ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-319/20 от 31.08.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-319/2020

решение

31 августа 2020 года г. Иркутск

Судья Иркутского областного суда Ткачук М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, с учетом дополнений к ней, защитника Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» Перфильевой А.Р. на решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление административной комиссии Шелеховского района Иркутской области от 27 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», в отношении Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений»,

установил:

Постановлением административной комиссии Шелеховского района Иркутской области от 27 декабря 2019 года Закрытое акционерное общество Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» (далее – ЗАО УК «РЗС», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области", и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года постановление административной комиссии оставлено без изменения.

Копия решения получена ЗАО УК «РЗС» 25 июня 2020 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.97).

В жалобе, с учетом дополнений к ней, поданной в Иркутский областной суд посредством почтовой связи 3 июля 2020 года, ЗАО УК «РЗС», не соглашаясь с решением судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года, просит об отмене данного судебного акта, считая его незаконным и необоснованным и ссылаясь на неправильное применение судьей норм материального права.

В судебном заседании защитник Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» Перфильева А.Р. доводы жалобы, с учетом дополнений к ней, поддержала, настаивала на ее удовлетворении.

В судебном заседании представитель административной комиссии Шелеховского района Иркутской области Тарасова Н.А. с жалобой не согласилась, считая постановление о привлечении к административной ответственности ЗАО УК «РЗС» соответствующим требованиям законодательства.

Проверив с учётом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении административной комиссии Шелеховского района Иркутской области № 12-19/9, материалы дела Шелеховского городского суда Иркутской области № 12-30/2020, проанализировав доводы жалобы, с учетом дополнений к ней, и приложенные материалы, приобщенные и исследованные в судебном заседании Иркутского областного суда, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 указанного кодекса к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (части 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей Шелеховского городского суда Иркутской области не соблюдено.

Закон Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», в редакции Законов Иркутской области от 29 марта 2016 года № 20-ОЗ и от 31 октября 2017 года № 69-ОЗ (далее – Закон Иркутской области № 173-ОЗ), в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает административную ответственность за нарушение муниципальных правовых актов в области благоустройства территорий поселений (городских округов).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области № 173-ОЗ несоблюдение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных органами местного самоуправления, выразившееся в несоблюдении предусмотренных данными правилами мероприятий по содержанию территории, а также по размещению объектов благоустройства, не повлекшее нарушения правил и норм, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до пятидесяти пяти тысяч рублей.

В силу положений части 1 статьи 3 и пункта 1 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области № 173-ОЗ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, составляют должностные лица органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, рассматриваются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административными комиссиями, создаваемыми в порядке, предусмотренном Законом Иркутской области от 29 декабря 2008 года № 145-оз «Об административных комиссиях в Иркутской области».

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 29 октября 2019 года с 14 до 16 часов в ходе обследования территории города Шелехова специалистами отдела ЖКХ администрации города Шелехова выявлено складирование негабаритного мусора и твердых коммунальных отходов в районе контейнерной площадки на земле возле мусорных баков в районе многоквартирных домов № 25 и № 26 в 1-м микрорайоне города Шелехова. Поскольку между собственниками квартир в многоквартирном доме № 25 и ЗАО Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» заключен договор управления многоквартирным домом 16 февраля 2006 года, по условиям которого управляющая организация обязана выполнять работы по уборке контейнерных площадок один раз в сутки, административная комиссия пришла к выводу, что обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию. ЗАО УК «РЗС» вменено нарушение пункта 1 статьи 4 Главы 2 Правил благоустройства территории города Шелехова, утвержденных решением Думы города Шелехова от 19 октября 2017 года № 38-рд.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения постановлением административной комиссии Шелеховского района Иркутской области от 27 декабря 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года, юридического лица Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» к административной ответственности.

В обоснование вывода о виновности ЗАО УК «РЗС» административная комиссия указала, что в нарушение требований законодательства допущено бездействие, повлекшее складирование негабаритного мусора и твердых коммунальных отходов в районе контейнерной площадки на земле возле мусорных баков.

Рассматривая жалобу ЗАО УК «РЗС» на постановление административной комиссии, судья Шелеховского городского суда Иркутской области пришел к выводу о том, что ответственность за состояние и содержание площадки по сбору твердых коммунальных отходов несет хозяйствующий субъект, эксплуатирующий контейнерную площадку (управляющая компания).

С такими выводами судьи Шелеховского городского суда Иркутской области согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть наличия в его действии или бездействии объективной стороны административного правонарушения.

Следовательно, для привлечения управляющей компании к административной ответственности по настоящему делу необходимо установить, на какое конкретное лицо была возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, и по вине какого лица данная обязанность не исполнена.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Федеральный закон № 89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» с 1 января 2019 года на территории Российской Федерации действует новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обращение твердых коммунальных отходов включается в состав коммунальной услуги. Сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 года № 1572 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения:

в постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»,

в постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»,

в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»,

в постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации № 1572 признана утратившей силу часть III типового договора с региональным оператором, устанавливающая ответственность собственника земли за содержание контейнерных площадок, размещенных на земельных участках, не оформленных в установленном законом порядке. С 27 декабря 2018 года за такие места отвечает орган местного самоуправления.

Таким образом, до указанной даты за содержание контейнерных площадок и мест накопления твердых коммунальных отходов, отвечали управляющие организации.

В соответствии с внесенными изменениями постановлением Правительства Российской Федерации № 1572 после 27 декабря 2018 года к содержанию мест и площадок накопления твердых коммунальных отходов не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины. Данная обязанность по уборке контейнерных площадок исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации № 1572 разграничены обязанности регионального оператора, органа местного самоуправления и управляющих компаний, которые отвечают за содержание общего имущества многоквартирного дома, расположенного на отведенном и оформленном земельном участке под данным домом. Если площадка находится на неоформленном земельном участке и не включена в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, управляющая организация не может нести ответственность ее содержание и уборку.

В ходе производства по данному делу ЗАО УК «РЗС» последовательно заявляло о том, что территория земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: город Шелехов, 1-й микрорайон, дом 25, а договор управления многоквартирным домом, заключенный в 2006 году должен применяться в части, не противоречащей действующему законодательству, применяемому в момент совершения административного правонарушения.

Судья городского суда, разрешая жалобу ЗАО УК «РЗС», не применил закон, подлежащий применению; неправильно определил юридически значимые обстоятельства; не создал условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела; не истребовал доказательства, подтверждающие создание контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, бездействие по содержанию которой, вменено лицу, привлекаемому к административной ответственности; не истребовал доказательства, подтверждающие нахождение контейнерной площадки в реестре мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов и данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; не истребовал доказательства нахождения территории контейнерных площадок и территории возле контейнерных площадок, где складировался мусор, в состав общего имущества собственников многоквартирного дома; не истребовал доказательства формирования земельного участка под многоквартирным домом в установленном законодательством порядке; не истребовал доказательства, подтверждающие, что при погрузке твердых коммунальных отходов региональным оператором производилась уборка контейнерной площадки, а наличие мусора образовалось в результате бездействия управляющей компании в случае нахождения контейнерной площадки и территории возле нее в составе имущества собственников многоквартирного дома, которым оказывает услуги по управлению ЗАО УК «РЗС», что привело к неправильному разрешению дела об административном правонарушении.

Судом также не истребованы Правила благоустройства территории города Шелехова, не установлены обстоятельства, на каком основании производится уборка контейнерных площадок, находящихся за границами земельного участка под многоквартирным жилым домом. В случае нахождения контейнерной площадки на прилегающей территории к территории земельных участков под многоквартирными жилыми домами, не установлены основания (наличие соглашения между управляющей организацией и органом местного самоуправления, кто в силу данных Правил является инициатором данного соглашения и на каких условиях), в соответствии с которыми производится уборка данной территории.

Указанные обстоятельства имели правовое значение для определения наличия в действиях управляющей организации вины в совершении административного правонарушения, а именно установление факта принятия всех зависящих от нее мер для соблюдения требований законодательства, нарушение которого вменено.

При таких обстоятельствах, оснований полагать, что дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», в отношении Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» по его жалобе рассмотрено судьей Шелеховского городского суда Иркутской области всесторонне, полно, объективно и с выяснением всех обстоятельств, не имеется.

Учитывая изложенное, решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», в отношении Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» - подлежит отмене, дело - возвращению на новое рассмотрение в Шелеховский городской суд Иркутской области.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Иркутского областного суда

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Шелеховского городского суда Иркутской области от 15 мая 2020 года, вынесенное по жалобе на постановление административной комиссии Шелеховского района Иркутской области от 27 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 2 Закона Иркутской области от 30 декабря 2014 года № 173-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», в отношении Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении Закрытого акционерного общества Управляющая компания «Ремонт зданий и сооружений» возвратить на новое рассмотрение в Шелеховский городской суд Иркутской области.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья М.А. Ткачук