ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
11 июля 2012 года г. Уфа
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Сафин Ф.Ф.,
при секретаре Искужине С.Т.,
с участием представителя УФАС по РБ ФИО1, ...
рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ... на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №... от ... года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ отменить, административный материал возвратить в административный орган для повторного рассмотрения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №... от ... года должностное лицо ОАО «...» ... ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ... рублей. Основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности послужил факт нарушения ею п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении запрещенных антимонопольным законодательством согласованных действий путем установления и поддержания отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия в период с ... года по ... года.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 обратилась в Кировский районный суд г. Уфы с жалобой, в которой просила отменить постановление от ... года, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судом принято указанное выше решение от ... года.
Не соглашаясь с решением суда, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ ... обжаловала его в Верховный Суд Республики Башкортостан, просит решение суда отменить в связи с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, постановление признать законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителя УФАС России по РБ ФИО1, обсудив доводы жалобы, нахожу ее подлежащей оставлению без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Привлекая начальника отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...» ФИО2, как должностного лица, к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ, УФАС по Республике Башкортостан исходил из того, что доказательством факта совершения административного правонарушения являются установленные нарушения по результатам рассмотрения дела №... о нарушении антимонопольного законодательства, отраженные во вступившем в законную силу решении комиссии Башкортостанского УФАС от ... года, которым ОАО «...» и ОАО «...» признаны нарушившими п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» в части осуществления запрещенных антимонопольным законодательством согласованных действий, выразившихся в установлении и поддержании отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия в период с ... года по ... года.
Полагая, что именно начальник отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...» ФИО2 является должностным лицом, виновным в совершении административного правонарушения, УФАС по РБ сослался на положение о планово-экономическом отделе и должностную инструкцию начальника указанного отдела, в обязанности которой входит разработка планов по себестоимости, прибыли и рентабельности производства, составление смет затрат на производство, общехозяйственные, общепроизводственные, коммерческие и прочие затраты, подготовка совместно с отделом маркетинга заключения на проекты оптовых цен на поставляемую продукцию, участие в пересмотре в установленном порядке оптовых цен в случае изменения условий выполнения заказа.
С такими выводами нельзя согласиться, поскольку они являются преждевременными и не основанными на достоверных доказательствах.
Полагаю, что отменяя постановление УФАС по РБ, суд обоснованно исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что именно начальник отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...» является тем должностным лицом, ответственным за ведение ценовой политики предприятия, обладающим правом на утверждение конечных отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Обстоятельства правонарушения не исследованы в полном объеме должностным лицом УФАС РФ при рассмотрении протокола об административном правонарушении.
Сам по себе факт установления вины хозяйствующих субъектов ОАО «...» и ОАО «...» в осуществлении запрещенных антимонопольным законодательством согласованных действий, выразившихся в установлении и поддержании отпускных цен на хлеб и хлебобулочные изделия, не свидетельствует о доказанности вины должностного лица.
Вышеназванные должностные обязанности начальника отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...», не свидетельствуют о том, что она обладает полномочиями по определению конечной отпускной цены продукции, а напротив подтверждают, что в её обязанности входит лишь разработка планов по себестоимости, прибыли и рентабельности производства, подготовка заключений на проекты оптовых цен на поставляемую продукцию.
Должностным лицом УФАС по РБ не исследовались учредительные и иные документы финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью установления должностного лица, обладающего правом утверждения конечных договорных цен.
Письмо ОАО «...» от ... года, на которое ссылается заявитель жалобы, в котором ФИО2 указана как должностное лицо, виновное в нарушении антимонопольного законодательства, нельзя признать доказательством её вины в совершении административного правонарушения.
Положения ст.ст. 1.5 и 2.2 КоАП РФ закрепляют принцип виновной ответственности за административные правонарушения, а ст. 26.12 ст. 28.2 КоАП РФ установление виновности лица относит к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, бремя доказывания возлагается на субъект публичной власти (орган, должностное лицо), а субъект, привлекаемый к административной ответственности, не обязан оправдываться, доказывать свою невиновность.
Таким образом, антимонопольным органом не добыто достаточных доказательств вины начальника отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...», результатом которых явилось ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Кроме того, согласно примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
В связи с этим, следовало установить, является ли начальник отдела экономики, планирования и анализа хозяйственной деятельности ОАО «...» должностным лицом, обладающим распорядительными полномочиями, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Довод жалобы о ненадлежащем извещении представителя УФАС по РБ о рассмотрении дела на ... года не состоятелен, поскольку в материалах дела имеется телефонограмма от ... года об извещении УФАС по РБ по телефону ..., которую принял сотрудник ... Представитель УФАС по РБ ФИО1 подтвердила принадлежность учреждению номера телефона и наличие в то время в штате учреждения такого сотрудника.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно принял решение об отмене постановления должностного лица УФАС по Республике Башкортостан и возврате административного материала для повторного рассмотрения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ... года об отмене постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ №... от ... года о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ и возврате административного материала в административный орган для повторного рассмотрения оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ... - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан: Ф.Ф. Сафин
...
...
...