ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-320/2021 от 22.12.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Корнилов В.Е. Дело № 21-320/2021

УИД 37RS0005-01-2021-002294-61

Р Е Ш Е Н И Е

город Иваново 22 декабря 2021 года

Судья Ивановского областного суда Круглова Н.С.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

ее защитника Лапина А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 22 октября 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 12 июля 2021 года главный инженер по охране окружающей среды ООО «<данные изъяты>» (далее - Общество) ФИО1 подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 22 октября 2021 года указанное постановление изменено. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность ФИО1, признано добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Назначенное ФИО1 по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ наказание в виде штрафа снижено до 500 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления о назначении ей административного наказания, а также решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает, что в силу законодательства, действовавшего до 31 мая 2021 года включительно, водопользователи (заявители) для получения разрешения на сбросы были обязаны представить отчет о выполнении согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому подлежит установлению лимит на сброс, с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий. Имеющийся у ООО «<данные изъяты>» план снижения сбросов, согласованный с территориальным органом Росприроднадзора, предусматривал определение первых данных аналитических исследований по состоянию на апрель 2022 года. В связи с чем, ранее мая 2022 года Общество не могло обратиться за получением разрешения на сбросы веществ в пределах лимитов и предоставить отчет о выполнении плана снижения сбросов. С 01 июня 2021 года вступили в действие новые требования, не содержащие для вновь обращающихся пользователей обязанности представления отчета о выполнении плана снижения сбросов с приложением данных аналитических исследований. При этом срок оказания территориальным органом Росприроднадзора услуги по выдаче разрешения на сбросы установлен в 30 рабочих дней и при исчислении с 01 июня 2021 года истекает 13 июля 2021 года. ООО «<данные изъяты>» получило соответствующее разрешение 12 июля 2021 года, то есть в пределах указанного срока. В связи с этим, полагает, что событие административного правонарушения отсутствует.

В письменных возражениях государственный инспектор ФИО4, полагая доводы жалобы несостоятельными, а решение судьи районного суда законным и обоснованным, просит оставить обжалуемое решение без изменения.

Явившимся в судебное заседание ФИО1 разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ ст. 51 Конституции РФ, ее защитнику Лапину А.Б. - права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не заявлено.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 и ее защитник Лапин А.Б. доводы, изложенные в жалобе, поддержали и указали, что ООО «<данные изъяты>» является инвестором - арендатором по срочному договору аренды, заключенному с ОАО «<данные изъяты>». По данному договору Общество имело возможность пользоваться разрешительной документацией, полученной собственником. 28 сентября 2020 года у ОАО «<данные изъяты>» истекло право пользования водными объектами, после чего ООО «<данные изъяты>» получило возможность оформить соответствующее право за собой и сразу подало такую заявку. Проект нормативов допустимых сбросов был заказан 22 мая 2020 года, изготовлен 05 ноября 2020 года и утвержден в январе 2021 года. В апреле 2021 года было получено разрешение на сбросы в пределах установленных допустимых нормативов. Вместе с тем, в проекте была заложена необходимость установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, поскольку в текущей деятельности Общества имело место превышение допустимых нормативов сбросов. Необходимый для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов план по снижению сбросов загрязняющих веществ был согласован Обществом с территориальным органом Росприроднадзора. При этом в плане до апреля 2022 года предусматривалось выполнение первого этапа мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ, после чего должен был быть проведен контроль эффективности этих мероприятий и составлен соответствующий отчет. В марте 2021 года Общество обращалось в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов, однако в выдаче такого разрешения было отказано ввиду отсутствия согласованного плана по снижению сбросов и отчета о его выполнении, необходимость предоставления которых предусматривалась действовавшим на тот момент Административным регламентом. По новому Административному регламенту Общество обратилось с заявлением на выдачу разрешения на сбросы в пределах лимитов в начале июля 2021 года, и 12 июля 2021 года такое разрешение было получено. Обратиться ранее с таким заявлением не представилось возможным, поскольку в отношении Общества параллельно проводилось две проверки.

Опрошенная в судебном заседании 15 декабря 2021 года государственный инспектор ФИО4 пояснила, что на момент проведения проверки ООО «<данные изъяты>» в нарушение требований ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляло деятельность в отсутствие утвержденных лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому не достигается установленный норматив допустимых сбросов. При этом Общество само определило в плане срок выполнения мероприятий по снижению сбросов загрязняющих веществ до апреля 2022 года. Орган Росприроднадзора лишь согласовал данный срок. Кроме того, после вступления в действие с 01 июня 2021 года нового Административного регламента ООО «<данные изъяты>» обратилось с заявлением о выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов только 02 июля 2021 года.

Выслушав участвующих лиц, оценив доводы жалобы и проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ установлена за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, производится расчет нормативов допустимых сбросов.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона об охране окружающей среды технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Положениями ст. 3 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, ООО «Продмит» располагается на трех промышленных площадках. Общество поставлено на учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, I категория, категория значительного риска (3).

Водоснабжение на площадках №№ 1, 2 осуществляется от водозаборов ОАО «<данные изъяты>». Использование воды на объекте осуществляется на хозяйственно-бытовые, технологические и производственные нужды. Сточные воды объекта поступают на очистные сооружения №№ 1, 2. Приемником сточных вод являются ручьи <данные изъяты> и <данные изъяты>.

Решениями Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области от 23 октября 2020 года ООО «<данные изъяты>» предоставлены в пользование указанные водные объекты.

Приказами руководителя Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 29 января 2021 года №№ 52 и 53 для ООО «<данные изъяты>» на основании согласованного проекта утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в ручьи <данные изъяты> и <данные изъяты>.

16 марта 2021 года Общество обратилось в территориальный орган Росприроднадзора с заявлением о выдаче разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

22 марта 2021 года в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы Обществу было отказано в связи с отсутствием согласованного с территориальным органом Росприроднадзора плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, а также предоставления заявителем не в полном объеме документов, указанных в п.п. 18 и 19 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Минприроды России от 09 января 2013 года № 2.

28 апреля 2021 года Обществом получены разрешения № РС-0060 и РС-0061 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (ручьи Коряжка и Безымянный).

В ходе плановой, выездной проверки, проведенной межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям в период с 17 мая 2021 года по 11 июня 2021 года, установлено отсутствие у ООО «<данные изъяты>» утвержденных лимитов на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. При этом должностным лицом, допустившим бездействие, приведшее к отсутствию указанных лимитов, является инженер по охране окружающей среды Ивановского филиала № 1 ООО «<данные изъяты>» ФИО1

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, событие вмененного ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными доказательствами, получившими надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, в числе которых: приказ о проведении плановой, выездной проверки ООО «<данные изъяты>» от 11 мая 2021 года, акт проверки от 10 июня 2021 года, предписание от 10 июня 2021 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований, протокол об административном правонарушении от 10 июня 2021 года и иные материалы дела.

Наличие у ООО «<данные изъяты>» обязанности получения лимитов на сбросы загрязняющих веществ сверх утвержденных нормативов допустимых сбросов и отсутствия у Общества таких согласованных лимитов на момент проведения проверки ФИО1 не оспаривается.

Согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов, предусматривающий срок проведения таких мероприятий и определения первых результатов их выполнения на апрель 2022 года, разработан самим Обществом.

К тому же, с 01 июня 2021 года вступил в действие новый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденный приказом Росприроднадзора от 17 августа 2020 года № 1022 (далее - Административный регламент), положения п. 13 которого позволяли Обществу получить необходимое разрешение без предоставления отчета о выполнении плана снижения сбросов.

Однако с соответствующим заявлением об установлении лимитов ООО «<данные изъяты>» обратилось в территориальный орган Росприроднадзора только 02 июля 2021 года после проведенной в отношении Общества проверки.

Ссылка в жалобе на получение разрешения в срок, указанный в п. 11 Административного регламента, не может быть признана состоятельной, поскольку данный срок по предоставлению государственной услуги установлен для административного органа.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица Росприроднадзора и судьи районного суда о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, является правильным.

Вместе с тем, с выводом судьи районного суда о том, что ФИО1 в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией не наделена организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, в связи с чем, должна нести административную ответственность как гражданин, согласиться нельзя.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с трудовым договором от 16 мая 2019 года ФИО1 принята на работу в Ивановский филиал № 1 ООО «<данные изъяты>» в Руководство предприятия на должность инженера по охране окружающей среды. Отнесение данной должности к 1-му уровню управления следует также из штатного расписания.

Согласно должностной инструкции на ФИО1 как инженера по охране окружающей среды (Руководство предприятия) возложены обязанности, в том числе организация производственного экологического контроля за выполнением требований природоохранного законодательства в подразделениях; согласование лимитов и получение документа об утверждении лимитов на размещение отходов в территориальном управлении Росприроднадзора на отходы производства и потребления; получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в органах управления Федеральной службы Росприроднадзора; контроль за соблюдением подразделениями требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления; при осуществлении своей деятельности она имеет право приостанавливать и браковать выполнение работ, проводимых с нарушением утвержденной внутренней нормативной документации филиала, правил по охране окружающей среды; запрещать эксплуатацию оборудования, состояние которого требует технического обслуживания, ремонта и угрожает безопасности работников, создает опасность для окружающей среды.

При таких обстоятельствах ФИО1 является должностным лицом в том понятии, как это определено в ст. 2.4 КоАП РФ и примечании к данной норме.

Кроме того, должностным лицом административного органа и судьей районного суда не учтено следующее.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу приведенной нормы и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с объективными обстоятельствами дела: характером и степенью общественной опасности деяния, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Фактические обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения свидетельствуют о том, что ею, как лицом, ответственным за соблюдение ООО «<данные изъяты>» требований природоохранного законодательства, принимались последовательные меры к получению разрешения на сбросы загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы, и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении данное разрешение было получено. В ходе проведения проверки превышения Обществом установленных нормативов допустимых сбросов не выявлено. Таким образом, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и пренебрежительного отношения к требованиям законодательства об охране окружающей среды со стороны ФИО1 не усматривается, доказательств негативных последствий для интересов граждан, общества и государства не имеется, в связи с чем, считаю возможным применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ФИО1 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 12 июля 2021 года и решение судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 22 октября 2021 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 - прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Ивановской и Владимирской областям, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора по Ивановской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям ФИО4 от 12 июля 2021 года и решение судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 22 октября 2021 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении главного инженера по охране окружающей среды ООО «Продмит» ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Ивановского

Областного суда Н.С. Круглова