Дело №21-319/2020
Р Е Ш Е Н И Е
13 апреля 2020 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 05 декабря 2019 года №015406-0696/07.1-21/186Р по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 05 декабря 2019 года №015406-0696/07.1-21/186Р ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обжаловала его в судебном порядке.
Решением судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 05 декабря 2019 года №015406-0696/07.1-21/186Р по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставлено без изменений, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым ФИО1 просит отменить решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что заявитель осуществляет трудовую деятельность в ООО «Парк развлечений», состоит в должности заместителя генерального директора указанного парка. Поскольку у ООО «Парк развлечений» в собственности находятся объекты недвижимости, расположенные на территории дендрологического парка, а также ООО «Парк развлечений» осуществляет хозяйственную деятельность на указанной территории, считает, что нахождение автомобиля «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, принадлежащей на праве собственности ФИО1, относится к исключительным случаям нахождения транспортных средств на охраняемой территории.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 13 апреля 2020 года ФИО1 не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу ФИО1 на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года в отсутствие заявителя жалобы.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ).
Согласно статье 4, пункту 1 статьи 52 Федерального закона №7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона №7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Пунктом 2 статьи 59 Федерального закона №7-ФЗ установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны природных территорий Российской Федерации, является Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10 апреля 2017 года №178 утверждено Положение о дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк».
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2 указанного Положения на всей территории дендрологического парка запрещено осуществление видов деятельности, противоречащих целям создания дендрологического парка или причиняющих вред природным комплексам и их компонентам, а также запрещены иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, в том числе проезд вне дорог и стоянка всех видов механических транспортных средств, за исключением транспортных средств Минприроды Крыма, научных организаций и научных работников, действующих по согласованию с ГАУ РК «УООПТ РК», правоохранительных органов, спасательных служб, служб по оказанию медицинской помощи, противопожарных служб при исполнении своих служебных обязанностей и транспортных средств ГАУ РК «УООПТ РК».
Основанием для привлечения к административной ответственности ФИО1 послужило то, что 06 августа 2019 года в 10 час. 51 мин. в ходе производства по делу об административном правонарушении по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Парк развлечений» при применении мер обеспечения – ареста орудий совершения административного правонарушения выявлен факт нарушения установленного режима особой охраны, выразившийся в стоянке транспортного средства марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак № на территории дендрологического парка регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк», в районе координат 45.187062, 33.360814, которую допустил ее собственник ФИО3
В отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от 02 декабря 2019 года №015406, по результатам рассмотрения которого по факту выявленных нарушений заместителем начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона - заведующим отделом экологического надзора г.Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшим государственного инспектора Республики Крым ФИО2 вынесено постановление от 05 декабря 2019 года №015406-0696/07.1-21/186Р о привлечении ФИО1 к административной ответственности и назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Евпаторийского городского суда Республики Крым с выводами должностного лица и принятым им постановлением согласился.
Между тем нахожу указанные выводы судьи городского суда преждевременными по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как следует протокола об административном правонарушении, транспортное средство марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак Украины № осуществляло стоянку на особо охраняемой природной территории дендрологическом парке регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» по адресу: <адрес>, в районе координат 45.187062, 33.360814.
Вместе с тем доказательства того, что указанные географические координаты включены в особо охраняемую природную территорию дендрологического парка регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» объективно ничем не подтверждены.
В материалах дела отсутствуют доказательства (акт обследования территории, план-схема обследования территории, публичная кадастровая карта, показания свидетелей, и т.п.), согласно которым можно было бы установить то обстоятельство, что место совершения административного правонарушения (стоянка транспортного средства) находится в черте особо охраняемой природной территории дендрологического парка регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк».
Кроме того, судьей городского суда не было проверено, имеются ли на въезде на особо охраняемую природную территорию дендрологического парка регионального значения Республики Крым «Евпаторийский дендрологический парк» какие-либо предупредительные и информационные знаки, доводящие до сведения граждан о том, что они пересекают границу дендрологического парка.
Указанные обстоятельства судьей городского суда не выяснялись, соответствующие доказательства не истребовались и в материалах дела отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей городского суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства фактически не проверены.
Допущенные судьей городского суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не в полном объёме.
При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а дело – возвращению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье городского суда необходимо учесть изложенное и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, суд апелляционной инстанции не проверяет иные доводы жалобы, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 – удовлетворить частично.
Решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым от 14 февраля 2020 года по жалобе ФИО1 на постановление заместителя начальника управления экологического надзора Западно-Крымского региона - заведующего отделом экологического надзора г.Евпатории, пгт. Черноморское и Черноморского района – старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО2 от 05 декабря 2019 года №015406-0696/07.1-21/186Р по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 – отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) С.А. Воробьёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>