ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-318/2022 от 21.09.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело №21-318/2022

Судья Шарданов К.Н.

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2022 года г. Нальчик

Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Хахо К.И. при секретаре Мамаеве О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Глашева Артура Малкарбиевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике ГаеваР.А. от 28 апреля 2022 года №007/04/7.32.4-173/2022 и решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глашева Артура Малкарбиевича,

УСТАНОВИЛ:

прокуратурой Черекского района Кабардино-Балкарской Республики по обращению Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике была проведена проверка соблюдения местной администрацией Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики требований федерального законодательства при проведении торгов на право заключения договора аренды земельных участков.

По результатам проверки, прокурором Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Эржибовым Х.А. постановлением от 21 февраля 2022 года в отношении члена комиссии по торгам местной администрации Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Глашева Артура Малкарбиевича, было возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам – нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества (л.д.37-41).

Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее УФАС по КБР) Гаева Р.А. от 28 апреля 2022 года №007/04\7.32.4-173/2022 Глашев А.М. был привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д.14-19).

Указанным постановлением Глашев А.М. признан виновным в том, что, будучи исполняющим обязанности первого заместителя Главы Местной администрации Черекского муниципального района по экономике и финансам и членом постоянной комиссии по проведению торгов администрации Черекского муниципального района, протоколом №241/21 от 10 декабря 2021 года, неправомерно отказал Баксановой Л.Х. в допуске к участию в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена №291021/12863486/01, по лоту № 7 – земельный участок, расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером по начальной цене – 10 179 руб. в связи с представлением заявки на участие в аукционе по неустановленной форме.

Не согласившись с постановлением, 31 мая 2022 года Глашев А.М. обжаловал его в Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики (л.д.2-3).

Решением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 августа 2022 года постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Гаева Р.А. от 28 апреля 2022 года №007/04\7.32.4-173/2022 в отношении Глашев А.М. оставлено без изменения, а жалоба последнего без удовлетворения (л.д.72-73).

Заявитель указывает на то, что постановление об административном правонарушении противоречит статье 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации, заявки были отклонены по причине отсутствия достаточной информации и несоответствия установленной форме.

Жалоба мотивирована тем, что при вынесении постановления об административном правонарушении не были учтены обстоятельства смягчающие административную ответственность, что он является безработным, имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей (кроме социальных пособий по безработице и детских пособий иных доходов семья не имеет), что наложение штрафа существенно ухудшает и без того низкое социально-экономического положение его семьи, ранее не привлекался к административной ответственности и совершенное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и причинение им вреда. Помимо этого, в обжалуемом постановлении не приведены доводы по вопросам, относящимся к назначению наказания, не дана оценка характеру деяния и данным о личности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Лица, участвующие в деле, Глашев А.М., представитель УФАС по КБР, а также прокурор Черекского района Кабардино-Балкарской Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились.

Судом постановлено рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, прихожу к следующему. Частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 данного Кодекса.

Постановлением Главы местной администрации Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2018 года №28-р создана постоянно действующая комиссия по торгам местной администрации Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

Как следует из материалов дела, 29 октября 2021 года в 10:08 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) местной администраций Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики было размещено извещение №291021/12863486/01, лот № 7 о проведении аукциона в электронной форме.

Согласно извещению, предметом лота № 7 являлся земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадь земельного участка 25611 кв.м., с кадастровым номером

Распоряжением и.о. главы местной администрации Черекского муниципального района КБР № 88-к от 11 октября 2021 года Глашев А.М. назначен на должность исполняющего обязанности первого заместителя Главы Местной администрации Черекского муниципального района по экономике и финансам, должностные и функциональные обязанности предусмотрены в должностной инструкции от 03 марта 2017 года, приказом от 05 ноября 2019 года он включен в состав постоянно действующая комиссия по торгам Местной администрации Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.

Протоколом № 241/21 от 10 декабря 2021 года, комиссия по проведению торгов признала участниками аукциона: Джаппуева Э.М., Героева А.Х.

Согласно пункта, 2.4 названного протокола Баксановой Л.Х., отказано в допуске к участию в аукционе по лоту № 7, в связи с тем, что заявка на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, подана не по установленной форме.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения Глашева А.М. постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок УФАС по КБР Гаева Р.А. от 28 апреля 2022 года № 007/04/7.32.4-173/2022 к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 8 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям: непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

С учетом приведенных обстоятельств должностное лицо административного органа сделало вывод о том, что комиссией по проведению торгов местной администрации Черекского муниципального района с участием Глашева А.М. было неправомерно отказано Баксановой Л.Х. в допуске к участию в вышеуказанном аукционе по лоту № 7 по основанию, не предусмотренному частью 8 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации - по мотиву представления заявки на участие в аукционе по неустановленной форме.

Факт совершения административного правонарушения и вина Глашева А.М. в его совершении подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2022 года о возбуждении в отношении Глашева А.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 37-41); заявкой на участие в аукционе на право заключения договора аренды (л.д. 54); протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе №241/21 от 10 декабря 2021 года (л.д. 51-53); извещением о проведении торгов №291021/12863486/01 от 29 октября 2021 года (л.д. 55-58) и иными материалами дела, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, исполняющий обязанности первого заместителя Главы местной администрации Черекского муниципального района по экономике и финансам и член постоянной комиссии по проведению торгов администрации Черекского муниципального района Глашев А.М., неправомерно отказавший Баксановой Л.Х. в допуске к участию в аукционе 291021/12863486/1 по лоту №7, предмет: земельный участок площадью 25 611 кв.м. с кадастровым номером по начальной цене – 10 179 руб., по основанию, не предусмотренному части 8 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации - по мотиву по мотиву представления заявки на участие в аукционе по неустановленной форме, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место в исключительных случаях относительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, при этом применение положений соответствующей статьи закона является правом, а не обязанностью суда.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях посягает на процедуру проведения обязательных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, торгов и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных вредных последствий, но и в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований закона при проведении таких торгов.

Исключительных обстоятельств, воспрепятствовавших Глашеву А.М. надлежащим образом выполнить установленную законом обязанность и способных послужить основанием для вывода о малозначительности, по делу не установлено и оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекращения производства по делу в отношении него в виду малозначительности содеянного, не было.

Порядок и срок давности привлечения Глашева А.М. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ему в пределах санкции части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено минимальное наказание.

Доводы Глашева А.М. о том, что совершенное административное правонарушение является малозначительным, с учетом его семейного, имущественного положения, отсутствия вредных последствий, по мнению суда, по вышеизложенным обстоятельствам являются ошибочными.

Глашеву А.М. с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств судом первой инстанции было назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,

Р Е Ш ИЛ:

постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике Гаева Р.А. от 28 апреля 2022 года №007/04\7.32.4-173/2022 и решение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Глашева Артура Малкарбиевича, оставить без изменения, а жалобу Глашева А.М. - без удовлетворения.

Судья К.И. Хахо