ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-321/2016 от 01.11.2016 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Тарбинская С.В. Дело №А-7 21-321/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калуга 1 ноября 2016 года

Судья Калужского областного суда Жудов Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской области Гавриковой М.Н. на решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ, в отношении Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской области,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Калужской области ФИО2 от 24 июня 2016 года Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом (Росимущества) в Калужской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба защитника территориального управления Росимущества без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Калужский областной суд поставлен вопрос об отмене решения судьи и принятии по делу нового акта.

Выслушав защитника Территориального управления Росимущества в Калужской области Гаврикову М.Н. поддержавшую жалобу, представителя УФССП по Калужской области Легкову Н.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Из дела видно, что 5 октября 2012 года ООО «Глобалтранс» (ИНН 5008041664) доставил в зону таможенного контроля Обнинского таможенного поста товар (заявленный как ткани), с нарушением процедуры таможенного оформления.

Вступившим в законную силу постановлением судьи Калужского районного суда от 4 апреля 2013 года ООО «Глобалтранс» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ. При этом было постановлено изъятую продукцию, явившуюся предметом административного правонарушения, возвратить законному владельцу ООО «Глобалтранс».

Кроме этого, постановлением Калужской таможни от 29 октября 2013 года с ООО «Глобалтранс» взысканы таможенные платежи, НДС и пени на общую сумму <данные изъяты> (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

11 декабря 2013 года судебным приставом – исполнителем Специализированного межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Московской области в отношении ООО «Глобалтранс» возбуждено исполнительное производство о взыскании таможенных платежей в указанном выше размере (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

Впоследствии исполнительное производство было направлено из УФССП по Московской области и принято к исполнению судебным приставом – исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области и ему присвоен номер

Как усматривается из материалов дела, судебным приставом – исполнителем был произведен арест и оценка ввезенного ООО «Глобалтранс» в 2012 году указанного выше имущества.

Установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Калужской области от 7 апреля 2015 года было принято решение о передаче в территориальное управление Росимущества в Калужской области, для принудительной реализации на комиссионных началах указанного имущества, с оценкой в сумме <данные изъяты>, подготовлено соответствующее уведомление на реализацию арестованного имущества.

Впоследствии данное имущество возвращено судебному приставу – исполнителю представителем территориального управления Росимущества по акту от 17 сентября 2015 года в связи с его нереализацией (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>).

Повторные меры по принудительной реализации названного имущества на комиссионных началах, приняты судебным приставом – исполнителем 3 ноября 2015 года, о чем было вынесено соответствующее постановление, подготовлены заявка на реализацию №330 и уведомление от 6 ноября 2015 года о готовности к реализации арестованного имущества.

30 ноября 2015 года данное имущество вновь принято по акту представителем территориального управления Росимущества в Калужской области для целей его реализации.

Однако 14 декабря 2015 года территориальным управлением Росимущества в адрес руководителя УФССП по Калужской области подготовлен запрос о предоставлении документов, подтверждающих качество переданного на реализацию имущества.

В ответе от 18.12.2015 г. на данный запрос, руководителем УФССП по Калужской области предложено территориальному управлению уточнить состав документов, необходимых для реализации этого имущества.

Также установлено, что прокуратурой Калужской области в адрес ТУ Росимущества в Калужской области внесено представление от 17 февраля 2016 года об устранении нарушений законодательства, регулирующего порядок реализации арестованного имущества. В представлении в частности отражено, что на арестованное имущество ООО «Глобалтранс» (товары легкой промышленности), документов, подтверждающих его качество и безопасность, сведений о стране производителе не имеется; по имеющейся информации покупатели, обращавшиеся с целью приобретения данного имущества ООО «Глобалтранс» отказывались от его покупки, в том числе из-за отсутствия указанных документов и сведений; мероприятия по проведению экспертизы имущества на предмет его соответствия требованиям безопасности для жизни и здоровья человека и возможности (невозможности) его использования по обычному предназначению территориальным управлением своевременно организованы не были.

В порядке исполнения внесенного прокуратурой области представления, по заказу территориального управления экспертами Центра независимой экспертизы общественной организации Республики Татарстан «Защита прав потребителей» в период с 4 по 15 марта 2016 года было подготовлено экспертное заключение №3154, согласно которому представленное на исследование имущество не соответствует требованиям о безопасности для здоровья человека, установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, утратило потребительские свойства, не подлежит к использованию по прямому назначению и подлежит утилизации (переработке).

Со ссылкой на данное экспертное заключение, территориальное управление сопроводительным письмом от 11 апреля 2016 года возвратило судебному приставу – исполнителю заявку на реализацию арестованного имущества от 3 ноября 2015 года, подписанный в одностороннем порядке акт возврата арестованного имущества, указав на то, что имущество реализации не подлежит (л.д.<данные изъяты> т.<данные изъяты>).

1 июня 2016 года судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Калужской области вынесено постановление о передаче в территориальное управление имущества (товара в количестве 1498 наименований на сумму <данные изъяты>) для принудительной реализации на торгах в форме аукциона, подготовлена заявка №154 от 1.06.2016 г. об организации торгов и уведомление о готовности к реализации арестованного имущества.

14 июня 2016 год в адрес МООИП УФССП по Калужской области поступило письмо ТУ Росимущества в Калужской области от 8 июня 2016 года №2615-16, содержащее отказ в принятии на реализацию арестованного имущества по заявке на торги №154 от 1 июня 2016 года. Отказ мотивирован со ссылкой на выводы экспертов, содержащихся в экспертном заключении №3154.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении территориального управления дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.17.14 КоАП РФ, что подтверждается протоколом от 17 июня 2016 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 3 указанной статьи невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Согласно приведенной статье КоАП РФ, нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 449.1 Гражданского кодекса РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства.

Исходя из положений чч. 6 и 7 ст. 87 Закона об исполнительном производстве, основаниями для начала процедуры проведения публичных торгов являются постановление судебного пристава-исполнителя о передаче имущества должника на реализацию и передача этого имущества судебным приставом-исполнителем специализированной организации по акту приема-передачи. Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.

Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).

С целью определения общих условий взаимодействия Федеральной службы судебных приставов России, ее территориальных органов, судебных приставов-исполнителей и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, его территориальных органов по вопросам, связанным с передачей на принудительную реализацию имущества, реализацией имущества, учетом и распределением средств, полученных от реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, осуществления контроля за соблюдением порядка реализации арестованного имущества, 30 апреля 2015 года утверждено соглашение Федеральной службы судебных приставов России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (далее - Соглашение).

Согласно пункту 2.1 указанного Соглашения до вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию судебный пристав-исполнитель обеспечивает сбор и подготовку необходимого пакета правоустанавливающих документов и подтверждающих право документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации для отдельных видов имущества, в том числе Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Территориальный орган Федеральной службы судебных приставов России не позднее следующего рабочего дня после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о передаче имущества должника на реализацию, в котором в качестве организатора реализации арестованного имущества указывается Росимущество (его территориальный орган), передает в Росимущество (его территориальный орган) уведомление о готовности к реализации арестованного имущества и его местонахождении с приложением копии такого постановления и копий правоустанавливающих и подтверждающих право документов.

Согласно пункту 2.3 Соглашения судебный пристав-исполнитель обязан передать Росимуществу (его территориальному органу, специализированной организации), а Росимущество (его территориальный орган, специализированная организация) обязано принять от судебного пристава-исполнителя для реализации арестованное имущество (правоустанавливающие и подтверждающие право документы) в течение десяти рабочих дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию.

Из существа приведенных нормативных положений следует, что действующим законодательством не предусмотрено оснований для непринятия специализированной организацией арестованного имущества для проведения торгов, поскольку реализация имущества в исполнительном производстве является обязательной процедурой в рамках исполнения исполнительного документа, которым в настоящем деле является постановление таможенного органа от 29 октября 2013 года.

В этой связи, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильным выводам о том, что со стороны территориального управления Росимущества фактически имело место невыполнение законного требования судебного пристава-исполнителя по принятию имущества для его принудительной реализации на торгах.

Доводы в жалобе о невозможности реализации имущества со ссылкой на экспертное заключение, указанные выводы не опровергают.

При таких обстоятельствах, наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.17.14 КоАП РФ и вина территориального управления Росимущества в его совершении сомнений у суда второй инстанции не вызывают.

Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Назначенное административное наказание отвечает требованиям закона.

При рассмотрении дела нарушений КоАП РФ, влекущих отмену принятого решения, судьей допущено не было, дело было рассмотрено всесторонне, полно и объективно, выводы судьи надлежащим образом мотивированы в решении и основаны на имеющихся в деле доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 – 30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

решение судьи Калужского районного суда Калужской области от 23 августа 2016 года оставить без изменения, а жалобу защитника Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Калужской области Гавриковой М.Н. – без удовлетворения.

Судья