ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-335/2021 от 12.01.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лаевская Р.П.

Дело № 21-6/2022

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 12 января 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрев жалобу защитника Слободенюка М.С. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2021 года, которым постановлено:

«Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспек­ции труда в Камчатском крае от 10 сентября 2021 года о признании Гос­ударственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об ад­министративных правонарушениях, - изменить.

Временем совершения ГУП «Спецтранс» административного правонарушения, преду­смотренного ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях считать 12 января 2021 года.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу защитника Слободенюка М.С. - без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 10 сентября 2021 года государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (далее также – ГУП «Спецтранс», Предприятие) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник ГУП «Спецтранс» Слободенюк М.С. обратился в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края с жалобой, в которой просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на немотивированность оспариваемого постановления, в частности на отсутствие сведений о дате, времени и месте соверше­ния вменяемого правонарушения, неуказании объективной стороны состава административного правонарушения и способа совершения правонаруше­ния в форме действия или бездействия, сведений о наступивших последствиях. Считает, что в постановлении не конкретизировано противоправное деяние Предприятия. Указывает, что в период с 2016 по 2021 годы в ГУП «Спецтранс» проведены три специальные оценки условий труда (далее также –СОУТ). Отчеты о проведении утверждены 8 сентября 2016 года, 6 декабря 2018 года и 31 июля 2020 года, соответственно, и содержат сведения о проведении СОУТ, в том числе, на 15 рабочих местах грузчика на сборе КГО в структурном подразделении «вывоз крупногабарит­ных отходов», одном рабочем месте машиниста крана КМУ в структурном подразделении «сбор и вывоз ТБО». Приказом работодателя ГУП «Спецтранс» от 31 декабря 2018 года утверждено штатное расписание, на период с 1 января 2020 года. Согласно утвержденному штатному расписанию вновь созданное структурное подразделение «2013-Услуга регионального оператора по обращению с ТКО Петропавловск-Камчатского ГО» об­разовалось на фоне расформированных в декабре 2019 года подразделений «вывоз крупнога­баритных отходов» и «сбор и вывоз ТБО». Рабочие места при переводе должностей из одного подразделения в другое не перемещались и остались неизменными по своему функционалу. Дополнительно в штатное расписание ГУП «Спецтранс» введены 53 единицы грузчиков и 5 единиц машинистов крана КМУ. Добавленные рабочие места признаны комиссией по проведению СОУТ аналогичными тем, которые прошли СОУТ в сентябре 2016 года. С учетом добавления 53 единиц грузчика к ранее находившимся в штатном распи­сании 15-ти единицам грузчика на сборе КГО, общее процентное соотношение рабочих мест, прошедших СОУТ, составило 22%. В связи с тем, что вновь введен­ные рабочие места по указанным профессиям явились аналогичными тем, в отношении кото­рых СОУТ проведена ранее, и количество оцененных рабочих мест превысило 20% показатель от «старых» и новых мест, внеплановая спецоценка не проводилась. Работники, оформленные по внутреннему совмещению на должности грузчика и машиниста крана КМУ, ознакомлены с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда на их ра­бочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Рассмотрев жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья городского суда постановил указанное решение.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Слободенюк М.С. повторяя доводы, изложенные в жалобе, рассмотренной судьей Петропавловск-Камчатского городского суд, просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение.

В силу статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Согласно части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан, в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров и предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором

В соответствии с части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также – Федеральный закон №426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 3 названного закона, специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 названного Федерального закона, работодатель обязан, в том числе обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случаях ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 426-ФЗ).

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 23 марта 2021 года в отношении ГУП «Спецтранс» проведена плановая, выездная проверка соблюдения работодателем трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проведения проверки главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае установлено нарушение требований трудового законодательства, в том числе выразившееся в отсутствии сведений о проведении СОУТ по 53 рабочим местам грузчика 2 разряда и 4 рабочим местам машиниста крана КМУ, чем нарушены положения части 2 статьи 22, части 2 статьи 212 ТК РФ, пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ.

По результатам проверки 30 апреля 2021 года должностным лицом составлен акт проверки № , выдано предписание № от 30 апреля 2021 года.

Проверкой установлено, что на основании приказа директора МУП «Спецтранс» от 31 декабря 2019 года утверждено штатное расписание на 2020 год, которым введено 53 профессии «грузчик 2 разряда (катего­рии)», 5 профессий «машинист крана КМУ 4 разряда (категории)».

В представленных ГУП «Спецтранс» отчетах о проведении специальной оценки условий тру­да от 8 сентября 2016 года, 6 декабря 2018 года, 31 июля 2020года отсутствуют сведения о проведении в ГУП «Спецтранс» оценки условий труда по 53 профессиям «грузчик 2 разряда (категории)» и 4 профессиям «машинист крана КМУ 4 разряда (категории)».

Приведенные обстоятельства положены в основу составленного в отношении ГУП «Спецтранс» протокола об административном правонарушении и последующего вынесения должностным лицом Государственной инспекции труда в Камчатском крае постановления о назначении Предприятию административного наказания по части 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Пересмотрев дело по жалобе защитника Предприятия, судья нашел доказанным факт нарушения ГУП «Спецтранс» требований части 2 статьи 22, части 2 статьи 212 ТК РФ, пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона № 426-ФЗ.

Выводы о наличии в действиях юридического лица состава указанного административного правонарушения основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом и судьей доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Доводы, изложенные в жалобе, адресованной в Камчатский краевой суд, являются повторением доводов жалобы, которые являлись предметом рассмотрения судьи Петропавловск-Камчатского городского суда, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не нахожу.

Ссылка в жалобе на положения статьи 16 Федерального закона № 426-ФЗ, предусматривающие особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах, в частности при выявлении аналогичных рабочих мест, основана на ошибочном толковании норм закона и подлежит отклонению. Статья 17 названного Закона определяет основания, которые влекут проведение внеплановой специальной оценки условий труда, в частности в силу пункта 1 части 1 указанной статьи внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.

Наказание ГУП «Спецтранс» назначено в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, в пределах санкции части 2 статьи 5.27.1 данного Кодекса, в рамках срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

При проверке дела в полном объёме не выявлено нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления должностного лица и решения судьи, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ:

постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 10 сентября 2021 года и решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, а жалобу защитника ГУП «Спецтранс» Слободенюка М.С. – без удовлетворения.

Судья АН. Венин