ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-334/19 от 28.05.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 21-334/2019

Судья Поляков Ю.Н.

Р Е Ш Е Н И Е

по протесту по делу об административном правонарушении

28 мая 2019 года г. Чебоксары

Судья Верховного Суда Чувашской Республики Голубев А.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. на решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Кузьмина Аркадия Эмировича,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 03-АРЗ-2019 от 21 февраля 2019 года глава администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Кузьмин А.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, должностному лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2019 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеева В.В. № 03-АРЗ-2019 от 21 февраля 2019 года отменено, производство по делу в отношении должностного лица Кузьмина А.Э. прекращено.

Не согласившись с решением судьи, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии Котеев В.В. подал жалобу в Верховный Суд Чувашской Республики.

Рассмотрев протест, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения главы администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Кузьмина А.Э., мнение представителя административного органа Терентьевой Е.И., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона «О контрактной системе в сфере закупок» срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В силу части 8 статьи 30 данного Закона в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона.

Из материалов дела следует, что 25 июля 2018 года администрацией Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики с ООО «Городская служба контроля» заключен муниципальный контракт на строительство автомобильной дороги по улице Бараева в с. Треизб- Шемурша (ИКЗ ).

В соответствии с пунктом 4.1 муниципального контракта общая стоимость работ составляет 11113752,00 рублей.

Пунктом 5.1 муниципального контракта предусмотрено, что оплата работ осуществляется Заказчиком в соответствии с выделенными в установленном порядке бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств на данные цели в 2018 году в сумме – <данные изъяты> руб. за счет средств из республиканского бюджета Чувашской Республики по КБК и из бюджета Малобуяновского сельского поселения в сумме <данные изъяты> руб. по КБК .

Согласно пункту 5.5 муниципального контракта Заказчик осуществляет текущие платежи не позднее, чем в течениие15 рабочих дней с момента подписания заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), и предоставленных счетов (счетов – фактур).

Окончательная оплата выполненных Подрядчиком работ производится в течение 15 рабочих дней с момента подписания Заказчиком актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и предоставлении счетов (счетов-фактуры) на основании акта приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию, а также при окончательной оплате выполненных Подрядчиком работ после приемки законченного строительством объекта с подписанием Акта приёмочной комиссии о готовности объекта к приемке в эксплуатацию

Установлено, что Заказчиком 24.10.2018 были подписаны акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 2/3 и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) № 2 на общую сумму <данные изъяты> рублей.

По состоянию на 15.11.2018 вышеуказанные работы в полном объеме оплачены не были. Так, согласно платежному поручению от 25.10.2018 оплачены работы в сумме <данные изъяты> рублей.

В полном объемы работы оплачены 21.11.2018 (платежное поручение от на сумму <данные изъяты> рублей).

12.11.2018 Администрацией были подписаны акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) № 3 и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) № 2 на общую сумму <данные изъяты> рублей.

По состоянию на 03.12.2018 вышеуказанные работы в полном объеме оплачены не были. Так, согласно платежному поручению от 14.11.2018 оплачены работы в сумме <данные изъяты> рублей.

В полном объемы работы оплачены 07.12.2018 (платежное поручение от 07.12.2018 на сумму <данные изъяты> рублей).

Таким образом, несвоевременная оплата принятых работ свидетельствует о нарушении Администрацией части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Нарушение должностным лицом заказчика – главой администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Кузьминым А.Э. срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, явилось основанием для его привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Кузьмина А.Э., судья районного суда свое решение мотивировал тем, что Кузьмин А.Э. как должностное лицо – глава муниципального образования обращался в адрес финансового отдела администрации Шемуршинского района Чувашской Республики с письмами от 25 октября 2018 года и от 14 ноября 2018 года , в которых просил обеспечить своевременное поступление на расчетный счет администрации Малобуяновского сельского поселения денежных средств, необходимых для дальнейшего их перечисления подрядчику по условиям контракта от 25 июля 2018 года (ИКЗ ), причиной задержки оплаты по контракту является неисполнение финансовым отделом администрации Шемуршинского района бюджетных обязательств, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии вины Кузьмина А.Э. в нарушении сроков оплаты по контракту.

В обоснование принятого решения судья также сослался на положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которым в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.

Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями указанной статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.

Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

При принятии решения судом первой инстанции не учтено, что муниципальные контракты оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Муниципальный контракт заключен сторонами 25 июля 2018 года, заказчик обязан в силу императивного требования, содержащегося в части 8 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, произвести оплату выполненных подрядчиком работ в течение пятнадцати рабочих дней с момента подписания акта о приемке выполненных работ.

Из представленных материалов не возможно установить факт получения финансовым отделом администрации Шемуршинского района Чувашской Республики писем главы Малобуяновского сельского поселения Кузьмина А.Э. от 25 октября 2018 года и от 14 ноября 2018 года об обеспечении своевременного поступления на расчетный счет администрации Малобуяновского сельского поселения денежных средств, необходимых для дальнейшего их перечисления подрядчику по условиям контракта от 25 июля 2018 года (ИКЗ ).

Правовой механизм бюджетного финансирования и порядка оплаты выполненных по муниципальному контракту работ за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики судьей районного суда должным не исследован.

Само по себе составление Кузьминым А.Э. названных писем не является достаточным основанием для вывода о том, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению исполнения обязанности Заказчика по оплате выполненных работ в соответствии с условиями контракта и требованиями закона, в том числе путем заблаговременного планирования предстоящих выплат и взаимодействия с участниками бюджетного процесса.

При таких обстоятельствах прекращение производства по делу в отношении Кузьмина А.Э. на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности только на основании составленных им писем от 25 октября 2018 года и от 14 ноября 2018 года , адресованных в финансовый отдел администрации Шемуршинского района Чувашской Республики, является преждевременным.

Учитывая изложенное, вывод судьи об отсутствии в деянии Кузьмина А.Э. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по ссылкой на положения части 4 статьи 24.5 КоАП РФ, нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

При таких обстоятельствах решении Батыревского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Малобуяновского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики Кузьмина А.Э. подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

решение судьи Батыревского районного суда Чувашской Республики от 26 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы администрации Малобуяновского сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики Кузьмина Аркадия Эмировича, отменить.

Дело направить в Батыревский районный суд Чувашской Республики на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики А.В.Голубев