Судья Танганов Б.И.
Дело №21-8/2020
поступило 06 декабря 2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
03 февраля 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Раднаева Т.Н., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 06 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ) в отношении должностного лица – Министра финансов Республики Бурятия ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия ФИО3 от 27 сентября 2019 года № 02-19-34/2019-25 на основании ст. 2.9 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 с объявлением последнему устного замечания.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 06 ноября 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ФИО1 – ФИО2 подала жалобу в Верховный Суд Республики Бурятия, в которой ставит вопрос об отмене решения и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании представитель ФИО2 доводы жалобы поддержала, пояснив суду, что состав административного правонарушения не доказан, вина ФИО1 не установлена. Требований о процедуресогласования при предоставлении кредита, законом не предусмотрено.
Представитель Управления федерального казначейства по РБ ФИО4 против доводов жалобы возражала.
ФИО1, будучи извещенным, в судебное заседание не явился.
На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Республики Бурятия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ наступает за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Судом установлено, что на основании приказа УФК по РБ от 18 июня 2019 года № 309 в период с 21 июня 2019 года по 11 июля 2019 года в Министерстве финансов Республики Бурятия проведена плановая выездная проверка выполнения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, заключенных в 2017-2018 гг., за 2018 год.
В ходе проверки выявлено нарушение требований п. 1 ст. 93.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подп. «ж» п. 4 Правил № 1567, подпункта «з» п. 5 Правил 1482, подп. «л» п. 3.2 Соглашения от 09 июля 2015 г. № 01-01-06/06-96 (в редакции дополнительного соглашения от 15 октября 2015 года № 1), п. 6 Дополнительного соглашения от 25 декабря 2017 года № 2 к Соглашению от 09 июля 2015 г. № 01-01-06/06-96, подпункта «л» п. 3.2 Соглашения от 15 октября 2015 г. № 01-01-06/06-180, п. 6 Дополнительного соглашения от 25 декабря 2017 № 1 к Соглашению от 15 октября 2015 г. № 01-01-06/06-018, подп. «м» п. 3.2 Соглашения от 14 сентября 2017 г. № 01-01-06/06-245, п. 6 Дополнительного соглашения от 25 декабря 2017 г. № 1 к Соглашению от 14 сентября 2017 г. № 01-01-06/06-245, выразившееся в нарушении условия предоставления бюджетного кредита в виде обязательного согласованияс Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. (абз.3 ч. 1 ст. 93.2 БК РФ)
В силу подп. «ж» п. 4 Постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1567 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год" бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательств, в том числе по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Аналогичное условие предоставления бюджетного кредита содержится в подп. «з» п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1482 "Об утверждении Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год"
Как следует из материалов дела, между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством финансов Республики Бурятия 09 июля 2015 года заключено соглашение № 01-01-06/06-96 о предоставлении бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Бурятия, подп. «к» п. 3.2 которого предусматривает обязанность Министерства финансов республики (заемщика) согласовывать с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Аналогичное обязательство Министерство финансов Республики Бурятия приняло заключив соглашение от 15 октября 2015 года № 01-01-06/06-180 (п. «л» п. 3.2 Соглашения), а также соглашение от 14 сентября 2017 года № 01-01-06/06-245 (подп. «м» п. 3.2 Соглашения).
25 декабря 2017 года стороны соглашений о предоставлении бюджетных кредитов заключили дополнительные соглашения.
Дополнительным соглашением № 2 к Соглашению от09 июля 2015 г. №01-01-06/06-96 (п. 7) предусмотрено, что подп. «к» п. 3.2 Соглашения не подлежит исполнению со дня подписания Дополнительного соглашения.
Дополнительным соглашением № 1 к Соглашению от 15 октября 2015 г. №01-01-06/06-180 (п. 6) предусмотрено, что подп. «л» п. 3.2 Соглашения подлежит исполнению после заключения настоящего Дополнительного соглашения.
Дополнительным соглашением № 1 к Соглашению от 14 сентября 2017г. №01-01-06/06-245 предусмотрено, что подп. «м» п. 3.2 Соглашения подлежит исполнению после заключения настоящего Дополнительного соглашения.
Из перечисленного следует, что условие о предоставлении бюджетного кредита, заключающееся в обязанности Министерства финансов Республики Бурятия по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации является действующим и в силу ч. 1 ст. 309, ч. 1 ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерацииобязательно к исполнению стороной Соглашения.
Судом установлено, что в нарушение указанного условия предоставления бюджетного кредита, Постановление Правительства Республики Бурятия от 02 ноября 2018 года № 612 «О проекте закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в котором предусмотрено изменение дефицита бюджета, направлено на согласование в Министерство финансов Российской Федерации 12 ноября 2018 года, после его внесенияв законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации 06 ноября 2018 года.
Не выполнение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации составляло объективною сторону административного правонарушения.
При этом указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения данная норма не содержит, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за соблюдениеусловий предоставления бюджетного кредита.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (примечание к статье 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с п. 3.1.18 Постановления Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2008 г. № 188 «О министерстве финансов Республики Бурятия» в полномочия Министерства входит, осуществление государственных заимствований Республики Бурятия, в том числе бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете республиканского бюджета, от имени Республики Бурятия.
Согласно п. 5.1 Постановления Правительства РБ от 22 апреля 2008 г № 188 министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Бурятия в установленном законодательством порядке.
Указом Главы Республики Бурятия от 20 декабря 2017 года № 268 ФИО1 назначен министром финансов Республики Бурятия, членом Правительства Республики Бурятия с 21 декабря 2017 г.
Согласно п. 2.1 трудового договора с министром финансов Республики Бурятия от 21 декабря 2017 года работник осуществляет общее руководство деятельностью Министерства финансов Республики Бурятия на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий.
Вина Министра финансов Республики Бурятия ФИО1 подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательствах: протоколом об административном правонарушении; Соглашением от 09 июля 2015 г.; Соглашением от15 октября 2015 г.; Соглашением от 14 сентября 2017 года; «дополнительным соглашением к Соглашению от 09 июля 2015 года» от 25 декабря 2017 года № 2; «дополнительным соглашением к Соглашению от 15 октября 2015 года» от 25 декабря 2017 года № 1; «дополнительным соглашением к Соглашению от 14 сентября 2017 года» от 25 декабря 2017 года № 1;постановлением Правительства Республики Бурятия от 02 ноября 2018 года № 612 «О проекте закона Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; сопроводительным письмом о направлении проекта закона от 06 ноября 2018 года; письмом о направлении проекта закона на согласование Министерству финансов РФ от 12 ноября 2018г; указом Главы Республики Бурятия от 20 декабря 2017 года № 268; трудовым договором от 21 декабря 2017 года.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в силу вышеизложенного подлежат отклонению, иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, жалоба заявителя не содержит.
В действиях должностного лица ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.2КоАП РФ, оснований для прекращения производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения не имеется.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица, судьи районного суда о доказанности вины ФИО1 в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ т 06 ноября 2019 годаоставить без изменения, жалобу представителя должностного лица ФИО2 оставить без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Т.Н. Раднаева