ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-32/2021 от 21.01.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-32/2021 (21-610/2020)

Судья Хакимова Л.Р.

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту по делу об административном правонарушении

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу Удина Андрея Николаевича на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года и решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Удина Андрея Николаевича,

установил:

постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года глава администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Удин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года отменено, производство по делу в отношении должностного лица Удина А.Н. прекращено.

Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 22 октября 2020 года решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 24 сентября 2020 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2020 года постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года оставлено без изменения.

На постановление должностного лица от 31 августа 2020 года и решение судьи гт 10 декабря 2020 года Удиным А.Н. подана жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Проверив дело в полном объеме, признав возможным рассмотрение жалобы в отсутствие участников производство по делу об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии пунктом 1 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 9 БК РФ составление и рассмотрение проекта бюджета сельского поселения, утверждение и исполнение бюджета сельского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения сельского поселения и являются бюджетными полномочиями муниципального образования.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в случае, установленных абзацами вторым - четвертым пункта 1 статьи 86 БК РФ, при этом, согласно пункту 2 данной статьи, расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 (в случае заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями) этой же статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Частью 7 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона.

Пунктами 1,2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Согласно положениям статьи 12 Закон о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что 15 июня 2020 года администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в лице главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Удина А.Н. с подрядчиком ФИО1 заключён муниципальный контракт на ремонт площадки перед кафе <данные изъяты> по <адрес> ().

В соответствии с пунктом 2.1 муниципального контракта общая стоимость работ составляет 381540 рубля 49 копеек.

Пунктом 2.4 муниципального контракта предусмотрено, что оплата работ осуществляется Заказчиком за счет средств, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек по КБК , а также за счет средств бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек

Согласно пункту 2.6 муниципального контракта оплата производится путем безналичного перечисления денежных средств с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Подрядчика в течение 15 рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком Заказчику счета (счета-фактуры) и акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполнения работ и затрат (КС-3).

Установлено, что 15 июля 2020 года по данному контракту подписан акт о приёмке выполненных работ, предоставлена счет фактура от 15.07.202, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 15 июля 2020 года на сумму <данные изъяты> руб., следовательно, оплату по данному контракту администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики необходимо было осуществить до 5 августа 2020 года.

Оплата по данному контракту, согласно платёжному поручению от 03 августа 2020 года – <данные изъяты> руб. то есть за счет средств, поступивших из республиканского бюджета Чувашской Республики в бюджет Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики), произведена в установленный контрактом срок.

По состоянию на 10 августа 2020 года неуплаченная сумма по муниципальному контракту составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (отсутствие денежных средств местного бюджета).

Аналогичные нарушения допущены администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики при оплате выполненных работ за счет средств бюджета Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики:

- по муниципальному контракту от 29 июня 2020 года (с учетом дополнительного соглашения от 17 июля 2020 года), заключенному с подрядчиком ФИО1 на ремонт площадки перед <данные изъяты> по <адрес> на сумму <данные изъяты> руб. (срок оплаты выполненных работ до 5 августа 2020 года, платежным поручением от 31 июля 2020 года за счет средств, поступивших их республиканского бюджета в бюджет Шемуршинского сельского поселения, оплачено в установленный срок <данные изъяты> руб., по состоянию на 10 августа 2020 года неоплаченная часть по муниципальному контракту составила <данные изъяты> руб. (отсутствие средств местного бюджета);

- по муниципальному контракту от 9 июня 2020 года, заключенному с подрядчиком ФИО1 на ремонт площадки перед <данные изъяты> (напротив автовокзала) по <адрес> на сумму <данные изъяты> руб. (срок оплаты срок оплаты выполненных работ до 5 августа 2020 года, платежным поручением от 31 июля 2020 года за счет средств, поступивших их республиканского бюджета в бюджет Шемуршинского сельского поселения, в установленный срок оплачено <данные изъяты> руб., по состоянию на 10 августа 2020 года неоплаченная часть по муниципальному контракту составила <данные изъяты> руб. (отсутствие средств местного бюджета);

- по муниципальному контракту от 18 мая 2020 года заключенному с подрядчиком ООО <данные изъяты>» на ремонт грунтовой дороги по <адрес> в <адрес> на сумму <данные изъяты> руб. (срок оплаты срок оплаты выполненных работ до 30 июля 2020 года, платежным поручением от 30 июля 2020 года за счет средств местного бюджета в установленный срок оплачено <данные изъяты> руб., с нарушением установленного срока за счет средств местного бюджета платежным поручением от 3 августа 2020 года оплачено <данные изъяты> руб., за счет средств, поступивших их республиканского бюджета в бюджет Шемуршинского сельского поселения, платежным поручением от 7 августа 2020 года оплачено <данные изъяты> руб.);

- по муниципальному контракту от 15 июня 2020 года, заключенному с подрядчиком ФИО1 на ремонт площадки перед <данные изъяты>» по <адрес> на сумму <данные изъяты>. (срок оплаты выполненных работ до 5 августа 2020 года, платежным поручением от 31 июля 2020 года за счет средств, поступивших их республиканского бюджета в бюджет Шемуршинского сельского поселения, в установленный срок оплачено <данные изъяты> руб., по состоянию на 10 августа 2020 года неоплаченная часть по муниципальному контракту составила <данные изъяты> руб. (отсутствие средств местного бюджета);

- по муниципальному контракту от 15 июня 2020 года., заключенному с подрядчиком ФИО1 на ремонт площадки перед «Росгосстрахом» по <адрес> на сумму <данные изъяты> руб. (срок оплаты выполненных работ до 5 августа 2020 года, платежным поручением от 31 июля 2020 года за счет средств, поступивших их республиканского бюджета в бюджет Шемуршинского сельского поселения, в установленный срок оплачено <данные изъяты> руб., по состоянию на 10 августа 2020 года неоплаченная часть по муниципальному контракту составила <данные изъяты> руб. (отсутствие средств местного бюджета).

Таким образом, невыполнение муниципальным заказчиком своих обязательств по оплате выполненных работ, услуг субъектами предпринимательства свидетельствует о нарушении администрацией Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Изложенные обстоятельства послужили основанием вынесения заместителем прокурора Шемуршинского района постановления от 11 августа 2020 года о возбуждении в отношении должностного лица заказчика – главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Удина А.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и вынесения руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии постановления № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года о привлечении Удина А.Н. к административной ответственности на названной норме КоАП РФ.

Указанные в постановлении о привлечении к административной ответственности обстоятельства нарушения срока оплаты выполненных работ при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд Удиным А.Н. не оспариваются и подтверждены представленными материалами.

В соответствии с имеющимися в деле доказательствами в их совокупности в постановлении должностного лица от 31 августа 2020 года и решении судьи Шемуршинского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2020 года сделан обоснованный вывод о нарушении должностным лицом Удиным А.Н. указанных выше требований законодательства, и его действия правильно квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела на основании статьи 26.1 КоАП РФ должностным лицом и судьей районного суда установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, дана правильная оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки доказательств не имеется.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Удину А.Н. как должностному лицу с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Доводы заявителя о наличии оснований для прекращения производства по делу по причине отсутствия средств местного бюджета, необходимых для оплаты выполненных работ в установленный срок, о соответствующем обращении в администрацию Шемуршинского района о предоставлении бюджетных средств, тщательно проверены судьей районного суда и обосновано опровергнуто.

Судье районного суда, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что письма за исходящими номерами 230 и 251 о выделении (дотации) денежных средств на оплату по актам выполненных работ по программам инициативного бюджетирования по муниципальным контрактам, датированные заявителем 16 июля 2020 года и 31 августа 2020 года, поступили в администрацию Шемуршинского района 20 августа 2020 года и 8 сентября 2020 года, то есть после возбуждения прокурором дела об административном правонарушении.

Принимая во внимание, что названные письма, представленные заявителем в материалы дела, не имеют достоверных и полных данных об их регистрации получателем, оснований не согласиться с этими выводами судьи и обоснованностью привлечения Удина А.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, не имеется.

Из представленного в материалы дела план – графика закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 года, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, и содержания нормы части 7 статьи 17 Закона о контрактной системе следует, что объем прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств по названным муниципальным контрактам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации был утвержден.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика – администрации Шемуршинского сельского поселения, при этом несвоевременные распределение, отзыв либо доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств администрации Шемуршинсокого сельского поселения объективными данными, содержащимися в материалах дела, не подтверждено.

Кроме этого, как правильно указано судьей в обжалуемом решении, принимая во внимание, что в данном конкретном случае заказчиком по муниципальным контрактам являлась администрация сельского Шемуршинского сельского поселения - исполнительный орган местного самоуправления самостоятельного муниципального образования, за счет средств бюджета которого подлежали оплате выполненные работы, само по себе указанное обращение не свидетельствует о том, что Удиным Е.С. как должностным лицом (руководителем) заказчика и исполнительного органа местного самоуправления с учетом предоставленных бюджетным законодательством и законодательством о местном самоуправлении полномочий были приняты все возможные и достаточные меры для выполнения возложенной законом обязанности произвести оплату выполненных работ в установленный срок, в том числе путем принятия надлежащих и исчерпывающих мер как при планировании, осуществлении и исполнении муниципальной закупки, включая утверждение документации о такой закупке со сроками ее проведения и выполнения работ, так и при формировании и исполнении местного бюджета Шемуршинского сельского поселения.

Так, из материалов дела следует, что оплата выполненных работ не произведена заказчиком в установленный срок за счет средств местного бюджета Шемуршинского сельского поселения – самостоятельного муниципального образования, при этом условия заключенных между администрацией Шемуршинского района и администрацией Шемуршинского сельского поселения Соглашений от 24 апреля 2020 года № 12, 17, 18 о предоставлении субсидии за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики, необходимых для исполнения в указанной части муниципальных контрактов, были выполнены (том 1, л.д. 247-248, том 2, л.д. 1-4, 5-6, 18-33), а иное финансирование выполненных работ за счет средств бюджета Шемуршинского района, то есть за счет средств бюджета иного муниципального образования, названными Соглашениями и муниципальными контрактами не предусмотрено.

При этом Удин А.Н. является руководителем заказчика – главой исполнительно органа местного самоуправления самостоятельного муниципального образования – Шемуршинского сельского поселения.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, основание для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренное частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ, к обстоятельствам настоящего дела неприменимо.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии № 021/04/7.32.5-905/2020 от 31 августа 2020 года и решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 10 декабря 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Шемуршинского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Удина Андрея Николаевича оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев

Решение05.02.2021