ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-329/2021 от 25.08.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Санина Е.А.

№21-329/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

25 августа 2021 г. г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству на решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от
01 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал»,

установил:

на основании постановления должностного лица отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия Северо-Западного территориального управления Росрыболовства от 24 марта 2021 г. ООО «Карелводоканал» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ, и в адрес юридического лица направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Сортавальского городского суда РК от 01 июня 2021 г. постановление о назначении административного наказания и внесенное в предусмотренном ст.29.13 КоАП РФ порядке представление отменены, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

В поданной в вышестоящий суд жалобе должностного лица фио1 ставится вопрос об отмене судебного акта и о возвращении дела на новое рассмотрение в связи с доказанностью обстоятельств совершения вменяемого предприятию правонарушения, выявленного на основании предоставленных водопользователем соответствующих сведений.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

За нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов установлена административная ответственность, предусмотренная ст.8.33 КоАП РФ.

Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (ч.4 ст.35 Водного кодекса РФ).

Согласно пп.1, 5 ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.

Водопользователь обязан также вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Пунктом 1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В ч.1 ст.50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что при осуществлении разного рода деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Исходя из подп.«г» п.2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380, одной из мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания является предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 №552 утверждены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения и предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения.

Исследование материалов дела показало, что в целях сброса сточных вод решением Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 29 декабря 2018 г. №367 (зарегистрировано в государственном водном реестре 21 января 2019 г.) ООО «Карелводоканал» в пользование предоставлен водоем высшей категории рыбохозяйственного значения - Ладожское озеро (Ладога), в подп.13 п.2.3 которого определены нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водного объекта.

Согласно подп.8, 9 п.2.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование и Приложениям №№1 и 2 к этому решению сброс сточных вод осуществляется водопользователем в Ладожское озеро (Ладога) после КОС г.Сортавала (пролив Ворссунсалми Ладожского озера, выпуск №1) в географических координатах 61°42?47? с.ш., 30°44?13? в.д. Выпуск очищенных сточных вод является глубинным, имеет пять оголовков, сбрасывающих сточные воды в нижнюю треть глубины водоема.

Также установлено, что во исполнение требований законодательства в затронутой сфере ООО «Карелводоканал» за четвертый квартал 2020 г. в уполномоченный орган представлены сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод в водный объект (с указанием координат места сброса, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование), а также отчет о выполнении программы наблюдений за водным объектом при исследовании поверхностных вод (природная вода), отбор которых осуществляется в трех точках, определенных Программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной, утвержденной 10 сентября 2020 г.

По результатам изучения представленных водопользователем сведений должностным лицом выявлено превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ при сбросе сточных вод в озеро Ладожское (пролив Ворссунсалми) после КОС г.Сортавала по показателю БПКполн. - 6,12 мг/дм3 при нормативе - 3 мг/дм3, что послужило основанием для составления
04 марта 2021 г. в отношении ООО «Карелводоканал» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, и постановлением должностного лица от 24 марта 2021 г. юридическое лицо признано виновным в совершении противоправного деяния.

Решением судьи Сортавальского городского суда РК постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (судья пришел к выводу о том, что места отбора проб сточных вод и совершения вменяемого правонарушения не совпадают и выявленный факт превышения водопользователем предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ установлен по результатам изучения данных, полученных в контрольном колодце, находящемся вне места сброса сточных вод и являющемся промежуточным звеном в системе очистки сточных вод).

Анализ имеющихся в материалах дела документов применительно к позиции привлекаемого к ответственности лица и осуществленным в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальным действиям позволяет сделать вывод об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с ч.3, п.4 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события такого правонарушения. Дело считается возбужденным, в том числе, с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования.

В ч.1 ст.28.7 КоАП РФ установлено, что в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, должностным лицом проводится административное расследование.

Таким образом, административное расследование осуществляется при наличии уже подтвержденной информации о событии правонарушения и необходимости дальнейшего уточнения и документирования обстоятельств его совершения, установления причастных к нему лиц и их вины.

Установлено, что в основу обвинения ООО «Карелводоканал» были положены представленные водопользователем в уполномоченный орган сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод в водный объект с указанием координат места сброса, установленных решением о предоставлении водного объекта в пользование.

Данные сведения явились основанием для вынесения 05 февраля 2021 г. в отношении ООО «Карелводоканал» определения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.33 КоАП РФ, и проведении административного расследования, в рамках которого у данного юридического лица были истребованы разного рода документы, в том числе протоколы лабораторных исследований сточных вод, сбрасываемых в озеро Ладожское, и акты отбора проб за четвертый квартал 2020 г., протоколы лабораторных исследований и акты отбора проб природной воды используемого водного объекта за указанный отчетный период.

Вместе с тем на момент составления протокола об административном правонарушении и принятия постановления о назначении административного наказания требуемые документы должностному лицу представлены не были и соответствующую оценку на предмет подтверждения либо опровержения позиции привлекаемого лица о предоставленных ранее в контролирующий орган сведений о результатах контроля качества сточных вод, отобранных из промежуточного звена в системе очистки сточных вод, не получили.

Поскольку с учетом изложенного определенные законодателем цели административного расследования, направленные на выяснение всех обстоятельств уже совершенного деяния, его фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, в полной степени достигнуты не были, решение судьи незаконным и необоснованным признать нельзя.

При таких обстоятельствах решение судьи подлежит оставлению без изменения, жалоба должностного лица - без удовлетворения.

Руководствуясь требованиями ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от
01 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.

Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова