ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-334/2021 от 16.06.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья Дорошенко И.И. Дело № 21-334/2021

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 16 июня 2021 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Разрез «Сибирская золоторудная компания» ФИО1 по его жалобе на постановление по делу и решение судьи Гурьевского городского суда от 19 марта 2021г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 декабря 2020г. генеральный директор ООО «СЗК» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе генеральный директор общества просил постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая на неосуществление обществом в период с декабря 2017г. по сентябрь 2020г. производственной деятельности; назначение на должность директора общества с 27 апреля 2020г., что не позволяло в период с 2017 по 2019гг. осуществлять контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Решением судьи Гурьевского городского суда от 19 марта 2021г. в удовлетворении жалобы отказано.

В жалобе генеральный директор общества просит постановление и решение отменить, ссылаясь на те же доводы, а также, указывая на нарушение порядка проведения осмотра территории.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении ООО «СЗК», осуществляющим свою деятельность на участке Южно-Салаирская площадь, месторождение россыпного золота р. <данные изъяты>, расположенном в Гурьевском муниципальном районе, внеплановой выездной проверки соблюдения требований нормативных и правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензии, в деятельности общества 10 ноября 2020г. было выявлено нарушение требований ст. 11, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», что выразилось в осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР – проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).

Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом обследования территории, актом проверки, иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованно установив вину ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Жалоба на постановление судьей городского суда рассмотрена в соответствии с требованиями закона, доводам жалобы дана мотивированная оценка.

Доводы жалобы являются необоснованными.

В соответствии с ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, -

В силу п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 89-ФЗ).

Как установлено по делу, согласно проектной документации «Технический проект «Отработка месторождения россыпного золота на участке р.<данные изъяты> открытым отдельным способом» в процессе добычи полезных ископаемых образуются следующие виды отходов: отходы горнодобывающего производства – пустые (вскрышные) породы; отходы вспомогательного производства – отработанные масла, промасленная ветошь, огарки сварочных электродов, лом черных и цветных металлов, изношенные автошины, отработанные аккумуляторы; отходы потребления- мусор от бытовых помещений.

Осмотром территории установлен факт осуществления работ по промывке полезных ископаемых, накопления отходов производства и потребления не обнаружено. У общества отсутствует разработанный и утвержденный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Установленные обстоятельства послужили для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 сентября 2015г. № 1029 ООО «СЗК» относится к объектам II категории. В настоящее время критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020г. № 2398, что не противоречит выводам административного органа об отнесении ООО «СЗК» к объекту II категории.

Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Общество обоснованно признано надлежащим субъектом указанного правонарушения, поскольку им не была исполнена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. При рассмотрении дела учтено, что ООО «СЗК» в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является лицом, ответственным за разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обстоятельство, что общество включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не исключает его вины в совершении вмененного административного правонарушения. С 1 января 2019г. статья 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления изложена в новой редакции, которая не содержит каких-либо исключений по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, с учетом даты выявления административного правонарушения неисполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обоснованно вменено обществу вне зависимости от его статуса.

Проверкой установлено наличие фактического осуществления обществом лицензируемого вида деятельности.

Доводы о недопустимости в качестве доказательства акта обследования территории, не соответствующего требованиям ст. 27.8 КоАП РФ, на предмет соблюдения природоохранного законодательства являются необоснованными.

Акт обследования территории от 27 октября 2020г. не является предусмотренным ст. 27.8 КоАП РФ протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещений, территорий.

Процедура обследования территории хозяйственной деятельности общества проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а не в соответствии с требованиями КоАП РФ. Осмотр территории как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не производился. В акте обследования зафиксирован факт нарушения, при этом специальных требований к такому акту закон не предъявляет.

Нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны административного органа, влекущих в соответствии со ст. 20 Закона № 294-ФЗ недействительность их результатов, из материалов дела не усматривается.

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Принимая во внимание, что ФИО1, являясь директором ООО «СЗК», обязан был обеспечить соблюдение юридическим лицом требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления, однако, данное требование не выполнил, в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 11 декабря 2020г., решение судьи Гурьевского городского суда от 19 марта 2021г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На данное решение может быть принесена жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.14 КоАП РФ.

Судья Т.А. Ершова