Судья Лемешко А.С. Дело № 92RS0004-01-2021-001986-51
(номер производства по делу Производство № 21-32/2021
в суде первой инстанции
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Севастопольского городского суда Орлова Светлана Васильевна, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Скурского С.Г., представителей административного органа – Куку А.Т., К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда (г. Севастополь, ул. Суворова, д. 20), жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Листригоны» (далее – ООО «Листригоны») Скурского Сергея Георгиевича на решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г., вынесенное по жалобе директора ООО «Листригоны» Скурского Сергея Георгиевича, и на постановление о назначении административного наказания № 124/13/2021 от 26 марта 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
решением судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г. постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя К.Н. № 124/13/2021 от 26 марта 2021 г. в отношении директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. – без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением судьи районного суда, Скурский С.Г. подал в Севастопольский городской суд жалобу, в которой просит состоявшийся судебный акт, а также постановление должного лица административного органа отменить ввиду их незаконности и необоснованности. В обоснование жалобы, Скуриский С.Г., ссылаясь на Соглашение между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 2063-р, пункт 2 статьи 35 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», Положение о Черноморо-Азовском морском управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденном приказом Росприроднадзора от 28 ноября 2016 г. № 761, указывает, что государственный экологический надзор во внутренних морских водах и территориальном море осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в порядке, установленном законодательством РФ, которым является Черноморо-Азовское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, тогда как полномочия по осуществлению государственного экологического надзора в водоохранной зоне Правительству Севастополя переданы не были, а потому протокол об административном правонарушении составленный должностным лицом Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя, является незаконным. Кроме того, указывает, что земляные работы, выполняемые на принадлежащем Г.Е. земельном участке по адресу: <адрес>, не являются добычей полезных ископаемых и не требуют получения лицензии, а связаны исключительно с террасированием оползневых территорий для последующего ведения хозяйственной деятельности на указанном участке. Считает, что протокол и постановление об административном правонарушении составлены в отношении директора ООО «Листригоны» безосновательно, поскольку названное предприятие на указанном земельном участке не ведет каких-либо работ, а выполнение якобы незаконных работ осуществляется другими предприятиями. В обоснование жалобы также ссылается на судебные акты, принятые судьями Гагаринского районного суда города Севастополя, Нахимовского районного суда города Севастополя, Арбитражного суда города Севастополя, которыми, по мнению заявителя, установлено, что фактическая добыча общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке Г.Е. осуществлялось ООО «<данные изъяты>» для нужд Г.Е., в связи с чем получения лицензии не требовалось. Также считает, что ввиду отсутствия информационных знаков на протяжении соответствующей границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, доказательства того, что работы производились именно в границах охранных зон, административным органом не получено. Кроме того, указывает на то, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 11 января 2021 г., следовательно, срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, истек 11 января 2022 г., что также исключает производство по данному административному делу.
Настоящая жалоба подана в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем, подлежит рассмотрению по существу.
Скурский С.Г. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в жалобе и дополнениях к ней.
Представители административного органа, считая вынесенные по делу постановление должностного лица и решение судьи районного суда законными и обоснованными, просили в удовлетворении жалобы отказать ввиду ее необоснованности.
Выслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории особого режима использования, а именно в пределах прибрежной защитной полосы водного объекта либо водоохранной зоны водного объекта.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения будет выражаться в совершении виновным лицом действий (бездействия), нарушающих указанные ограничения, установленные действующим законодательством для обязательного соблюдения при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – Водный кодекс) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В силу части 2 статьи 55 Водного кодекса при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с данным Кодексом и другими федеральными законами, а также Правилами охраны поверхностных водных объектов и Правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещается разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»).
Как следует из материалов дела, в ходе рейдового мероприятия 11 января 2021 г. в 11 часов 10 минут специалистами Севприроднадзора на не огражденной территории земельного участка по адресу: <адрес>, расположенного в водоохранной зоне Черного моря, установлено следующее.
На вышеуказанном земельном участке, организована распланированная площадка в результате проведения земляных работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, имеются следы проведения работ крупногабаритной автотехники. Территория данного земельного участка не имеет твердого покрытия, не имеет специально оборудованных площадок с твердым покрытием, а также дорог общего пользования.
При визуальном осмотре на данном участке по адресу: <адрес>, выявлено наличие специализированной сортировочной установки «Грохот». На момент рейдового мероприятия сортировочная установка «Грохот» эксплуатировалась. Осуществлялся процесс сортировки изъятого на указанном земельном участке и складированного в виде навалов в районе установки «Грохот» грунта (горной массы) со значительным содержанием общераспространенных полезных ископаемых – гальки, гравия на отсев дробления.
Вблизи установки «Грохот» выявлены насыпи конусовидной формы гальки и гравия, отсортированных по фракциям различной величины, а также отсева дробления. В границах распланированной территории также складированы навалы грунта со значительным содержанием общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) отсева дробления, гальки и гравия.
На территорию распланированной площадки земельного участка по адресу: <адрес>, заезжает пустой крупногабаритный транспорт (самосвалы), на который на момент рейдового мероприятия осуществляется погрузка общераспространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) с последующим транспортированием на строительную площадку объекта «Полный комплекс работ по строительству водозабора на р. Бельбек с очистными и инженерными сооружениями и водосбросом на <адрес>».
По выявленному факту 13 января 2021 г. возбуждено дело об административном правонарушении № 2/13/2021 по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ и проведено административное расследование.
По результатам административного расследования установлено: земельному участку по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый №; собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является гражданка Г.Е. на основании государственного акта серии ЯИ № на право собственности на земельный участок площадью 146539 кв.м, о чем в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя внесена запись регистрации от 15 декабря 2009.
Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок (раздел 4.1) имеется запись о наличии зоны с особыми условиями использования территорий № – водоохранная зона, а также об ограничениях права использования на данный земельный участок, а именно запрещено: 1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв; 2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов; 3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами; 4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; 5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; 6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; 7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод; 8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта.
Участок расположен в границах водоохранной зоны Черного моря.
Пользование земельным участком осуществляет ООО «Листригоны» в лице директора Скурского Сергея Георгиевича.
11 января 2016 г. между Г.Е. и ООО «Листригоны» заключен договор о сотрудничестве (партнерстве) №, по которому стороны договорились о совместном рациональном освоении и эксплуатации земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего Г.Е.
В силу условий указанного договора ведение общих дел возлагается на ООО «Листригоны» (п. 1.2); ООО «Листригоны» с согласия Г.Е. имеет право распоряжаться грунтом, образовавшимся в результате проведения подготовительных земляных работ в соответствии с Проектом на ее земельном участке (п. 1.3); стороны обязуются осуществлять совместные действия в указанной сфере с целью реализации общих интересов и достижения совместных целей извлечения прибыли (дохода), для достижения указанных целей стороны обязуются совместно и согласовано совершать необходимые фактические и юридические действия, совместное несение бремени расходов и убытков от общего дела и распределения между собой полученных результатов по итогам сотрудничества (п. 1.4). Предметом указанного договора является совместное и согласованное сотрудничество в сфере рационального освоения и эксплуатации принадлежащего Г.Е. земельного участка с целью получения сторонами прибыли в результате выполнения Проекта по строительству и эксплуатации ЭКО-деревни и по строительству и комплексной эксплуатации рекреационной и жилой инфраструктуры берегоукрепительных сооружений.
В соответствии с разделом 1.3.2 «Инженерно-геологические условия» Проекта производства работ по устранению экзогенных процессов в комплексе работ подготовительного периода строительства по адресу: <адрес>, шифр ПСВ 01-018-07ППР (далее – Проектная документация) в пределах территории участка распространены алевритистые глины и алевриты с прослоями песчано-гравийно-галечных грунтов, а также мелко-галечных конгломератов на карбонатно-глинистом цементе. На глубине 29,0 метров залегает водоносный горизонт, развиты в прювеальных галечниках и песчано-глинистых отложениях с промежуточными водоупорами. Общий перепад высот от водораздельного плато до уреза моря составляет 56-58 метров. Часть земельного участка в данной Проектной документации отмечена как первая терраса с отметкой 40,54 метров над уровнем моря и должна быть разработана до отметки 33 метра над уровнем моря. В соответствии с настоящей Проектной документацией предусмотрено выполнение на вышеуказанном земельном участке земляных работ глубиной до 40,3 метров.
Таким образом, проведение работ предусмотрено путем углубления на 7,54 метров. Оставшаяся часть указанного земельного участка вдоль береговой полосы Черного моря подлежит террасированию путем проведения углубительных земляных работ по еще пяти террасам с углублением от 7,7 м до 18,5 метров, в зависимости от террасы, тогда как в соответствии со статьей 19 Закона о недрах пользование недрами для собственных нужд возможно при проведении работ глубиной до 5 метров.
В рамках административного расследования 10 февраля 2021 г. проведен отбор проб грунта на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый №) с целью проведения экспертизы грунта на наличие общераспространенных полезных ископаемых.
Согласно экспертному заключению (исх. № 68 от 11 марта 2021 г.) грунт в границах земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый №) представляет собой песчано-гравийные породы, содержащие 83,73% гравия из общего объема.
Распоряжением Минприроды России № 10-р и Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. № 192-РП утвержден Перечень общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю. Согласно данного перечня к общераспространенным полезным ископаемым относятся, в том числе, гравий, галька, валуны, глины, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные породы.
Согласно письму ООО «Листригоны» от 29 декабря 2020 г. № 29/12/20 на земельном участке проводятся земельные работы, террасирование и противоаварийные мероприятия по сохранению земельных участков силами ООО «<данные изъяты>».
29 апреля 2019 г. ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>» заключили между собой договор подряда № 2/29-04/19 на проведение земельных работ, террасирования и противоаварийных мероприятий по сохранению земельных участков, сооружений, зданий и предотвращению экзогенного процесса на Большом Любимовском оползне № 918 по кадастру Ялтинской ИГиГ партий (далее – Договор подряда), по которому ООО «<данные изъяты>» (подрядчик) принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке грунта под организацию строительства «цеха по хранению сельскохозяйственной продукции» на вышеуказанном земельном участке Г.Е. При этом, работы должны соответствовать требованиям постановления Правительства Севастополя № 950-ПП от 19 декабря 2017 г., Градостроительного плана земельного участка RU94G-00001523 от 29 ноября 2017 г., заключению СИНЭКО об оползневой опасности в районе аэропорта «Бельбек» от 23 июля 2002 г. № 2307/01, проекту организации строительства и террасирования 01-018-07 ПОС, проекту производства работ ПСВ 01-18-07 ППР, и разрешительной документации на проведение указанных работ (п. 1.1).
ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. является заказчиком указанных работ. Согласно п. 4.2.1 части 4.2. «Обязательства заказчика» данного Договора подряда заказчик принимает на себя обязательства предоставить подрядчику надлежащим образом заверенные копии Проектной документации, необходимых лицензий, разрешений на разработку объекта и другую документацию, необходимую для производства работ по настоящему договору. Таким образом, ответственным за оформление необходимых разрешительных документов, лицензий, является директор ООО «Листригоны» Скурский С.Г.
Согласно условиям п.п. 2.2, 2.3, 2.4 данного Договора подряда, на основании Протокола измерений ГАУ РК «ЦЛАТИ» № 1558/3593-6 от 5 сентября 2018 г. стороны установили, что в разрабатываемый грунт, не загрязненный опасными веществами, состоит из: грунт – 78,74 %, камни – 13,34% и растительные остатки – 7,92%; грунт и растительные остатки (за исключением плодородного слоя почвы), полученные в результате сортировки, не содержащие полезных ископаемых (в т.ч. общераспространенных полезных ископаемых), образовавшиеся в результате землеройных работ при исполнении договора являются собственностью подрядчика. Объем указанного грунта оценивается по результатам учета фактически полученного грунта; камни (галька, галечниковый грунт, иные смеси, содержащие общераспространенные полезные ископаемые), полученные в результате сортировки и переработки, проводимой подрядчиком, являются собственностью заказчика, используются для его собственных нужд, и подлежат возврату подрядчиком на земельный участок в полном объеме в качестве материала для опорных стен, а также бетона для проведения берегоукрепительных работ. Объем оценивается по результатам учета при сортировке материала.
16 сентября 2020 г. ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>» заключили между собой Договор подряда № 3/16-9/20 на выполнение работ по разработке грунта под организацию строительства «цеха по хранению сельскохозяйственной продукции» на земельном участке (кадастровый №), расположенном по адресу: <адрес>, срок действия до 31 декабря 2021 г. Согласно п. 4.2.1 части 4.2. «Обязательства заказчика» данного Договора подряда заказчик принимает на себя обязательства предоставить подрядчику надлежащим образом заверенные копии Проектной документации, необходимых лицензий, разрешений на разработку объекта и другую документацию, необходимую для производства работ по настоящему договору. Таким образом, ответственным за оформление необходимых разрешительных документов, лицензий, является директор ООО «Листригоны» Скурский С.Г.
Условия приведенных выше договоров свидетельствуют о том, что последние были заключены сторонами с целью извлечения прибыли, при этом, полученные из грунта в результате переработки, а именно при производстве, общераспространенные полезные ископаемые (гравий, галька) переходили в собственность ООО «Листригоны».
В письме от 29 декабря 2020 г. № 29/12/20 ООО «Листригоны» указывает, что грунт, образовавшийся при проведении земляных работ, изымаемый при террасировании, состоит из 78,74% грунта, 13,34% песчано-гравийной смеси (ПГС), 7,92 % плодородного слоя и растительных остатков.
Согласно техническим условиям ТУ ДД.ММ.ГГГГ-001-19349194-2019 от 10 ноября 2019 г., разработанным и утвержденным ООО «<данные изъяты>», на грунт, образовавшийся в результате землеройных работ по террасированию на земельном участке по адресу: <адрес>, содержащий гравий (гальку) допускается просеивать на инерционных грохотах для извлечения гравия (гальки) как отдельного вторичного материала. Данные работы проводятся на территории указанного земельного участка с целью гарантированного учета объемов переработанного щебня с помощью электронного учета на специально установленных на территории участка электронных весах и контролируется как со стороны ООО «<данные изъяты>», так и со стороны ООО «Листригоны».
Таким образом, гравий и галька, являясь компонентом недр (общераспространенными полезными ископаемыми), добытых путем переработки (просеивания) извлекаемого при земляных работах грунта – определена как продукция в виде вторичного материала, пригодная для дальнейшей реализации.
Согласно письму ООО «Листригоны» от 29 декабря 2020 г. №29/12/20 по заказу ООО «Листригоны» в соответствии с договором генеральный подрядчик ООО «<данные изъяты>» с 23 октября 2020 г. по 11 ноября 2020 г. осуществил разгрузку головной части оползня на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> в объеме 100 тысяч тонн и вывез данный грунт на территорию строительства очистных сооружений водозабора <адрес>, проводимого ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договором.
Между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» заключен Договор на поставку и передачу в собственность товара партиями в целях реализации государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ по объекту «Полный комплекс работ по строительству водозабора на <адрес> с очистными и инженерными сооружениями и водосбросом на <данные изъяты>№, <адрес>».
Согласно техническим условиям ТУ 08.12.12-001-42567413-2020 от 24 апреля 2020 г., разработанным и утвержденным ООО «<данные изъяты>», на грунт, образовавшийся в результате землеройных работ по террасированию на земельном участке по адресу: <адрес>, содержащий общераспространенные полезные ископаемые гравий (гальку) ООО «<данные изъяты>» предоставлен паспорт качества продукции на ПСГ фракции 1-20 мм с датой отгрузки 13 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г.
Согласно письму ООО «<данные изъяты>», поступившему в Севприроднадзор 2 марта 2021 г., ООО «<данные изъяты>» осуществляло поставку ООО «<данные изъяты>» грунта, ПГС в соответствии с подписанными универсально-передаточными документами (УПД), в которых указан объем поставки.
Согласно служебной записке ООО «Листригоны» и ООО «<данные изъяты>», поступившей в Севприроднадзор из Правительства Севастополя (вх. №.1-38/01/20 от 16 <данные изъяты> г.) силами ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «Листригоны» в период с 23 октября 2020 г. по 12 ноября 2020 г. произведены земельные работы на вышеуказанном земельном участке и произведен вывоз грунта в объеме 100 тысяч тонн по договору на территорию строительства очистных сооружений водозабора города Севастополя, проводимого ООО «<данные изъяты>». Общий объем требуемого к вывозу грунта составляет более 500 тысяч тонн. Таким образом, в соответствии с предоставленными универсально-передаточными документами ООО «<данные изъяты>» на коммерческой основе передано ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «Листригоны» инертного материала (ПГС фракции 0,20 мм) объемом 15494,15 тонн, отсева – 300 тонн, щебня (фракции 20-40 мм, 40-70 мм) в объеме 1339 тонн в период с 12 января 2021 г. по 22 января 2021 г., а также инертного материала (ПГС фракции 0,20 мм) объемом 66231,27 тонн, щебня (фракции 20-40 мм) в объеме 256,7 тонн в период с 6 ноября 2020 г. по 20 ноября 2020 г.
Таким образом, ООО «<данные изъяты>» было передано ООО «<данные изъяты>» готовой продукции – щебня, полученного вследствие переработки из добытых общераспространенных полезных ископаемых (гравия, гальки) после сортировки изъятого на земельном участке с кадастровым номером № грунта, по заказу ООО «Листригоны». Заказчиком работ на данном земельном участке является ООО «Листригоны», подрядчики – ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>».
Учитывая изложенное, действия по выемке грунта из недр, его переработка (сортировка) с целью добычи (изъятия) гравия (гальки) и дальнейшая его транспортировка представляют собой оборот общераспространенных полезных ископаемых – гравия (гальки).
Севприроднадзором право пользования недрами в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в виде лицензии на пользование недрами Севприроднадзором ООО «Листригоны», а также иным лицам не предоставлялось.
В Севприроднадзор уведомление о планируемом или осуществляемом виде использования участка недр в границах земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с требованиями постановления Правительства Севастополя от 23 ноября 2016 г. № 1114-ПП «Об утверждении Порядка пользования недрами собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на территории города Севастополя» не поступало.
Таким образом, ООО «Листригоны» в лице его директора Скурского С.Г., на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположенном в водоохранной зоне Черного моря, осуществляется хозяйственная деятельность с нарушением специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, в водоохранной зоне водного объекта путем добычи общесрапространенных полезных ископаемых (гальки, гравия) силами подрядных организаций ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>» и передача добытых общераспространенных полезных ископаемых иным лицам, на основании договорных отношений, что является нарушением пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении № 00155/13/2021 от 12 марта 2021 г., послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа постановления о назначении директору ООО «Листригоны» Скурскому С.Г. административного наказания в виде административного штрафа в размере 8 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, вина директора ООО «Листригоны» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 марта 2021 г. № 00155/13/2021, составленным уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статей 28.2, 28.3 КоАП РФ; актом обследования территории (акватории) от 11 января 2021 г. № 3/13-2021-Р и фототаблицей к нему; копией плана границ земельного участка; протоколом осмотра от 10 февраля 2021 г. № 3/13/2021 и протоколом взятия проб и образцов от 10 февраля 2021 г. № 3/13/2021, согласно которым, с применением видеозаписи, исследованной в судебном заседании, был осмотрен указанный земельный участок и взяты пробы грунта; отчетом о выполнении геодезических и топографических работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; протоколом испытаний от 5 марта 2021 г. № СТ0178, экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» от 11 марта 2021 г. о результатах работ по проведению экспертизы грунта на содержание общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, согласно которому гравий, полученный в результате переработки песчано-гравийных пород, отвечающий требований ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», который включен в перечень общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю согласно Распоряжению Министерства природных ресурсов № 10-р, Правительства Севастополя № 192-РП от 20 марта 2015 г. «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по городу Севастополю», относится к полезным ископаемым, при этом выход гравия составляет 83,73 % из общего объема изъятых песчано-гравийных работ на указанном земельном участке; выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №; копией государственного акта на земельный участок серии ЯИ №; копией договора о сотрудничестве (партнерстве) № 1/14/16 от 11 января 2016 г., заключенного между Г.Е. и ООО «Листригоны»; копией договора подряда от 29 апреля 2019 г. № 2/29-04/19, заключенного между ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>»; копией договора подряда от 16 сентября 2020 г. № 3/16-9/20, заключенного между ООО «Листригоны» в лице директора Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>»; копией графика производства работ, а также иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о виновности директора ООО «Листригоны» Скурского С.Г. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ и о ее доказанности, вопреки доводам жалобы, являются правильными и обоснованными, соответствуют исследованным в судебном заседании доказательствам, надлежащим образом мотивированы и аргументированы, оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судья суда первой инстанции правильно посчитала, что в действиях должностного лица ООО «Листригоны» Скурского С.Г. доказано наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, а действия Скурского С.Г. правильно квалифицированы по указанной норме КоАП РФ.
Так, материалами дела подтверждается, что собственником указанного земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является Г.Е. Указанный земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного крестьянского хозяйства» и находится в зоне с особыми условиями использования территории – водоохранная зона. В отношении названного земельного участка также установлены ограничения права использования, в том числе разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляется пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах, предоставленных им в соответствии в законодательством РФ о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта).
Приведенные выше условия договора о сотрудничестве (партнерстве) № 1/14/16, заключенного 11 января 2016 г. между Г.Е. и ООО «Листригоны», договора подряда от 29 апреля 2019 г. № 2/29-04/19, заключенного между ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>», договора подряда от 16 сентября 2020 г. № 3/16-9/20, заключенного между ООО «Листригоны» в лице Скурского С.Г. и ООО «<данные изъяты>», свидетельствуют о том, что последние были заключены сторонами с целью извлечения прибыли, при этом, полученная при производстве горная масса, имеющая в составе общераспространенные полезные ископаемые, переходила в собственность ООО «Листригоны».
Таким образом, ООО «Листригоны» в лице его директора Скурского С.Г., осуществлялась добыча полезных ископаемых через подрядные организации, непосредственно осуществляющие выемку грунта из недр для их дальнейшего использования.
При этом данных, свидетельствующих об использовании общераспространенных полезных ископаемых для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности для нужд ООО «Листригоны», в условиях, предусмотренных статьей 19 Закона о недрах, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Также материалы дела не содержат данных о том, что фактически добыча полезных общераспространенных полезных ископаемых осуществлялась в интересах собственника земельного участка Г.Е., а действия по выемке грунта из недр (в том числе в ходе террасирования территории), дальнейшая его транспортировка и возврат на участок в качестве материала для опорных стен, то есть оборот гравия (гальки), не являются добычей полезных ископаемых, подлежащей лицензированию.
Наличие на территории земельного участка техники для производства выемки и разработки грунта, отсортирования гравия (просеивания и сортировки по фракциям), наличие оборудованного контрольного пункта взвешивания на выезде с территории, вывоза грунта, в том числе подтверждает факт осуществления работ, связанных с добычей недр.
В соответствии с частью 8 статьи 65 Водного кодекса РФ ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
Приказом от 6 февраля 2017 г. № 21 Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя утверждены границы водоохранной зоны и прибрежной полосы Черного моря в границах города федерального значения Севастополя, согласно которому земельный участок по адресу: <адрес>, входит в границы водоохранной зоны и прибрежной полосы Черного моря.
Таким образом, вышеуказанная деятельность, как изложено выше, велась в водоохранной зоне Черного моря в нарушение приведенных норм Водного кодекса Российской Федерации, поскольку осуществлялась, в том числе, в пределах установленного расстояния.
При этом довод заявителя об отсутствии на вышеуказанной территории информационных знаков, определяющих границы водоохранной зоны, несостоятельны и не являются основанием к отмене решения судьи.
Так, положения пункта 8 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации не связывают обязанность выполнения установленных в них требований с наличием специальных информационных знаков о границах водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, официально опубликованы для всеобщего сведения и подлежат соблюдению независимо от наличия либо отсутствия на указанной территории соответствующих информационных знаков.
Таким образом, доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, а потому отвергаются как несостоятельные.
По тем же основаниям не принимается во внимание довод заявителя об установленных судьями иных судов фактов, имеющих для настоящего дела преюдициальное значение. Судебных актов, которыми бы были установлены обстоятельства, аналогичные рассматриваемым в настоящем деле, судьями названных заявителем судов не принималось.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным должностным лицом не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу части 1 статьи 23.23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ, рассматривают органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Пунктом 8 части 2 статьи 23.23 КоАП РФ установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.42 КоАП РФ, вправе, в том числе, государственные инспектора субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Из Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в сфере охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением правительства Российской Федерации от 17 октября 2014 г. № 2063-р, следует, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования передала Правительству Севастополя осуществление полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории города Севастополя, в том числе осуществление государственного надзора в области использования и охраны водных объектов (пункт 1.21).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31 октября 2020 г. № 566-ПП Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя (сокращенное наименование – Севприроднадзор) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области охраны окружающей среды, обращения с отходами, водных отношений, охраны атмосферного воздуха, экологической экспертизы, охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя, контроля и государственного надзора, лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории города Севастополя, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области водных отношений, лесных отношений, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Учитывая изложенные выше нормы, у должностного лица – государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды К.Н. имелись полномочия по составлению протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Иные доводы жалобы аналогичны по существу доводам, которые являлись предметом проверки в ходе судебного разбирательства, установленные обстоятельства и выводы о виновности должностного лица общества в совершении вмененного ему административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемых актов должностного лица и судьи районного суда.
Бремя доказывания по настоящему делу распределено верно, с учетом требований статьи 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя материалы дела не содержат.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностному лицу юридического лица в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, характера совершенного правонарушения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительными и освобождения Скурского С.Г. от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, с учетом повышенной степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, равно как и оснований для прекращения производства по делу в силу статьи 24.5 КоАП РФ, судьей апелляционной инстанции не установлено.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, дело об административном правонарушении рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, уполномоченным должностным лицом административного органа.
Нарушений административным органом и судьей районного суда норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела, не установлено. Выводы судьи районного суда о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а потому оснований для отмены состоявшегося решения судьи и постановления должностного лица административного органа по приведенным в жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Нахимовского районного суда города Севастополя от 26 августа 2021 г. и постановление государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии города Севастополя К.Н. № 124/13/2021 от 26 марта 2021 г. о привлечении директора Общества с ограниченной ответственностью «Листригоны» Скурского Сергея Георгиевича к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Скурского Сергея Георгиевича – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья С.В. Орлова