ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-32/2016 от 02.03.2016 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Токмакова Е.В. Дело 21-32АК-2016 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Курского областного суда Шуваева Е.И., рассмотрев административное дело по жалобе Ж. на решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 26 ноября 2015 г., вынесенное по жалобе Ж. на постановление заместителя главного государственного инспектора Курской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Курской области по делу от 22 июня 2015 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении учредителя ООО «<данные изъяты>» Ж. и решение заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Курской области от 11 сентября 2015 г.

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Курской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Курской области по делу от 22 июня 2015 г. учредитель ООО «<данные изъяты>» Ж. привлечена к административной ответственности по ст.7.1 КоАП и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Курской области от 11 сентября 2015 г. постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба Ж., без удовлетворения.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 26 ноября 2015 г. постановление должностного лица от 22 июня 2015 г. и решение от 11.09.2015 г. оставлено без изменения, а жалоба Ж., без удовлетворения.

В жалобе, поступившей в Курский областной суд, лицом, в отношении которого ведется производство по делу, Ж. ставится вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22 июня 2015 г., решения заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Курской области от 11 сентября 2015 г. и решения судьи от 26 ноября 2015 г. и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административном правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В силу положений ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

Положениями ст.26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.

Самовольное занятие земельного участка может осуществляться двумя способами: первый - как самовольный захват земельного участка; второй - как занятие земельного участка в нарушение установленного порядка отвода земель, т.е. до установления границ земельного участка на местности компетентными органами или до получения правоустанавливающих документов на данный участок и т.д.

В соответствии со статьями 25 и 26 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным Федеральным законом.

Постановлением Администрации г. Курска от 12.04.2012 г. «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска», утверждена схема размещения нестационарных объектов.

В соответствии с пунктами 1.3, 3.1 и 4.1 Постановления Администрации г. Курска от 12.04.2012 «О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска» размещение нестационарных торговых объектов на территории города Курска на землях, находящихся в муниципальной собственности города Курска, землях общего пользования, землях, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска в местах, определенные в Схеме. Основанием для размещения является договор на размещение нестационарного торгового объекта, архитектурный проект.

Порядок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок установлен пунктом 4.5 Постановления от 12.04.2012 г.

Согласно установленному порядку юридические лица и индивидуальные предприниматели подают заявление о заключении договора на новый срок в Земельный комитет города Курска за два месяца до окончания срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта с приложением к нему паспортных данных заявителя и копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации и свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (юридических лиц) записи об индивидуальном предпринимателе (юридическом лице), архитектурный проект.

Земельный комитет г. Курска запрашивает предложения на размещение нестационарного торгового объекта на новый срок департамента развития торговли и предпринимательства, потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Курска, комитета архитектуры и градостроительства города Курска.

4 марта 2015 г. ООО «<данные изъяты>» обратилось в Земельный комитет города Курска с необходимыми документами для заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на 2015 год, который включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска Постановлением Администрации г. Курска от 12.04.2012 г. под номером (номер по схеме ) как нестационарный объект торговли: летняя площадка <адрес>, продовольственные товары, площадью <данные изъяты> кв.м., период с ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что 14 мая 2015 г. в <данные изъяты> мин. по адресу: <адрес> установлено, что гражданка Ж., являясь учредителем ООО «<данные изъяты>» кафе «<данные изъяты>» самовольно заняла земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> со стороны улицы под летнюю площадку кафе путем размещения торгового оборудования, без заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта.

Признавая законным постановление заместителя главного государственного инспектора Курской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Курской области по делу от 22 июня 2015 г. и решение заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Курской области от 11 сентября 2015 г. о привлечении Ж. к административной ответственности, судья районного суда исходила из того, что как учредитель ООО «<данные изъяты>» Ж. не заключив договор о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Курска аренды на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, разместила оборудование на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м напротив <адрес>.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимаются в том числе, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Поскольку, факт самовольного занятия земельного участка Ж. имел место в течение одного дня 14 мая 2015 г., земельный участок включен постановлением Администрации г. Курска в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Курска, а также с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствие причиненного им вреда и каких-либо неблагоприятных последствий, следует признать, что совершенное правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, совершенное правонарушение может быть признано малозначительным с освобождением Ж. от административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с вынесением устного замечания.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

Жалобу учредителя ООО «ЭЙЯфьятлайокудаль» Ж. удовлетворить.

Решение судьи Ленинского районного суда г. Курска от 26 ноября 2015 г., вынесенное по ее жалобе на постановление заместителя главного государственного инспектора Курской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Курской области по делу от 22 июня 2015 г. об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.1 КоАП РФ в отношении учредителя ООО «<данные изъяты>» Ж. и решение заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Курской области от 11 сентября 2015 г. отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, учредителя ООО «<данные изъяты>» Ж. освободить от административной ответственности с вынесением устного замечания.

Судья Курского областного суда Е.И.Шуваева