ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-332/19 от 12.07.2019 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

№ 21-332/2019

РЕШЕНИЕ

12 июля 2019 года г. Оренбург

Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Харламовой Ю.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 15 февраля 2019 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1

установил:

постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 15 февраля 2019 года № 03-13/002689, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 года, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу решений и прекращении производства по делу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, допросив в качестве свидетеля главного специалиста эксперта правого отдела Межрайонной ИФНС России № 10 по Оренбургской области ФИО, полагавшую, что оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс, который, как и прочие документы, должен отвечать требованиям достоверности.

В соответствии с Письмом ФНС Министерства финансов Российской Федерации от 29 марта 2018 г. ***О направлении «Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2018)» заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Заявление по форме № Р16001) и ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08 августа 2001N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела в Межрайонную ИФНС России № 10 по Оренбургской области ликвидатором ***» ФИО1 26 декабря 2018 года было представлено заявление по форме № Р16001 «О государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией» от 04 декабря 2018 года и ликвидационный баланс.

В представленном ликвидационном балансе ООО ***» не имелось сведений о кредиторской задолженности, в то время как согласно письму Фонда социального страхования РФ – ГУ Оренбургского регионального отделения ФСС РФ от 25 ноября 2015 года № 13-21/13/59263, за ООО «*** числится непогашенная задолженность. 25 января 2019 года был получен ответ, что за ООО «*** числится непогашенная задолженность в размере 1073237,6 руб., в связи с чем, ФСС возражает относительно ликвидации общества до погашения задолженности. К ответу было приложено письмо ГУ Оренбургское РО ФСС России в адрес ООО ***» с уведомлением о наличии указанной задолженности – капитализированных платежей в размере 1073237,6 руб. и предложением включить ее в ликвидационный баланс.

Поскольку было установлено, что ФИО1 были представлены недостоверные сведения о завершении расчетов с кредиторами, в результате чего нарушен п. 1 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129–ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» она была привлечена к административной ответственности по с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу ФИО1 на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о том, что постановление должностного лица от 15 февраля 2019 года в части установления вины и достаточности доказательств, порядка привлечения лица к административной ответственности является законным и обоснованным.

Между тем выводы судьи районного суда являются преждевременными, а доводы жалобы в части того, что лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не было надлежащим образом извещено о дне и месте рассмотрения дела, заслуживающими внимание.

Исходя из положений п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, решив на стадии подготовки к рассмотрению вопрос о назначении места и времени рассмотрения дела и вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо должны принять меры к надлежащему извещению указанного лица о принятом решении.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняют причины их неявки и принимают решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Статья 25.15 КоАП РФ предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (ч. 1).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, если избранный способ извещения позволяет подтвердить его получение адресатом.

При этом основным условием правомерности рассмотрения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте судебного заседания, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения о дне и месте рассмотрения дела должны направляться судом, должностным лицом с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала рассмотрения дела.

Изложенные требования об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности о дне и месте рассмотрения дела, должностным лицом при рассмотрении дела в отношении ФИО1 по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ соблюдены не были.

Как следует из материалов дела, определением от 01 февраля 2019 года было назначено рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ на 15 февраля 2019 года в 14 часов 00 минут в помещении МИФНС России № 10 по Оренбургской области. Определение было направлено ФИО1 и получено последней 06 февраля 2019 года.

Однако, ФИО1 при рассмотрении жалобы на постановление в районный суд было представлено полученное ею определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в котором не указана дата на которую назначено рассмотрение дела, а имеется указание только на время 14 часов 00 минут, месяц февраль и год 2019.

Оснований сомневаться в том, что в определении направленным и полученным ФИО1 по почте не содержится указание на дату рассмотрения дела, не имеется и налоговым органом данный факт не оспаривался.

Как следует из постановления от 15 февраля 2019 года, дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствии ФИО1, при этом указано, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении ее о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.

Между тем, с таким выводом должностного лица и судьи районного суда нельзя согласиться, поскольку доказательств, подтверждающих надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, о дне рассмотрения дела которое было назначено на 15 февраля 2019 года в 14 часов 00 минут, в материалах дела не имеется.

Данные обстоятельства во внимание приняты не были, должностное лицо административного органа ошибочно посчитало, что ФИО1 была надлежащим образом извещена вышеуказанным заказным письмом о дне рассмотрения дела, не убедилось в надлежащем ее извещении, и дело было рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности.

Однако, основным условием рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте рассмотрения дела, а также предоставление ему возможности реализовать свои права, в том числе и право на защиту.

Лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, должно быть проинформировано о времени и месте рассмотрения дела таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться на рассмотрение дела, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.

Следовательно, именно на должностное лицо административного органа, судью рассматривающих дело, возложена обязанность в соответствии с КоАП РФ по извещению лица о месте и времени рассмотрения дела.

Изложенные требования об уведомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены должностным лицом административного органа не были, поскольку о дне рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, ФИО1 не была извещена.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, что лишило ее возможности реализовать права, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право давать объяснения, представлять доказательства, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, не были проверены причины неявки лица на рассмотрение дела, назначенного на 15 февраля 2019 года и тот факт, что лицу было известно о месте и времени его рассмотрения.

Исходя из положения статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Исходя из изложенного выше, должностным лицом были допущены существенные нарушения процессуальных требований настоящего Кодекса, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Выводы судьи районного суда о том, что рассмотрение дела в отсутствии ФИО2 не нарушило ее право защищать свои права и интересы, поскольку оно было реализовано путем подачи жалобы на указанное постановление являются неверными, поскольку КоАП РФ предусматривает, что необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ должны обеспечиваться на всех стадиях рассмотрения дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, постановление должностного лица от 15 февраля 2019 года и решение судьи районного суда от 30 апреля 2019 года не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных статьями 24.1, 24.4 КоАП РФ. Поскольку допущенное процессуальное нарушение является существенным, поэтому независимо от иных доводов жалобы является безусловным основанием для отмены принятых по делу решений.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ не истек на момент рассмотрения жалобы в Оренбургском областном суде, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в административный орган.

При новом рассмотрении дела должностному лицу следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать все имеющиеся доказательства в их совокупности, дать им надлежащую оценку и принять по делу законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области от 15 февраля 2019 года и решение судьи Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 30 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1 отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, в отношении ФИО1 направить на новое рассмотрение в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области

Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.19 КоАП РФ.

Судья Оренбургского

областного суда Е.В. Хлынина