ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-316/2015 от 15.07.2015 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 21-316/2015

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Тюмень 15 июля 2015 года

Судья Тюменского областного суда Левина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «<.......>» на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 03 июня 2015 года,

у с т а н о в и л:

Постановлением <.......> начальника отдела земельного надзора Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам от <.......> юридическое лицо ООО «<.......>» (далее также – общество) привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.8.7, ч.2 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

<.......> ООО «<.......>» обратилось в Тюменский районный суд Тюменской области с жалобой на указанное постановление, в которой просило его отменить ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения, мотивируя тем, что на момент совершения административного правонарушения ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действовала в прежней редакции, то есть обществу была вменена административная ответственность на основании закона, который на момент составления протокола об административном правонарушении не действовал; кроме того срок, по истечении которого земельный участок признается неиспользуемым, а лицо подлежащим ответственности, устанавливается Федеральным законом от 24.06.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и составляет 5 лет, в связи с этим срок привлечения в ответственности по ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до настоящего момента не наступил, а наступит лишь в <.......> г.

Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 03 июня 2015 г. постановлено:

«Постановление <.......> по делу об административном правонарушении от <.......>, вынесенное начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало - Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам С.С.А. в отношении юридического лица ООО «<.......>» - изменить.

Переквалифицировать бездействие ООО «<.......>» с ч.2 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушения на ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в ред. от 03.02.2014), назначив наказание в виде административного штрафа в размере <.......> рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «<.......>» Г.Р.В. - без удовлетворения».

Не соглашаясь с указанным решением, ООО «<.......>» в лице защитника Н.Д.В. в жалобе в вышестоящий суд просит об отмене решения и постановления. Указывает, что суд, а также административный орган, привлекая к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неверно интерпретировали нормы п.п. 4, 5 ст. 6 Федерального закона от 24.06.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что привело к назначению административного наказания при отсутствии события и состава административного правонарушения. Ссылаясь на ст.6 указанного выше закона, указывает, что использованная в тексте Федерального закона категория «срок» предполагает возникновение неблагоприятных правовых последствий в связи с обезличенным событием, а именно истечением этого срока. Полагает, что указанный Федеральный закон, а также иные нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующий круг отношений, не раскрывают содержание термина «освоение земельного участка», поэтому определить исчерпывающим образом перечень действий, которые должны быть совершены собственником земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, не представляется возможным. Считает, что для возникновения формального состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо пять лет с момента приобретения земельного участка в собственность.

Заслушав объяснения защитника ООО «<.......>» Н.Д.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало - Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам М.А.Е., возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, вышестоящий суд не находит оснований для отмены решения.

Как следует из материалов дела, ООО «<.......>» на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <.......>, площадью <.......> кв.м по адресу: <.......>, разрешенный вид использования участка - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <.......>

В силу ч.1.1. ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (в ред. Федерального закона от 03.02.2014 № 6-ФЗ) неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее двухсот тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Объективная сторона выражается в неиспользовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием в течение срока, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъектами могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков.

Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №380-ФЗ)) предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу п. 5 ст. 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года.

Как следует из материалов дела, ООО «Западно-Сибирская девелоперская компания» в период с <.......> по <.......> не использовало принадлежащий обществу земельный участок с кадастровым номером <.......>, на нем обществом не выполнялись обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной травянистой растительностью, по сохранению плодородия почв.

Допущенные нарушения подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от <.......> на земельный участок, протоколом <.......> об административном правонарушении; протоколом <.......> об административном правонарушении; протоколом осмотра территории от <.......>., фототаблицей, заключением эксперта <.......> от <.......>г., схематическим чертежом земельного участка; иными доказательствами. При этом суд отмечает, что сам факт неиспользования земельного участка и невыполнения вышеуказанных мероприятий юридическим лицом не оспаривается.

При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «<.......>» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 и ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность выводов судьи подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Что касается доводов жалобы общества о необоснованном выводе суда о сроке неиспользования земельного участка в течение трех лет, поскольку в этот срок ошибочно включено время (2 года) на освоение участка, то такие доводы не влекут отмены решения, поскольку срок неиспользования для сельскохозяйственного производства земельного участка установлен пунктом 4 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и составляет три года и более. В данный срок, как установлено пунктом 5 статьи 6 названного федерального закона, не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка. При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 6 срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения не может составлять более чем два года. В то же время, как правильно указал судья районного суда, материалы дела не содержат каких-либо документов, подтверждающих освоение обществом земельного участка.

Ввиду переквалификации бездействия общества с ч.2 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица обоснованно решением судьи районного суда изменено, административное наказание ООО «<.......>» судьей районного суда определено правильно, в пределах санкции ч. 1.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при правильном применении положений ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере <.......> рублей.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Учитывая изложенное, решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 03 июня 2015 г. является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы ООО «<.......>» не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 03 июня 2015 г. оставить без изменения, жалобу ООО «<.......>» оставить без удовлетворения.

Судья Тюменского областного суда Н.В. Левина