

ХАССП является системой анализа опасных факторов и критических точек контроля (НАССР), предусматривает систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции. Данная система предполагает действие определенных принципов, составляющих основу по применению ХАССП («ГОСТ Р 51705.1-2001 Государственный стандарт Российской Федерации. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования»): изготовитель должен провести анализ опасных факторов, определить критические точки контроля (CCPs), установить критический (-ие) предел(ы), установить систему мониторинга контроля ССР, установить корректирующие действия, которые должны быть предприняты, если мониторинг показывает, что ССР не находятся под контролем, установить порядок верификации для подтверждения эффективного функционирования системы ХАССП. предусмотреть документацию относительно всех процедур и записи, соответствующие указанным принципам и их применению. Система ХАССП применяется на любом этапе пищевой цепи от первичного производства до конечного потребления.

В соответствии с частью 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего Технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.

Частью 1 статьи 18 ТР ТС 021/2011 предусмотрено, что пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, подлежит утилизации.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной на основании распоряжения Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 29.10.2019 г. № 899-р в период с 30.10.019 г. по 20.11.2019 г. по адресу: <...> а, ООО «Молмаркет», 06.12.2019 г. в отношении должностного лица - директора ООО «Молмаркет» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, согласно которому директором ООО «Молмаркет» ФИО2 не приняты меры организационного характера, направленные на соблюдение предприятием требований технических регламентов при осуществлении производственной деятельности.

При этом установлено, что в программе производственного контроля за соблюдением гигиенических требований безопасности пищевых продуктов, утвержденной директором ООО «Молмаркет» ФИО1 15.01.2019 года, не предусмотрены лабораторные исследования молока коровьего сырого на свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, меламин, ДДТ и его метаболиты, ГХЦГ (альфа, бета, гамма-изомеры), левомицетин, тетрациклиновая группа, стрептомицин, пенициллин, БГКП.

Документы, подтверждающие проведение указанных исследований сырого молока, ФИО2 не представлены, что свидетельствует о нарушении требований пункта 2 статьи 7 ТР ТС 021/2011, пунктов 16,17 ТР ТС 033/2013.

Обществом не предоставлены документы, подтверждающие внедрение и поддержание процедуры прослеживаемости пищевой продукции в соответствии с представленными Программами системы Управления качества пищевых продуктов на основе принципов ХАСПП, что является нарушением требований пункта 12 части 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011.

Согласно протоколу испытаний ФГБУ «Тверская МВЛ» от 12.09.2019 № 365-69-ГУ2 молоко питьевое ультрапастеризованное м.д.ж 3,2% не соответствует требованиям к качеству продукции.

Документов по проведению внутреннего расследования по фактам выпуска в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, равно как результатов расследования, установивших причину несоответствия путем анализа прослеживаемости в отношении конкретных партий продукции, должностным лицом в материалы дела не предоставлено. Корректирующих действий со стороны заявителя в систему управления качеством не внесено.

ООО «Молмаркет» незаконно введена в оборот готовая молочная продукция неизвестного происхождения и неподтвержденного качества и безопасности посредством инвентаризации, в частности, ультрапастеризованное молоко в объеме 436 286 литров, что подтверждается заявками и актами инвентаризации от 25.10.2019 г.

Обществом в ФГИС «Меркурий» списана продукция с истекшим сроком годности, в частности, актом инвентаризации от 25.10.2019 № 676450532 было списано 3 000 кг продукции «молоко сухое обезжиренное», срок годности которой истек «02.04.2019 - 15.05.2019».

При этом документов, бесспорно свидетельствующих об утилизации спорной продукции, должностным лицом в материалы дела не представлено.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 29.10.2019 г. № 899-р, запросом о предоставлении документов, сопроводительным письмом на предоставляемые документы, актом проверки от 20.11.2019 г., предписанием от 20.11.2019 г., протоколом об административном правонарушении от 06.12.2019 г. и свидетельствуют о несоблюдении Обществом приведенных выше требований ТР ТС 021/2011 и ТР ТС 033/2013.

Поскольку директором ООО «Молмаркет» ФИО2 должным образом не исполнены служебные обязанности, должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о ее виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении по существу в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения лицо, не выполнившее свои должностные обязанности, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При этом материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что ФИО2 были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение возложенных на нее обязанностей по принятию мер организационного характера, направленных на соблюдение предприятием требований технических регламентов при осуществлении производственной деятельности.

Вопреки доводам жалобы, вышеприведенными нормами установлена необходимость наличия в программе Общества производственного контроля за соблюдением гигиенических требований к безопасности пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, независимо от доказанности наличия или отсутствия показателей безопасности в произведенной ООО «Молмаркет» пищевой продукции.

Также в поддержание доводов жалобы Общество не обосновало, почему представленные им документы подтверждают внедрение и поддержание процедуры прослеживаемой пищевой продукции, в то время как должностное лицо и судья пришли к выводу об обратном.

Списание продукции по акту инвентаризации не равнозначно акту об утилизации, в связи с чем вывод должностного лица и судьи о непредставлении документов, бесспорно свидетельствующих об утилизации спорной продукции, являются правильными.

Иные доводы жалобы направлены на несогласие с выводами судьи нижестоящей судебной инстанции, подробно изложенными в решении и сделанными на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств данного дела. Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном акте и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

Постановление о привлечении должностного лица ФИО2 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4,5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено должностному лицу ФИО2 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 15 января 2020 года и решение судьи Сычевского районного суда Смоленской области от 09 сентября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Молмаркет» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья А.Л. Штейнле