ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-31/20 от 05.02.2020 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А.

Дело № 21-31/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Петропавловск-Камчатский «5» февраля 2020 года

Судья Камчатского краевого суда Горн В.Ф. при секретаре Чуйковой Ю.В., рассмотрев жалобу Журавлева А.Ю. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 28 ноября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении Журавлева А.Ю. по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 28 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2020 года, генеральный директор федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» Журавлев А.Ю. привлечен к административной ответственности по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Журавлев А.Ю., ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, просит постановление должностного лица и решение судьи отменить. Приводит доводы о том, что он не является субъектом вмененного ему административного правонарушения, поскольку в его должностные обязанности не входит ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Проверив материалы дела, дав оценку доводам жалобы, нахожу постановление должностного лица и решение судьи правильными.

Административную ответственность по статье 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) влечет непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности, либо формирование и представление с нарушением установленных требований сведений (документов), необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Из материалов дела следует, что Федеральным агентством воздушного транспорта 15 мая 2017 года заключено соглашение № С-87-14 (с учетом дополнительных соглашений от 12 марта и 18 апреля 2018 года, 26 февраля и 1 апреля 2019 года), по условиям которого ФКП «Аэропорты Камчатки» переданы полномочия по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность.

В соответствии с пунктом 2.2.11 данного соглашения Предприятие формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств государственному заказчику в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с переданными полномочиями 11 февраля 2019 года руководителем ФКП «Аэропорты Камчатки» Журавлевым А.Ю. утвержден баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета за 2018 год, который 13 февраля 2019 года представлен в Росавиацию.

На основании приказа от 18 апреля 2019 года Управлением Федерального казначейства по Камчатскому краю проведена выездная проверка правомерности, эффективности и целевого характера использования средств федерального бюджета, полученных ФКП «Аэропорты Камчатки» на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности.

Выявлено, что 26 августа 2015 года между ФКП «Аэропорты Камчатки» и ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» заключен государственный контракт № 387/15 на выполнение работ по реконструкции аэропорта Никольское Камчатского края.

По причине нарушения сроков выполнения работ государственный контракт расторгнут, подрядчиком произведен частичный возврат ранее оплаченного аванса в сумме 5250559 рублей.

Невозвращенная часть авансовых платежей в размере 4769440 рублей, а также неустойка в размере 1975195 рублей взыскана с ФГУП «ГУ СДА при Спецстрое России» по решениям суда, в целях исполнения которых возбуждено исполнительное производство.

Исследованием данных бухгалтерского учета Предприятия установлено, что дебиторская задолженность по невозвращенному авансу в сумме 4769440 рублей отражена на счете 1206 31000 «Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов» (надлежало отразить на счете 1209 30000 «Расчеты по компенсации затрат»). Факт установленного ущерба не отражен в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам № 5 (форма 0504071) за 2018 год. Сумма неустойки в размере 1975195 рублей не отражена (надлежало отразить на счете 1209 40000 «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба»).

В результате данные бюджетной отчетности за 2018 год Предприятием искажены. По разделу 2 «Финансовые активы» по бюджетному счету «Дебиторская задолженность по доходам» допущено искажение по строке 250 графам 3 и 5 «на начало года» занижено на сумму 6744635 рублей (100%), по строке 250 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» занижено на сумму 6744635 рублей (24,18%). По разделу 2 «Финансовые активы» по бюджетному счету «Дебиторская задолженность по выплатам» допущено искажение по строке 260 графам 3 и 5 «на начало года» завышено на сумму 4769440 рублей (2,43%), по строке 260 графам 6 и 8 «на конец отчетного периода» завышено на сумму 4769440 рублей (2,43%).

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о представлении заведомо недостоверной бюджетной отчетности, необходимой для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет административную ответственность по ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 7 июня 2017 № 118-ФЗ).

Рассмотрев дело об административном правонарушении, должностное лицо административного органа и судья на основании совокупности исследованных доказательств правильно установили наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее предоставление недостоверной бюджетной отчетности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, обоснованно признав Журавлева А.Ю. виновным в совершении административного правонарушения.

Выводы о наличии в его действиях состава указанного административного правонарушения основаны на исследованных и приведенных в постановлении должностного лица 28 ноября 2019 года доказательствах, которые в соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценены на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы жалобы о том, что руководитель Предприятия не подлежит административной ответственности, поскольку в его обязанности не входит ведение бухгалтерского учета, были предметом тщательной проверки судьей городского суда, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не нахожу.

Предыдущие инстанции верно руководствовались ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Пунктом 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н), бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером субъекта бюджетной отчетности.

Таким образом, Журавлев А.Ю. как единоличный исполнительный орган экономического субъекта, подписав баланс Предприятия за 2018 год, содержащий искаженные данные, и направив его в Росавиацию, допустил предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, в связи с чем решение о привлечении его к административной ответственности в качестве должностного лица соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

При проверке постановления должностного лица и решения судьи, следует принять во внимание, что Федеральным законом от 29 мая 2019 № 113-ФЗ в Кодекс РФ об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми ст. 15.15.6 изложена в новой редакции.

С учетом внесенных изменений обстоятельства, послужившие основанием для назначения должностному лицу административного наказания, могут быть квалифицированы как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету по признаку искажения показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов (пункт 4 примечания).

Ответственность за такое деяние установлена ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 29 мая 2019 № 113-ФЗ), санкцией которой для должностных лиц предусмотрено более строгое административное наказание в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Как ухудшающие положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изменения, внесенные в ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применены к Журавлеву А.Ю. быть не могут, в связи с чем его действия подлежат квалификации на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Наказание Журавлеву А.Ю. назначено с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю от 28 ноября 2019 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 14 января 2020 года оставить без изменения, а жалобу Журавлева А.Ю. - без удовлетворения.

Судья В.Ф. Горн