Судья Шуминова Н.В. Дело № 21-325/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на решение судьи по делу
об административном правонарушении
г. Мурманск 26 июля 2022 года
Судья Мурманского областного суда Кривоносов Д.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «РПК Норд» ФИО1 на решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2022 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Мурманской области от 7 февраля 2022 года № 04-007/2022 юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РПК Норд» (далее - ООО «РПК Норд», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2022 года указанное постановление должностного лица изменено, размер назначенного наказания снижен до 100000 рублей. В остальной части постановление административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Мурманский областной суд, законный представитель Общества ФИО1 просит вынесенные в отношении юридического лица акты отменить.
В обоснование просьбы ссылается на то, что Обществом разработан Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на который Управлением Росприроднадзора по Мурманской области выдано решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Обращая внимание на положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ, считает, что на Общество, осуществляющее хозяйственную деятельность на объекте II категории, Управление Росприроднадзора возлагает обязанность по разработке документа, не предусмотренного действующим законом.
Ссылаясь на часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 10.02.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», считает, что полученные Обществом до 1 января 2019 года нормативы образования отходов и лимиты на их размещения, действовали в течение срока действия таких документов до представления декларации о воздействии на окружающую среду.
Так, в адрес Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора Обществом направлена декларация о воздействии на окружающую среду, а после ее корректировки она направлена повторно. Замечания Управления Росприроднадзора получены не были.
Указывает, что согласно письму Росприроднадзора от 12.10.2018 № * с 01.01.2019 выдача нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является нелегитимной.
Обращает внимание на письмо УФС по надзору в сфере природопользования по Мурманской области от 12.03.2019 №*, согласно которому территориальными органами Росприроднадзора нормативы образования отходов и лимитов на их размещение не устанавливаются.
Законный представитель ООО «РПК Норд» ФИО1, представитель административного органа, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поэтому руководствуюсь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 данного Кодекса, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав защитника Общества ФИО2, которая поддержала доводы жалобы, дополнений не представила, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемых актов.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ определено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 2 статьи 18 названного Закона).
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой, соответственно, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 того же Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона (временно разрешенные выбросы и т.п.).
Как следует из пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Такой Порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1029 «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются для каждого объекта I категории, а в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", для объекта II категории в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО «РПК Норд», являясь юридическим лицом, основным видом деятельности которого является перевалка нефти из танкеров-челноков в танкеры транспортировщики дедвейтом до 200 000 тонн, для реализации своих коммерческих целей использует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - танкер ООО «РПК Норд», код объекта 47-0151-001114-Т, II категория НВОС, категория риска объекта – значительная (3).
На основании распоряжения руководителя Балтийско-Арктического межрегионального управления Росприроднадзора №* от 30 июня 2021 года в рамках федерального государственного экологического надзора в отношении ООО «РПК Норд» проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, включая и соблюдение требований законодательства в области обращения с отходами.
В ходе проведения плановой выездной проверки сотрудниками указанного управления в период с 12 по 23 июля 2021 года установлено, что Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), разработанный и утвержденный в установленном порядке, в Обществе отсутствовал, поэтому в нарушение требований пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ Общество не исполнило обязанности по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для составления 1 февраля 2022 года уполномоченным должностным лицом в отношении ООО «РПК Норд» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его 7 февраля 2021 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Установленные фактические обстоятельства совершения ООО «РПК Норд» административного правонарушения и вывод о виновности указанного юридического лица в его совершении подтверждены собранными и исследованными доказательствами, подробно приведенными в постановлении об административном правонарушении и в судебном решении, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований закона, их достоверность сомнений не вызывает.
Совершенное ООО «РПК Норд» административное правонарушение по части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях квалифицировано правильно.
Вопрос о вине юридического лица обсуждался применительно к положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности выполнения ООО «РПК Норд» требований законодательства в области обращения с отходами, а равно принятия Обществом всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных требований при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат, что свидетельствует о доказанности вины ООО «РПК Норд» во вмененном ему административном правонарушении.
Проанализировав действующее законодательство и фактические обстоятельства дела, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что ООО «РПК Норд» допущены нарушения требований пунктов 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выразившиеся в неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных должностным лицом и судьей. Аналогичные доводы являлись предметом проверки судьи районного суда в ходе рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении, не нашли своего подтверждения, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в обжалованных актах.
Ссылка в жалобе на то, что Обществом разработан ПНООЛР, на который получено решение об их утверждении, выданное Управлением Росприроднадзора по Мурманской области со сроком действия до 08.02.2021 опровергается материалами дела.
Так, судьей установлено, что представленный Обществом в ходе проведения проверки ПНООЛР не соответствовал порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку на титульном листе отсутствовала отметка об его утверждении.
Кроме того, судьей принято во внимание, что в 2018 году Общество обращалось в адрес Управления с заявлением об утверждении ПНООЛР (вх. № * от 07.09.2018). Однако после уведомления Управления об устранении выявленных нарушений (исх. * от 13.09.2018) Общество вышеуказанное заявление отозвало (исх. № * от 20.09.2018) и вновь по данному вопросу в Управление не обращалось.
В связи с изложенным довод о том, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещения, полученные Обществом до 1 января 2019 года, действовали до представления декларации о воздействии на окружающую среду, на вывод о виновности Общества во вмененном ему административном правонарушении не влияет, поскольку указанные нормативы Общества Управлением утверждены не были.
Мнение законного представителя Общества ФИО1 в жалобе о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность Общества, осуществляющего хозяйственную деятельность на объекте II категории, по разработке документа ПНООЛР основано на неверном толковании законодательства.
Так, пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ прямо предусмотрено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категорий.
С 1 января 2021 года вступили в силу Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Методические указания), утвержденные приказом Минприроды России от 07.12.2020 № 1021, пунктом 1 которых предусмотрено, что методические указания предназначены для юридических лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе II категории.
Пунктом 4 Методических указаний установлено, что ПНООЛР разрабатываются для каждого объекта НВОС I или II категорий.
В связи с изложенным, ссылка в жалобе на подачу Обществом декларации о воздействии на окружающую среду правового значения для дела не имеет и вывод о виновности Общества во вмененном правонарушении не опровергает, поскольку утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение у Общества отсутствовали.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное ООО «РПК Норд» административное наказание судьей районного суда снижено до менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями частей 1, 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является соразмерным содеянному и справедливым.
Обстоятельства, влияющие на вид и размер назначенного юридическому лицу административного наказания, которые не были учтены при его назначении, не установлены.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влекут прекращение производства по делу, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Мурманской области от 7 февраля 2022 года № * и решение судьи Октябрьского районного суда города Мурманска от 12 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО «РПК Норд», оставить без изменения, а жалобу его законного представителя - ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Мурманского областного суда Д.В. Кривоносов