ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-323/2018 от 08.02.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья Матвеев Д.М. дело № 21-323/2018

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск

Московской области 08 февраля 2018 года

Судья Московского областного суда Суханова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела Купец С.В. на решение Лыткаринского городского суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги центрального административного округа»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области Купец С.В.<данные изъяты> от <данные изъяты> юридическое лицо – Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги центрального административного округа» (далее – ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО», Учреждение), адрес: <данные изъяты><данные изъяты>, признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 375 000 рублей.

Решением Лыткаринского городского суда Московской области от 11 декабря 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения.

Не согласившись с судебным решением, должностное лицо органа административной юрисдикции, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Купец С.В. обжаловала его, указывая, что вина Учреждения доказана материалами дела.

Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Волкову Ю.М., суд второй инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения городского суда.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> в 11 часов 40 минут государственным инспектором Московской области в рамках федерального пожарного надзора в лесах при патрулировании лесного участка в составе земель лесного фонда Томилинского участкового лесничества Подольского лесничества выявлен факт нарушения Правил санитарной безопасности в лесах, совершенное в защитных лесах ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО».

Установлено, что ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» на лесном участке в квартале 56 выделе 5 Томилинского участкового лесничества Подольского лесничества вблизи СНТ «Лесная поляна» г. Лыткарино Люберецкого района Московской области допустило нарушение Правил санитарной безопасности в лесах, совершенное в защитных лесах, а именно: загрязнение лесного участка строительными и бытовыми отходами на площади 0,1 га, объемом 150 куб.м.

При осмотре свалки старшим участковым лесничим Подольского филиала ГКУ МО «Мособллес» обнаружены среди прочего товарные накладные, счета-фактуры, счета на оплату (поставщик – ООО «Кош-Ка»).

ООО «Кош-Ка» арендует нежилое помещение по договору субаренды №С/04.16-13 у ООО «Рент-плюс».

Собственником вышеуказанной территории является ООО «АЛЬТЕС ЭЛЬ». Между ООО «Рент-плюс», ООО «Альтес Эль» заключены договоры с ООО «ЭП КЕДР» по вывозу твердых бытовых отходов по адресу: <данные изъяты>, стр. 1.

Работы по санкционированному вывозу ТБО ООО «ЭП КЕДР» осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг <данные изъяты> от <данные изъяты>, договора <данные изъяты>-ЮТКО-2017 от 22.12.2016г.

С 26.12.2016г. по 23.01.2017г. ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» выполнялись работы по сносу незаконно построенных строений и складских помещений (сдаваемых в аренду различным организациям, в том числе ООО «Кош-Ка») на территории ООО «АЛЬТЕС ЭЛЬ» по адресу: <данные изъяты>, строение 1, 2 с последующим вывозом строительного мусора и твердых бытовых отходов, образовавшихся при демонтаже строений. К сносу строений и вывозу строительного мусора и твердых бытовых отходов ООО «ЭП КЕДР» не привлекалось.

ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» заключен государственный контракт <данные изъяты> на оказание услуг по вывозу и утилизации строительного и крупногабаритного мусора, принимаемого при производстве работ по сносу и демонтажу незаконно размещенных объектов на территории ЦАО <данные изъяты> от 27.12.2016г. с ООО «Фортис-Строй». Государственным заданием на 2017 год, утвержденным Приказом Префектуры ЦАО <данные изъяты> от 25.05.2017г. <данные изъяты> на ГБУ <данные изъяты> «Автомобильные дороги ЦАО» возложены работы по сносу самовольных построек, благоустройство освобожденных территорий, утилизация имущества, образованного в результате сноса самовольных построек.

Таким образом, ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО», являясь генеральным и фактическим подрядчиком выполнения работ по сносу незаконно возведенных строений, производимых на основании Факсограммы Префектуры ЦАО от 16.12.2016г. в рамках Постановлений Правительства <данные изъяты> от 11.12.2003г. <данные изъяты>-ПП и 02.11.2012г. <данные изъяты>-ПП при проведении работ по демонтажу строений по адресу: <данные изъяты>, стр. 1, <данные изъяты>, стр. 2, допустило вывоз строительных отходов (строительный слом, образующийся при сносе строений), с примесями отходов в непредусмотренное для этих целей место, на земельный участок, расположенный в границах земель лесного фонда, относящийся к защитным лесам, что привело к его загрязнению. При сносе зданий учет образующихся строительных отходов надлежащим образом не велся, что создало условия для вывоза части отходов в непредназначенное для этих целей место, чем нарушило ст.ст.11, 60.3 ЛК РФ, пп. «е», «ж» п.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ <данные изъяты> от 29.06.2007г., ст.42 ЗК РФ, ст.34 ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Действия ГБУ «Автомобильные дороги ЦАО» квалифицированы по ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, что влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие ту же ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно п.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события или состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Проверяя законность и обоснованность постановления по жалобе юридического лица в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, городской суд установил, что Учреждением был заключен государственный контракт от <данные изъяты> с ООО «Фортис-строй» на вывоз и утилизацию строительного и крупногабаритного мусора (далее - КГМ), который должен был появиться при производстве работ по сносу и демонтажу незаконно размещенных объектов по адресу: г. <данные изъяты>, стр. 1, <данные изъяты> стр. 2, где ООО «Кош-ка» арендовало нежилое помещение по договору субаренды № С/04.16-13 у ООО «Рент-Плюс».

При этом заявителем в материалы дела представлены доказательства того, что Учреждение контролировало вывоз мусора только машинами исполнителя - ООО «Фортис-Строй», техника Учреждения за пределы ЦАО г. Москвы в указанный период времени не выезжала, а также того, что Учреждение вело учет вывоза мусора, получив талоны от ООО «Фортис-Строй» о доставке КГМ на мусорный полигон.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что ГБУ «Автодороги ЦАО» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона, в связи с чем вину Учреждения в совершении вмененного правонарушения нельзя считать доказанной.

Таким образом, исследуя вопрос о наличии либо отсутствии в действиях юридического лица состава вмененного административного правонарушения, суд правильно руководствовался положениями ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку при рассмотрении жалобы городской суд установил, что доказательств загрязнения лесного участка строительными и бытовыми отходами в результате действий ГБУ «Автодороги ЦАО» в материалах дела не содержатся, то обоснованно пришел к выводу о необходимости отмены постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Решение суда основано на материалах дела и законе, соответствует требованиям ст.30.7 КоАП РФ, мотивированно, оснований к его отмене не имеется.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы должностного лица о том, что решение суда вынесено с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела и ненадлежащей оценкой доказательств, подлежат отклонению, как несостоятельные.

Каких-либо существенных нарушений норм процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения суда, не установлено.

На основании изложенного, и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Решение Лыткаринского городского суда Московской области от 11 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.31 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Автомобильные дороги центрального административного округа» – оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья И.Н.Суханова