ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-332/2015 от 08.04.2015 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 г.Уфа                                 08 апреля 2015 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

 при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,

 с участием Камельянова А.В. – защитника Курсакова М.А. – лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующего на основании доверенности №... от 29 января 2015 г.,

 в отсутствие Курсакова М.А.,

 ФИО2 – врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан, вынесшего постановление о назначении административного наказания,

 извещенных надлежащим образом о дате пересмотра дела (л.д.117,118),

 допросив ... Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан ФИО1. в качестве свидетеля,

 рассмотрев жалобу Курсакова М.А. на решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 февраля 2015 г., которым:

 постановление врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан ФИО2 №... от 25 декабря 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Курсакова М.А. оставлено без изменения, его жалоба – без удовлетворения,

 У С Т А Н О В И Л А:

 постановлением врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Башкортостан) ФИО2 №... от 25 декабря 2014 г. ... (далее – Инспекция) Курсаков М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 310 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 01 декабря 2010 г. № 157н, выразившееся в принятии Инспекцией бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств по подстатье ... по состоянию на 25 декабря 2013 г. за счет средств федерального бюджета сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств в размере ... рублей (л.д.26-29).

 Не соглашаясь с постановлением врио руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Башкортостан ФИО2 №... от 25 декабря 2014 г., Курсаков М.А. обжаловал его в суд, предлагая отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения. В обоснование указывается, что на момент принятия бюджетных обязательств по подстатье ... на сумму ... рублей отсутствовал лимит бюджетных обязательств по данной статье, но имелись свободные остатки бюджетных обязательств по другим статьям, которые были перекинуты бюджетными росписями на подстатью ..., в связи с чем бюджетные обязательства приняты в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

 Судьей Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан вынесено решение от 04 февраля 2015 г. об оставлении жалобы без удовлетворения (л.д.96-99).

 Не соглашаясь с постановлением врио руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Башкортостан ФИО2 №... от 25 декабря 2014 г. и решением судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 февраля 2015 г., Курсаков М.А. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного правонарушения, в обоснование указывая те же доводы.

 Изучив материалы дела, выслушав защитника Курсакова М.А. – Камельянова А.В., поддержавшего доводы жалобы, свидетеля ФИО3., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

 В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

 На основании части 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

 В силу части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

 Статья 15.15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

 С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по принятию бюджетных обязательств с нарушением установленных законом размеров в виде превышения бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств.

 С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной (небрежностью) или умышленной формами вины.

 В качестве субъектов административной ответственности по статье 15.15.10 КоАП РФ, могут выступать только должностные лица.

 Как следует из материалов дела, в ходе проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в ... инспекции ... за период с 01 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г. установлено нарушение Инспекцией порядка принятия бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета по подстатье ... в сумме ... рублей.

 Факт принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», по виду расходов ... за счет средств федерального бюджета установлен. При недостаточности объема прав на принятие обязательств (лимитов бюджетных обязательств) в размере ... рублей по состоянию на 25 декабря 2013 года по подстатье ... Инспекцией 25 декабря 2013 г. заключен государственный контракт №... с ООО «...» на оказание работ (услуг) по ... на сумму ... рублей, подписанный ... Курсаковым М.А.

 По состоянию на 25 декабря 2013 г. остаток средств федерального бюджета по данной подстатье составил ... рублей.

 Согласно пункту 9.1, контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2013г. (л.д.43). Бюджетное обязательство по данному государственному контракту поставлено на учет в управление Федерального казначейства 25 декабря 2013 г.

 Лимиты бюджетных обязательств доведены Инспекции расходными расписаниями от 27 декабря 2013 г. №... на сумму ... рублей и №... на сумму ... рублей в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств по подстатьям ... на сумму ... рублей, ... на сумму ... рублей (л.д.47-50).

 Работы и услуги по ... на сумму ... рублей оказаны по акту от 25 декабря 2013 г. №1 (л.д.55).

 Платежным поручением №... от 31 декабря 2013 г. Инспекцией перечислены средства федерального бюджета ООО «...» на оказание работ (услуг) по ... на сумму ... рублей (л.д.56).

 В соответствии с положением пункта 310 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 01 декабря 2010 г. №157н, операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств.

 В данном случае факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела и не опровергнут заявителем.

 Согласно приказам Управления ... по Республике Башкортостан «О командировании и возложении исполнения обязанностей» исполнение обязанностей ... возложено на Курсакова М.А.:

 - с 03 октября 2013 г. сроком на 1 месяц (приказ от 01 октября 2013 г. №...) (л.д.36);

 - с 05 ноября 2013 г. сроком на 1 месяц (приказ от 01 ноября 2013 г. №...) (л.д.38);

 с 05 декабря 2013 г. сроком на 1 месяц (приказ от 29 ноября 2013 г. №...) (л.д.39);

 с 23 декабря 2013 года сроком на 1 месяц (приказ от 23 декабря 2013 года №...).

 Согласно объяснениям Курсакова М.А., в конце года был большой объем работ по заключению договоров и контрактов, что повлияло на контроль за соблюдением не превышения бюджетных обязательств над лимитами. Распределением лимитов бюджетных обязательств занималась главный бухгалтер, которая должна была вести правильный учет наличия остатков по той или иной статье (л.д.5).

 В соответствии с пунктом 10 раздела 3 должностного регламента, ... инспекции ... несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с положениями об управлении и инспекции, задачами и функциями инспекции, функциональными особенностями замещаемой должности гражданской службы: несоблюдение законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций, методических указаний и иных правовых актов, поручений ... России, управления (л.д.19).

 В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 Таким образом, фактические обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей исполняющим обязанности ... Инспекции Курсаковым М.А., связанные с тем, что им не осуществлялся должный контроль и не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению порядка принятия бюджетных обязательств, установлены правильно.

     Вина Курсакова М.А. в совершении вмененного правонарушения материалами дела установлена. Юридическая оценка его действиям по статье 15.15.10 КоАП РФ дана правильная. Наказание отвечает требованиям статьи 4.1 КоАП РФ и назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

     Правонарушение малозначительным признать оснований не имеется.

 Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

 Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

 Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

 В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении к соблюдению Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом МФ РФ от 01 декабря 2010 г. № 157н.

 Порядок привлечения к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.

 Протокол об административном правонарушении составлен 17 декабря 2014 г., постановление вынесено 25 декабря 2014 г. с участием Курсакова М.А. Жалоба судом рассмотрена с участием защитника Курсакова М.А. – Камельянова А.В., в отсутствие Курсакова М.А., извещенного надлежащим образом (л.д.9), что не оспаривается.

 Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи первой инстанции, по делу не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

 Р Е Ш И Л А:

 решение судьи Ленинского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 04 февраля 2015 г. об оставлении без изменения постановления врио руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан ФИО2 №... от 25 декабря 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Курсакова М.А. оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

 Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

 Судья Верховного Суда

 Республики Башкортостан            п/п               З.Р. Абземилова

 Справка

 судья Кочкина И.В.

 дело №...