Дело № 21-321/2021 |
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Ревякин А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней Департамента лесного комплекса Тюменской области в лице представителя ФИО1 на решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ТехноМодель»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области <.......> от 18 мая 2021 года ООО «ТехноМодель» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «ТехноМодель» обжаловало его в суд. В жалобе просило постановление должностного лица от 18 мая 2021 года отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Исетского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года постановлено:
«Постановление <.......> заместителя начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса ФИО1 от 18.05.2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ – изменить.
Переквалифицировать административное правонарушение, совершенное ООО «ТехноМодель» с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ на ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Признать общество с ограниченной ответственностью «ТехноМодель» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Жалобу ООО «ТехноМодель» - удовлетворить частично».
С данным решением не согласен Департамент лесного комплекса Тюменской области в лице представителя ФИО1, который в жалобе просит решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года изменить в части квалификации административного правонарушения, постановление должностного лица от 18 мая 2021 года оставить в силе без изменения. Указывает, что ООО «ТехноМодель» является арендатором лесного участка. При рассмотрении административного дела установлено, что очаг лесного пожара возник на арендованном лесном участке вследствие несоблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614. Ссылаясь на п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 21 от 18.10.2012 года, указывает, что бездействие ООО «ТехноМодель» привели к выявленным нарушениям правил пожарной безопасности, за что предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области ФИО2, просившего об удовлетворении жалобы, объяснения представителя ООО «ТехноМодель» ФИО3, просившего в удовлетворении жалобы отказать, нахожу решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года не подлежащим отмене либо изменению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу части 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) (пп. «а»); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров (пп. «б»; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров (пп. «в»); иные меры пожарной безопасности в лесах (пп. «г»).
Мера пожарной безопасности, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах).
Согласно пп. «в» и «г» п. 12 Правил пожарной безопасности в лесах юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования; в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Пунктом 29 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
В соответствии с п. 30 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Пунктом 31 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - 2 такими полосами на расстоянии 5 - 10 метров одна от другой.
Постановлением Правительства Тюменской области от 14.04.2021 года № 185-п «Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова» установлен пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова с 15 апреля 2021 года.
Как следует из материалов дела, ООО «ТехноМодель» использует лесной участок в выделе <.......> квартала <.......> Южного участкового лесничества Исетского лесничества по договору аренды <.......> от 19 января 2018 года в целях использования лесов для заготовки древесины.
18 апреля 2021 года в 13 часов 30 минут был обнаружен лесной пожар в выделе <.......> квартала <.......> Южного участкового лесничества Исетского лесничества, о чем составлен акт <.......> о лесном пожаре от 19 апреля 2021 года.
26 апреля главным специалистом Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области на основании актк о лесном пожаре <.......> от 19 апреля 2021 года был произведен осмотр участка, расположенного в выделе <.......> квартале <.......> Южного участкового лесничества Исетского лесничества, в ходе которого установлено, что ООО «ТехноМодель» при использовании лесного участка нарушило правила пожарной безопасности в лесах, а именно: не осуществлено устройство противопожарных минерализованных полос, не соблюдены нормы наличия и готовности средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов в период пожароопасного сезона, обеспечивающие возможность их немедленного использования; часть заготовленной древесины складирована на лесосеке и не отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; место рубки (лесосека) на период пожароопасного сезона также не отделено противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра; часть заготовленной древесины складирована на расстоянии менее 40 метров от прилегающих хвойных насаждений; ООО «ТехноМодель» не было сообщено о возникновении лесного пожара в специализированную диспетчерскую службу, не были приняты меры по недопущению распространения лесного пожара.
Судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценки имеющихся в материалах дела, доказательств, в том числе: протокола об административном правонарушении <.......> от 18 мая 2021 года; сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 18 мая 2021 года; договора аренды лесного участка <.......> от 19 января 2021 года; лесной декларации <.......> от 23 декабря 2020 года; акта о лесном пожаре <.......> от 19 апреля 2021 года; определения о возбуждении дела об административном правонарушении <.......> от 21 апреля 2021 года; акта осмотра от 26 апреля 2021 года; фотоматериала; письменных объяснений свидетеля ФИО5 от 23 апреля 2021 года; письменных объяснений ФИО6 от 12 мая 2021 года - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ТехноМодель» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Надлежащим образом оценив исследованные в судебном заседании доказательства, пришел к правильному выводу о необходимости переквалифицировать действия ООО «ТехноМодель» с ч. 4 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях на ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) ООО «ТехноМодель» в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах и возникшим пожаром.
Доводы жалобы о возникновении лесного пожара на арендованном лесном участке вследствие несоблюдения ООО «ТехноМодель» Правил пожарной безопасности в лесах являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в материалах доказательствами, в том числе актом о лесном пожаре <.......> от 19 апреля 2021 года, в котором в качестве причины возникновения пожара указано нарушение гражданами (включая местное население и туристов) правил пожарной безопасности.
Порядок привлечения ООО «ТехноМодель» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1., 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Поскольку при рассмотрении дела судьей районного суда нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену обжалуемого решения, допущено не было, законных оснований для отмены состоявшегося по делу решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1., ст. 30.6., п. 1 ч. 1 ст. 30.7., ст. 30.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Исетского районного суда Тюменской области от 08 июня 2021 года в отношении ООО «ТехноМодель» оставить без изменения, жалобу Департамента лесного комплекса Тюменской области - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Ревякин