ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-328 от 12.10.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-328 судья Задонская М.Ю.

РЕШЕНИЕ

12 октября 2020 года. <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Карловой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление административной комиссии муниципального образования г.Тула от 21 мая 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области»,

установил:

постановлением административной комиссии муниципального образования г.Тула от 21 мая 2020 года ФИО1 привлечен к административной ответственности п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в Центральный районный суд г.Тулы.

Решением судьи Центрального районного суда г.Тулы от 20 августа 2020 года постановление административной комиссии муниципального образования г.Тула от 21 мая 2019 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 без удовлетворения.

В жалобе в Тульский областной суд ФИО1 просит отменить постановление административной комиссии и решение судьи как незаконные и необоснованные.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения ФИО1, возражения представителя административной комиссии муниципального образования г.Тула по доверенности ФИО2, судья приходит к следующим выводам.

Согласно положений п.1 ст.1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст.1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний; подсудность дел об административных правонарушениях судам; подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти; подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствии с п.1 ст.1.3.1 КоАП РФ относится к ведению субъектов Российской Федерации, в данном случае городу Туле.

В силу п.3 ст.2.1 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, рассматриваются в пределах установленных полномочий административными комиссиями в Тульской области, создаваемыми в соответствии с законом области (далее - административные комиссии).

В п.3 ст.2.2 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО закреплено: административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1-1, 6.4, 6.8, 6.9, 6.11, 6.12, 7.1 - 7.3, 7.5, 8.2, 8.3-1, 8.5, 8.6, 8.6-1, 8.7 (в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения), 8.8 - 8.14, 9.1 настоящего Закона.

Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение постановлений о назначении административного наказания осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.2 ст.2 Закона Тульской области от 7 декабря 2005 года №655-ЗТО (в редакции от 25 сентября 2015 года) «Об административных комиссиях в Тульской области и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий»).

Ответственность по п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» наступает за невнесение установленной муниципальными нормативными правовыми актами платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии с п.6.6 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных Решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» пользователь платной городской парковки обязан в течение тридцати минут с момента въезда на парковочное место осуществить плату за размещение транспортного средства на платной городской парковке (за исключением случаев, когда транспортное средство может быть размещено бесплатно) либо покинуть платную городскую парковку.

Невыполнение требований п.6.6 настоящих Правил в указанный срок считается неоплатой размещения транспортного средства на платной городской парковке и влечет привлечение виновного лица к ответственности в соответствии с действующим законодательством (п.6.7 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных Решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266).

Пунктом 7 Порядка платы за пользование на платной основе платными городскими парковками, утвержденного постановлением администрации г.Тулы от 7 октября 2015 года №5235 так же предусмотрено, что пользователь обязан покинуть занимаемое парковочное место платной городской парковки, когда закончилось предоплаченное пользователем время парковки.

Согласно пункту 8 вышеуказанного порядка невыполнение требований указанных в пунктах 4 и 7 настоящего порядка считается неоплатой размещения ТС на платной городской парковке и влечет административную ответственность в соответствии с Законом Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Положениями ч.1 ст.2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Как установлено административной комиссией, судьей районного суда и следует из материалов дела, 24 марта 2020 года, в период с 12 часов 47 минут до 13 часов 22 минут, на территории городской платной парковки (1022), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения: <...> (координаты: широта 54.1807098, долгота 37.6037735), было размещено транспортное средство «...», государственный регистрационный знак <***>, принадлежащее ФИО1, без внесения платы, установленной пунктом 2 постановления администрации города Тулы от 7 октября 2015 года №5235 «О порядке оплаты и размере платы за пользование на платной основе платными городскими парковками», в нарушении п. 6.6 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тулы».

В качестве доказательств совершения указанного выше правонарушения коллегиальным органом и судьей районного суда приняты следующие доказательства, а именно: материалы, полученные с применением средства фиксации «ДОЗОР-М», имеющего идентификатор А084 (программно-аппаратного комплекса фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств), который прошел соответствующую поверку, что прямо следует из свидетельства №18/П-1845-19, действительного до 9 октября 2021 года.

Данный программно-аппаратный комплекс фиксации нарушений правил остановки и стоянки транспортных средств является специальным техническим средством фиксации административных правонарушений, имеющий функцию фотосъемки, а именно мобильным оперативно-техническим средством измерения интервалов времени и координат с фото и видеофиксацией, контроля правильности остановки и стоянки транспортных средств и нарушений в сфере благоустройства и санитарного состояния городских территорий и автомагистралей с возможностью передачи данных на сервер центрального поста обработки информации с помощью USB флеш-накопителя или по защищенному VPN-соединению.

Данные обстоятельства подтверждены паспортом программно-аппаратного комплекса «Дозор-М» и информацией МКУ «Сервисный центр города Тулы» от 8 октября 2020 года №205, из которых так же следует, что данное устройство в момент фиксации нарушения работало в автоматическом режиме.

В соответствии с п.1.3 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» платная парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе по решению администрации города Тулы.

Пунктом 1.5 Правил создания и пользования платными городскими парковками, утвержденных решением Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266 установлено, что к территории платной городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090.

Доводы ФИО1 о том, что об отсутствие в месте парковки, указанном в обжалуемом постановлении, дорожной разметки зоны платной парковки не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов.

Как следует из схемы платных городских парковок, утвержденной постановлением Администрации г.Тулы №3507 от 30 июня 2015 года «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» парковка №1022 часть автомобильной дороги, имеющая адресный ориентир: <...> от ул.Советской до ул.Жаворонкова (71-71-01/045/2012-403). Количество парковочных мест - 201, в том числе 5 бесплатно, в том числе для инвалидов - 20 бесплатно.

Схемой дислокации дорожных знаков и дорожной разметки подтверждено что по адресу: <...>, создана платная парковка, обозначенная информационным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» со знаками дополнительной информации 8.6.5 «Способ постановки транспортного средства на стоянку», а также 8.8 «Платные услуги».

Указанными данными, а так же фотографиями, в том числе и представленными самим ФИО1, подтверждено то обстоятельство, что транспортное средство марки «...», государственный регистрационный знак <***> было расположено в указанные в обжалуемом постановлении дату и период времени, по адресу: <...>, то есть на участке дороги, которая относится к зоне платной городской парковки №1022.

То есть из материалов дела однозначно следует, что транспортное средство размещено на платной парковке в зоне действия знака «Платная парковка». Имеющиеся в фотоматериале и постановлении сведения позволяют определить место совершения административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, судья областного суда соглашается с выводами административной комиссии и судьи районного суда, что автомобиль марки «...», государственный регистрационный знак , принадлежащий ФИО1, был припаркован в границах платной парковки парковка №1022 по адресу: <...> (координаты: широта 54.1807098, долгота 37.6037735).

ФИО1 в своих жалобах неоднократно указывает на то, что является инвалидом II группы и имеет право на бесплатное размещение транспортного средства на территории платной городской парковки.

В соответствии с п.3.4 Решения Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266, в редакции решения Тульской городской Думы от 26 декабря 2018 года №61/1489, бесплатно на платных городских парковках размещаются транспортные средства инвалидов, а также законных представителей ребенка-инвалида и иных лиц, перевозящих инвалидов или детей-инвалидов, - на обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой парковочных местах, предназначенных для транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, при наличии опознавательного знака «Инвалид».

Указанные положения согласуются с требованиями ч.9 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 2 декабря 2019 года, действовавшей на дату совершения вменяемого в вину административного правонарушения ФИО1), которыми определено: на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.

Из схемы платных городских парковок, утвержденной постановлением Администрации г.Тулы №3507 от 30 июня 2015 года «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» следует, что на парковке №1022, имеющей адресный ориентир: <...> от ул.Советской до ул.Жаворонкова () выделены места для инвалидов, которые обозначены соответствующими дорожными знаками и это прямо следует из схемы дислокации дорожных знаков и дорожной разметки подтверждено что по адресу: <...>.

Транспортное средство, принадлежащее ФИО1, 24 марта 2020 года в период с 12 часов 47 минут до 13 часов 22 минут, находилось на территории городской платной парковки, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения: <...>, а не на специальном отведенном месте для парковки транспортных средств инвалидов, а также законных представителей ребенка-инвалида и иных лиц, перевозящих инвалидов или детей-инвалидов.

Размещение транспортного средства инвалидов на платной парковке (парковочных местах), не обозначенной соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой для транспортных средств, управляемых инвалидами, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов, порождает обязанность для собственника по оплате парковки такого транспортного средства.

Ссылка в жалобе заявителя на последующие изменения, внесенные в ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» касаются учета транспортных средств, управляемых инвалидами, или транспортных средств, перевозящих инвалидов и (или) детей -инвалидов, не изменяют ранее установленных положений, касающихся мест парковки указанной категории транспортных средств, и не может служить основанием к отмене актов по делу об административном правонарушении.

Довод жалобы о том, что организация платного парковочного пространства не соответствует положениям п.5 ст.13 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности, не может служить основанием к отмене актов по делу об административном правонарушении.

Размещение транспортных средств на парковочных местах городских парковок (пользование парковочными местами) в г.Туле является платным по решению Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года №11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» (п.6.6) и исходя из постановления администрации г.Тулы от 30 июня 2015 года №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула».

Из содержания п.9 постановления администрации г.Тулы от 7 октября 2015 года (в редакции от 3 декабря 2018 года) «О Порядке оплаты и размере платы за пользование на платной основе платными городскими парковками» следует: оплата пользования на платной основе платными городскими парковками и платной городской парковкой особого типа осуществляется одним из следующих способов (по выбору пользователя): посредством отправки SMS на короткий номер; через «личный кабинет» веб-портала; через мобильное приложение.

Как установлено при рассмотрении дела и следует из ответа МКУ «Сервисный центр города Тулы» от 8 июля 2020 года , на территории платной парковки №1022 имелась информационная табличка, содержащая подробные сведения о порядке оплаты за пользование платной парковкой. Кроме того, в соответствии с вышеизложенными Правилами пользователь платной парковки не лишен права оплатить парковку до конца текущих суток, в которые использовалось платное парковочное пространство, с указанием соответствующего периода пользования.

Проанализировав указанные выше обстоятельства судбя районного суда правильно указал, что оплата за размещение транспортного средства на платной городской парковке предусматривает альтернативные способы оплаты и не противоречит требованиям Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Правомерно отклонен судьей районного суда и довод заявителя о нарушении организацией платного парковочного пространства положений пунктов 1 и 5 статьи 16.1. Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», регулирующим отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающим права и обязанности указанных лиц, а также определяющим механизм реализации этих прав. При этом суд обоснованно исходил из того, что правоотношения по пользованию парковочными местами на платных парковках в городе Туле, установленные в соответствующем решении Тульской городской Думы от 22 апреля 2015 года , не регулируются данным законом, поскольку эти правоотношения имеют иной, предмет регулирования.

В связи с изложенным, судья областного суда приходит к выводу об обоснованности выводов судьи районного суда и административной комиссии о том, что действия ФИО3, как собственника данного транспортного средства, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Доводы жалобы о том, что судья районного суда не принял во внимание доводы заявителя, о том, что он действовал в состоянии крайней необходимости - необходимо было срочно купить лекарство для престарелого отца, которому стало плохо в ходе поездки, - нельзя признать обоснованными, не свидетельствуют о невиновности заявителя, поскольку объективных доказательств о том, что тот действовал в состоянии крайней необходимости, не представлено, в связи с чем оснований, предусмотренных ст.2.7 КоАП РФ, для освобождения инициатора жалобы от административной ответственности, не имеется.

Учитывая характер допущенного правонарушения, и его конкретные обстоятельств, судья районного суда обосновано указал, что поводов для признания деяния совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным, не имеется.

Мера наказания назначена ФИО1 в соответствии с санкцией п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО.

Несогласие ФИО1 с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с судебным актом, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

Вопреки доводу в жалобе о незаконности и необоснованности принятого решения, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.

Каких-либо существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, административной комиссией и судьей районного суда допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления административной комиссии и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление административной комиссии муниципального образования г.Тула от 21 мая 2020 года и решение судьи Центрального районного суда г.Тулы от 20 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.8.12 Закона Тульской области от 9 июня 2003 года №388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

В соответствии с п.3 ст.31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья: