ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-331/19 от 28.08.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Кайгородова О.В.

№ 21-331/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

28.08.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия на решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия,

установил:­

постановлением начальника отдела - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия от 11.06.2019 Управление записи актов гражданского состояния Республики Карелия (далее - Управление) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2019, принятым по жалобе Управления, постановление по делу отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С таким решением судьи не согласно должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что согласно письму ФССП России от 28.01.2019 база данных ЗАГС будет копироваться в базу ФНС до 2020 г. Соответственно, из налогового органа в настоящее время может поступать искаженная информация о записях актов гражданского состояния, и порядок предоставления сведений, предусмотренный Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", реализоваться не может. Направленный в рамках исполнительного производства запрос от 24.06.2019 в орган ФНС не был исполнен по данным причинам. В связи с этим судебный пристав-исполнитель на основании ст.ст. 2, 4, 12 и 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст.ст. 64 и 69 Федерального закона "О судебных приставах" вправе в целях получения подобных сведений запрашивать их непосредственно от органов ЗАГС.

Заслушав начальника Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия (...) возражавшего по доводам жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся, в том числе, в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем (далее - СПИ) функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

В силу ч. 1 той же статьи законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах" СПИ в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого. СПИ имеет право получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки.

Согласно п. 2 ст. 14 указанного закона информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок.

Основанием привлечения Управления к административной ответственности послужило то обстоятельство, что оно, осуществляя свою деятельность по адресу: г. Петрозаводск, ул. Шотмана, д. 13, в нарушение вышеприведенных норм не исполнило направленный в рамках исполнительного производства законный запрос судебного пристава- исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия (...). от 06.03.2019 о предоставлении информации о наличии актовой записи о смерти должника (...) Так, получив запрос 29.03.2019, Управление его не исполнило в установленный семидневный срок.

Судья при пересмотре постановления пришел к выводу об отсутствии в действиях Управления состава административного правонарушения.

Оснований не согласиться с данным выводом судьи не имеется.

Так, невыполнение государственным органом, имеющим статус юридического лица и не являющимся участником исполнительного производства, требования СПИ, является административным правонарушением лишь в случае, если выполнение соответствующих действий входит в круг полномочий данного государственного органа.

Вопреки доводам жалобы, принципы исполнительного производства, общие полномочия и обязанности должностных лиц органов принудительного исполнения, закрепленные в ст.ст. 2, 4, 12 и 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", ст.ст. 64 и 69 Федерального закона "О судебных приставах", не исключают возможность закрепления в ином федеральном законе специальных норм о порядке и условиях представления органу принудительного исполнения определенных сведений, необходимых для реализации функций ФССП.

В силу п.п. 7 и 8 ст. 13.1 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон) в редакции, действующей на день совершения вменяемого правонарушения, ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 9 ст. 13.1, п. 2 ст. 13.2 Закона данный оператор федеральной информационной системы осуществляет предоставление сведений, содержащихся в реестре, в определенном порядке. Сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния, содержащиеся в реестре, предоставляются в рамках межведомственного взаимодействия в электронной форме в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, в части сведений, необходимых для исполнения данных актов.

При этом согласно п. 3 той же статьи непосредственно орган ЗАГС сообщает сведения о государственной регистрации акта гражданского состояния по запросу суда (судьи), органов прокуратуры, органов дознания или следствия, органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (его территориального органа), федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (его территориального органа), Уполномоченного по правам человека в РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, уполномоченного по правам человека в субъекте РФ либо уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ.

Указанные положения Закона в действующей редакции являются специальными по отношению к общим приведенным подателем жалобы нормам законодательства об исполнительном производстве, и в системной связи с ними закрепляют право СПИ направить в рамках межведомственного взаимодействия запрос в орган ФНС России о предоставлении сведений о наличии актовой записи о смерти гражданина, если эти сведения необходимы для исполнения исполнительного документа. Орган ЗАГС уполномочен на непосредственное предоставление таких сведений органу принудительного исполнения лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 13.2 Закона № 143-ФЗ, в том числе по запросу, направленному в рамках розыскного дела либо дознания по уголовному делу.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 № 1746 утверждены Правила предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. В разделе II данных правил регламентируется порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния уполномоченным органам, а том числе территориальным органам федеральных органов исполнительной власти.

Из материалов настоящего дела следует, что запрос, неисполнение которого вменялось в вину Управлению, был мотивирован СПИ необходимостью запрашиваемых сведений для исполнительного производства без ссылок на обстоятельства, поименованные в ч. 3 ст. 13.2 Закона (л.д. 20). В связи с этим правовых оснований полагать о наличии у Управления обязанности по исполнению данного запроса не имеется.

Заслуживает внимания также то обстоятельство, что Управление своевременно отреагировало на поступивший запрос, направив СПИ письменный ответ от 02.04.2019. В данном письме изложено обоснование невозможности предоставления запрашиваемых сведений, предложено обратиться в орган ФНС России в установленном порядке либо направить в орган ЗАГС аналогичный запрос в рамках розыскного дела или производства дознания по уголовному делу (л.д. 18-19).

С учетом изложенного вывод судьи об отсутствии в действиях Управления признаков состава административного правонарушения является правильным, основан на правильном толковании действующего законодательства применительно к обстоятельствам настоящего дела.

Довод жалобы о затруднительности получения достоверных сведений в порядке, предусмотренном ст. 13.2 Закона, в связи с техническими затруднениями при конвертации документов органов ЗАГС в электронную базу данных ФНС России заслуживает определенного внимания. Вместе с тем, данное обстоятельство не может являться основанием для возложения на орган ЗАГС обязанности, не предусмотренной положениями Закона в действующей редакции. Кроме того, оператор федеральной информационной системы при необходимости не лишен возможности дополнительно проверить достоверность сведений Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, запрашиваемых СПИ, путем сопоставления их с содержанием документов органов ЗАГС.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ при пересмотре постановления должностного лица, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, не допущено.

В связи с этим оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, в отношении Управления записи актов гражданского состояния Республики Карелия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов