ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-323 от 11.09.2015 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Дело № 21 - 323

Судья – Ганбина С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на решение судьи по делу об административном правонарушении

г. Мурманск 11 сентября 2015 года

Судья Мурманского областного суда Синица А.П., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2015 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением № * старшего государственного инспектора РФ по охране природы по Северо – Западному федеральному округу от 22 апреля 2015 года должностное лицо – *** в ООО «Н.» (далее – ООО «Н.», Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за что подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой об его отмене. Указывал, что основанием для привлечения его к административной ответственности стало отсутствие разработанного и утвержденного проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООРЛ). При рассмотрении дела не учтено, что Обществом заключен договор № * от _ _ г. с ООО «С (исполнитель) на разработку и согласование проекта ПНООЛР для ООО «Н.». Письмом от _ _ г. № * ООО «С» уведомило Общество о том, что МУП Ж.», осуществляющее прием и размещение твердых бытовых отходов ООО «Н.» не включено в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). ПНООРЛ для ООО «Н.» в настоящее время не может быть согласован и утвержден ввиду прямого запрета. Для целей исполнения законодательства и возможности направления проекта ПНООЛР на утверждение в Росприроднадзор, был произведен поиск полигонов внесенных в ГРОРО. На территории г. М. нет ни одного полигона, внесенного в ГРОРО. Ближайшие внесенные в ГРОРО полигоны - в З. и г.О. не оказывают услуги по сбору вне своих прилегающих территорий. Обществом направлялись запросы в ООО «Р.» с целью организации вывоза отходов для размещения на полигоне, внесенном в ГРОРО, в Управление Росприроднадзора по Мурманской области с целью возможности согласования и утверждения ПНООЛР без размещения отходов на полигоне, однако получены отрицательные ответы. Указывал, что в его действиях отсутствует вина в совершении правонарушения, поскольку отсутствие утвержденного и согласованного ПНООЛР вызвано не действиями или бездействиями, а фактическим отсутствием возможности разместить отходы.

Решением судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2015 года по результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, ФИО1, приводя в обоснование доводы жалобы, послужившие основанием для обращения в суд, просит постановление о назначении административного наказания и решение судьи, принятое по жалобе на постановление о назначении административного наказания отменить.

Представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО (Отдел надзора на море) в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела.

Проверив представленные материалы дела, выслушав ФИО1 и его защитника Шульгу Д.А., поддержавших жалобу, оценив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов: допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасны для окружающей среды.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в т.ч. соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

В силу п. 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Как следует из материалов дела, ООО «Н.» относится к субъектам крупного предпринимательства.

С _ _ по _ _ 2015 года Департаментом Росприроднадзора по СЗФО отделом надзора на море (Архангельская область и НАО, Мурманская область) проводилась внеплановая (выездная) проверка юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Н.», в ходе которой установлено, что в процессе производственной и хозяйственной деятельности Общества образуются опасные отходы 1-4 класса опасности, которые по договорам передаются в сторонние организации. При этом у юридического лица отсутствует действующий проект нормативов образования отходов (ПНООРЛ) и лимитов на их размещение. Срок ранее действовавших документов истек 18.01.2015 года

Выявленные факты нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, подтверждаются актом проверки от _ _ г. № * г.

Таким образом, судом достоверно установлено, что юридическим лицом - ООО «Н.» допущено нарушение ст.11, п.3 ст.18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с приказом № * от _ _ г. ФИО1 является должностным лицом, ответственным за охрану окружающей среды в ООО «Н.».

Согласно должностной инструкции на *** по экологии ООО «Н.» ФИО1 возложена обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства РФ Обществом.

С учетом изложенного обоснованным является вывод суда о том, что ФИО1, будучи должностным лицом ООО «Н.» ответственным за соблюдение природоохранного законодательства и обладая соответствующими полномочиями, обязан был предпринимать действенные меры по выполнению требований ст. 11, п. 3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

При таком положении убедительным является, сужден судьи о том, что административным органом доказано наличие в действиях должностного лица состава вмененного ему административного правонарушения.

Выводы судьи о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, с достаточной полнотой и правильно приведенных в решении, оценка которым дана по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Действиям (бездействию) ФИО1 судьёй дана правильная юридическая оценка.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию автора жалобы с привлечением к административной ответственности, и не могут являться основанием для отмены вынесенного постановления о назначении административного наказания.

Ссылки на необоснованность привлечения к административной ответственности, несостоятельны и, опровергаются представленными материалами дела, оцененными по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ФИО2, как должностным лицом, всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, материалы дела не содержат.

Как следует из письма Управления Росприроднадзора по Мурманской области от _ _ г. № *, ООО «Н.» в Управление с заявлением на утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и ПНООЛР не обращалось (л.д. 85).

При этом как усматривается из материалов дела, действия заявителя направленные на поиск объектов размещения отходов были предприняты в период проведения проверки административным органом (с _ _ по _ _ 2015 года). Договор на разработку нового проекта был заключен только _ _ , т.е. за пределами срока действия прежнего ПНООРЛ (_ _ г.), что не свидетельствует в пользу довода ФИО1 о принятии им, как должностным лицом, своевременных и действенных мер по обеспечению выполнения ООО «Н.» требований природоохранного законодательства.

Иные доводы жалобы также не опровергают выводов судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 июня 2015 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья

Мурманского областного суда А.П. Синица