Судья Шапошников О.В. Дело №21-325/АК-2020 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
25 сентября 2020 года г. Курск
Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании протест военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г.Курска от 21 августа 2020 года, вынесенное по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО3 № 158/10/20 от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области ФИО2,
установила:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Комитета экологической безопасности и природопользования Курской области ФИО3 №158/10/20 от 15.05.2020 года начальник отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО2 обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Кировского районного суда г.Курска от 21 августа 2020 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.
В протесте, поступившем в Курский областной суд, военный прокурор 56 военной прокуратуры гарнизона ФИО1 просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на протест военного прокурора, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2, просит решение суда оставить без изменения, протест военного прокурора – без удовлетворения.
Представитель комитета экологической безопасности и природопользования Курской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил. Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя 56 военной прокуратуры гарнизона по доверенности – помощника прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона ФИО4, поддержавшего доводы протеста, возражения на протест лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2, его защитника – адвоката Моргуна А.Ю., прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Пунктом 15 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащий сброс, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 №681, определено, что хранение отработанных ртуть содержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под новых ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузочно-разгрузочных работах и транспортировании.
Как следует из материалов дела, в отношении военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области 56-й военной прокуратурой гарнизона проведена прокурорская проверка по вопросам обеспечения экологической безопасности и охране окружающей среды.
В результате проверки установлено, что начальником отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области ФИО2, являющимся ответственным должностным лицом по охране природной среды (нештатным экологом) военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области, в нарушение норм закона не организовано надлежащее хранение на территории военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области люминесцентных ламп, в частности их хранение осуществлялось без соответствующей предъявляемым требованиям тары (емкости), частично навалом, а также частично без соответствующей тары (емкости), что создает предпосылки к механическому повреждению указанных изделий и образования источников вторичного загрязнения воздуха ртутью.
Указанные обстоятельства послужили основанием к возбуждению в отношении ФИО2 производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.04.2020 года и постановлением о назначении административного наказания от 15.05.2020 года должностное лицо - начальник отделения (социального и пенсионного обеспечения) военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области ФИО2 допустил несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в накоплении отработанных люминесцентных ламп при отсутствии в военкомате нормативной документации, регламентирующей документы по порядку обращения с отходами I – IV класса опасности.
Отменяя постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку должностной инструкцией начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения) военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области, утвержденной 30.12.2016 года военным комиссаром Курской области, не предусмотрены служебные обязанности по соблюдению за контролем (хранение, обращение, накопление) с отходами с I по IV класс опасности; инструкции должностного лица по охране природной среды (нештатного эколога) в военном комиссариате Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области не имеется.
С состоявшимся по делу судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Пунктом 1.2 Должностной инструкции, утвержденной военным комиссаром Курской области 30.12.2016 (далее – Инструкция) установлено, что начальник отделения (социального и пенсионного обеспечения) военного комиссариата Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области в своей деятельности руководствуется, в том числе, приказами Министра обороны Российской Федерации, приказами военного комиссара Железнодорожного округа г. Курска и Курского района Курской области.
При этом пунктом 2.35 Инструкции установлена обязанность указанного должностного лица знать и соблюдать требования руководящих документов, приказов, директив, указаний Министра обороны Российской Федерации, а также приказы и указания военного комиссара Курской области, военного комиссара Железнодорожного округа г. Курска и Курского района Курской области.
Пунктом 4.1. Инструкции предусмотрена ответственность начальника отделения (социального и пенсионного обеспечения) военного комиссариата Железнодорожного округа г. Курска и Курского района Курской области за неисполнение и ненадлежащие исполнение приказов и распоряжений военного комиссара.
Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года №1609 утверждено Положение о военных комиссариатах (далее - Положение о военных комиссариатах).
В соответствии с пунктами 3, 4, 7 Положения о военных комиссариатах, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, входят в состав военных округов и в своей деятельности руководствуются, в том числе, актами Министерства обороны Российской Федерации.
Служебная деятельность военных комиссариатов подразделяется на специальную служебную деятельность и общую служебную деятельность. Общая служебная деятельность военных комиссариатов направлена на обеспечение их функционирования в качестве территориальных органов Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 14.09.2015 года №530 утверждено Положение об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Согласно статье 11 ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Пунктами 1-2 Положения установлено, что оно определяет цель и задачи обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также построение, предназначение и функции органов военного управления, организаций и должностных лиц, выполняющих обязанности по руководству обеспечения экологической безопасности (далее - ОЭБ) и отвечающих за ОЭБ.
ОЭБ является отдельным направлением деятельности органов военного управления всех уровней, воинских частей, должностных лиц, военнослужащих им гражданского персонала.
В соответствии с примечанием к п.1 Положения установлено, что органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации в тексте указанного постановления именуются «воинскими частями».
Согласно пункту 21 Положения начальник службы (экологической безопасности) воинской части (при отсутствии в штате воинской части службы (экологической безопасности) исполнение обязанностей начальника службы (экологической безопасности) приказом командира воинской части возлагается на другое должностное лицо) непосредственно организует исполнение в воинской части требований природоохранного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны по ОЭБ; разрабатывает проекты приказов командира части по ОЭБ; участвует в планировании хозяйственной деятельности, лично вносит предложения по ОЭБ в план хозяйственной деятельности, разрабатывает план ОЭБ воинской части на год и обеспечивает выполнение мероприятий, предусмотренных планом в части, касающейся экологической безопасности воинской части; проводит в составе комиссии экологическое обследование воинской части; выявляет источники загрязнения окружающей среды и ведет их учет; проводит ведомственный экологический контроль в подчиненных подразделениях; анализирует результаты контроля ОЭБ воинской части, разрабатывает и представляет командиру предложения по его совершенствованию; разрабатывает и ведет документацию по ОЭБ воинской части, в том числе отчеты по ОЭБ; планирует, организует и проводит совместно с должностными лицами воинской части мероприятия по ОЭБ и восстановлению окружающей среды в воинской части, в том числе по ликвидации загрязнений территорий, допущенных при повседневной деятельности войск; организует взаимодействие с органами государственной власти, осуществляющими федеральный государственный экологический надзор; ведет учет имеющихся специальных технических средств экологической безопасности, организует их техническое обслуживание, поверку и эффективное использование; участвует в качестве эксперта в расследовании административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования в воинской части; непосредственно проводит подготовку военнослужащих и лиц гражданского персонала по ОЭБ.
Из представленных материалов следует, что пунктом 60 приказа военного комиссара Железнодорожного округа г.Курска и Курского района Курской области от 23.11.2018 года №8/58 «Об организации специальной подготовки, службы дежурного (сторожа), служебной деятельности военного комиссариата (Железнодорожного округа города Курска и Курской области) в 2019 учебном году» ФИО2 назначен нештатным инспектором по охране природной среды (нештатным экологом).
Таким образом, вышеуказанным приказом на ФИО2 возложена обязанность по обеспечению экологической безопасности, в том числе по разработке проекта приказа об утверждении должностной инструкции нештатного инспектора по охране окружающей среды (нештатного эколога).
Указанные обстоятельства надлежащей правовой оценки не получили, а потому принятое по делу решение не может быть признано законным. Рассматривая настоящее дело об административном правонарушении, судья не выполнил задачи производства по делам об административных правонарушениях, не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении. Не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Поскольку срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Кировский районный суд г.Курска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное и устранить допущенные процессуальные нарушения, вынести законное и обоснованное решение, отвечающее требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
решила:
решение судьи Кировского районного суда г.Курска от 21 августа 2020 года, вынесенное по жалобе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО2 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курской области ФИО3 № 158/10/20 от 15 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника отделения социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата ЖАО г.Курска и Курского района Курской области ФИО2, отменить и направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Протест военного прокурора 56 военной прокуратуры гарнизона ФИО1 удовлетворить.
Судья
Курского областного суда И.А. Курочкина