ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-327/2022 от 05.07.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-327/2022

Судья Трихалкин С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу Андреева Александра Федоровича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.30-172/2022 от 22 марта 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Винокуровой Н.Ю. № 021/04/7.30-172/2022 от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 мая 2022 года, директор Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреев А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, и должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, Андреев А.Ф. просит отменить вышеуказанные решения по делу и признать совершенное правонарушение малозначительным, применив положения статьи 2.9 КоАП РФ.

В обоснование жалобы указывает, что в целях наиболее эффективного освоения выделенных денежных средств федерального бюджета и средств республиканского бюджета Чувашской Республики в п. 1.4 проекта контракта об электронном аукционе установлен срок выполнения работ с даты заключения контракта по 20 декабря 2021 года, информация по закупке внесена на 2021 финансовый год, с финансовым обеспечением на текущий год; Федеральный закон №44-ФЗ не устанавливает запретов и ограничений на установление сроков исполнения контракта, данное требование распространяется на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим число участников закупки; существующее в настоящее время оборудование позволяет провести работы, указанные в аукционной документации, в короткие сроки, перерасчет продолжительности этапа работ в месяцах производится в соответствии нормированием продолжительности строительства зданий и сооружений МДС 12-43.2008. Просит применить положения ст. 2.9 КоАП РФ,

Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав защитника Андреева А.Ф. – Тихонову М.Д., признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие Андреева А.Ф., извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, прихожу к следующим выводам.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела и установленных судьей районного суда фактических обстоятельств, Андреев А.Ф., являющийся директором Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, привлечен к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ за утверждение технической части документации об электронном аукционе по строительству врачебной амбулатории с. Сугуты бюджетного учреждения Чувашской Республики «Батыревская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, что выразилось в следующем:

15 октября 2021 года уполномоченным учреждением - казенным учреждением Чувашской Республики «Региональный центр закупок Чувашской Республики» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Министерства здравоохранения Чувашской Республики (изв. ), с начальной (максимальной) ценой контракта 20 331 520,78 рублей. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.

Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее также - Закон о контрактной системе) определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе иного, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 этого закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги (пункт 1); порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе (пункт 11).

Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1).

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 названного Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 данной части.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Согласно части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2018 г. № 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика).

Согласно пункту 1.2 Методики график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (далее - объект) (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).

В соответствии с пунктом 2.1 Методики составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).

Содержание графика выполнения работ определено пунктом 2.3 Методики.

Пунктом 2.9 Методики определено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться поименованные указанным пунктом события.

Решением комиссии Чувашского УФАС от 08.11.2021 № НВ/7683/21 по делу № 021/06/064-117/2021 по результатам рассмотрения жалобы ООО <данные изъяты> на действия заказчика установлено, что Приложением к проекту государственного контракта на строительство врачебной амбулатории с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Министерства здравоохранения Чувашской Республики предусмотрен график выполнения строительно-монтажных работ.

Окончание сроков исполнения, поименованных указанным графиком выполнения строительно-монтажных работ этапов, установлено – 20 декабря 2021 года.

При этом, даты событий, указанные в пункте 2.9 Методики, установленные Заказчиком под табличной частью графика выполнения работ определены - в течение 10 рабочих дней с даты подписания контракта.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата окончания подачи заявок установлена 25 октября 2021 года в 08 часов 00 минут.

Согласно части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, части 13 настоящей статьи протоколов, а в случае определил поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений в электронной форме не ранее чем через семь дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протокола. При осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме контракт может быть заключен не ранее срока, предусмотренного пунктом 4 части 13 статьи 82.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

Учитывая вышеуказанные требования Закона о контрактной системе, государственный контракт по итогам электронного аукциона на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Министерства здравоохранения Чувашской Республики может быть заключен лишь в ноябре 2021 года, при этом окончание сроков исполнения этапов, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ, определено – 20 декабря 2021 года, соответственно на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории, согласно требованиям аукционной документации отводится, лишь один месяц.

В соответствии с разделом 6 «Проект организации строительства» проектной документации врачебной амбулатории с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Министерства здравоохранения Чувашской Республики предусмотрен календарный план строительства продолжительностью в 6 месяцев.

В рассматриваемом случае Комиссия Чувашского УФАС России признала установленные сроки исполнения контракта заведомо неисполнимыми, поскольку контракт заключается на условиях аукционной документации.

Таким образом, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения директора КУ Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева А.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Факт совершения Андреевым А.Ф. административного правонарушения, а также его вина подтверждаются материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 названного Кодекса.

Действия Андреева А.Ф. правильно квалифицировано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Изложенные заявителем в жалобе доводы получили оценку заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике и суда первой инстанции со ссылкой на положения норм действующего законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела.

Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике обоснованно не выявлено.

Несогласие заявителя жалобы с такими выводами не является основанием для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания и состоявшегося в порядке его обжалования судебного акта и не свидетельствует о том, что при их вынесении допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводы жалобы о том, что Федеральный закон № 44-ФЗ не устанавливает запретов и ограничений на установление сроков исполнения контракта, данное требование устанавливается исходя из потребностей заказчика, распространяется на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим число участников закупки, подлежат отклонению.

Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса РФ установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работы.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовом формате и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капительного строительства, их частей, капительного ремонта.

Как указывалось выше, в соответствии с разделом 6 «Проект организации строительства» проектной документации врачебной амбулатории с. Сугуты бюджетного учреждения Чувашской Республики «Батыревская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Чувашской Республики предусмотрен календарный план строительства продолжительностью в 6 месяцев.

Из Приложения к проекту государственного контракта следует, что согласно графику выполнения строительно-монтажных работ, окончание сроков выполнения строительно-монтажных работ этапов установлено – 20 декабря 2021 года; даты событий, указанные в пункте 2.9 Методики, установленные Заказчиком под табличной частью графика выполнения работ определены - в течение 10 рабочих дней с даты подписания контракта. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата окончания подачи заявок установлена 25 октября 2021 года в 08 час. 00 мин.

В силу части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе государственный контракт по итогам электронного аукциона на выполнение работ по строительству врачебной амбулатории с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Министерства здравоохранения Чувашской Республики мог быть заключен лишь в ноябре 2021 года, при этом окончание сроков исполнения этапов, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ определено – 20 декабря 2021 года.

Таким образом, документация об аукционе утверждена с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Довод жалобы об установлении сроков выполнения работ с учетом того, что информация по закупке внесена на 2021 финансовый год, с финансовым обеспечением на текущий год, не влечет отмену обжалуемых актов.

Согласно пункту 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены (пункт 5 статьи 242 БК РФ).

Согласно абзацу 4 пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с решением главного администратора средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, имеющих целевое назначение, и не использованных в отчетном финансовом году средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в текущем финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.

В силу пункта 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

Однако возврат средств в бюджет по окончании финансового года не свидетельствует о невозможности его получения в последующие годы в рамках бюджетного процесса. Следовательно, ссылка на заявителя на сокращение сроков производства работ в связи невозможностью финансирования закупки в следующем, не соответствует нормам права.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Административное наказание назначено Андрееву А.Ф. в размере, предусмотренном санкцией части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Ходатайство Андреева А.Ф. от 05 июля 2022 года об объединения настоящего дела с иным делом об административном правонарушении, в рамках которого по факту нарушений при утверждении аукционной документации (технической части) по строительству отделения врача общей практики (семейного врача) с. ....... бюджетного учреждения Чувашской Республики «.......» Андреев В.Ф. постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.30-171/2022 от 22 марта 2022 года привлечен к административной ответственности, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, подлежит отклонению в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 4.4 КоАП РФ если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Вместе с тем из представленных материалов и содержания постановлений заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.30-171/2022 от 22 марта 2022 года и № 021/04/7.30-171/2022 от 22 марта 2022 года следует, что административные правонарушения, предусмотренные частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, выявлены должностным лицом по результатам рассмотрения самостоятельных решений комиссии Чувашского УФАС от 08.11.2021 № НВ/7683/21 по делу № 021/06/064-1116/2021, от 08.11.2021 № НВ/7682/21 по делу № 021/06/064-1117/2021 по самостоятельным жалобам заявителя ООО <данные изъяты>», а не при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, основания для применения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, объединения дел об административных правонарушений и назначения Андрееву А.Ф. одного наказания, суд не усматривает.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.30-172/2022 от 22 марта 2022 года и решение судьи Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 12 мая 2022 года, вынесенные в отношении директора Казенного учреждения Чувашской Республики «Республиканская служба единого заказчика» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики Андреева Александра Федоровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Андреева А.Ф. - без удовлетворения.

Судья А.В. Голубев

Решение04.08.2022