ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-336/19 от 17.04.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа 17 апреля 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Рахматуллиной А.Р.,

помощника Башкирского межрайонного природоохранного прокурора Довлетова А.А.,

главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО7.,

рассмотрев жалобу Ямуровой З.З. на решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2019 года, которым:

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО8 № 700 от 09 ноября 2018 года о привлечении должностного лица – специалиста общества с ограниченной ответственностью «Арланское УСПД» Ямуровой ФИО9 к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба Ямуровой З.З. – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее – Минэкология РБ) ФИО10. № 700 от 09 ноября 2018 года должностное лицо – специалист общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО, общество) «Арланское УСПД» Ямурова З.З. привлечена к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 113 – 118).

Судьей Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 04 марта 2019 года вынесено вышеприведенное решение (л.д. 141 – 154).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Ямурова З.З. просит отменить постановление должностного лица от 09 ноября 2018 года и решение судьи от 04 марта 2019 года в связи с незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить (л.д. 156 – 161).

Привлекаемое лицо и ее защитник в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, что влечет наложение административного штрафа, в том числе на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Статьей 14 указанного закона предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую, среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведения Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения ООО «Арланское УСПД» законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что по информации ООО «БашАльянсСтрой», ООО «Арланское УСПД» выступает субподрядчиком ремонта дорог в г. Уфе по заключенным договорам субподряда от 18 апреля 2018 года № УСПД-118/18 (ул. Черниковская от ул. Ганчарова до ул. Машиностроителей и от ул. Машиностроителей до ул. Вологодская), от 18 апреля 2018 года № УСПД-117/18 (ул. Борисоглебская от ул. Кольцевая до ул. Свободы), в рамках выполнения которых предприятием были проведены определенные работы, связанные с неизбежными выбросами вредных веществ в атмосферу, а именно: при укладке асфальтобетонной смеси на дорожное полотно выделяются углеводороды предельные С12-С19; при выгрузке и укладке песчано-гравийной смеси, щебня и грунтов выделяются взвешенные вещества, пыль неорганическая, с содержанием 70-20% двуокиси кремния; старое дорожное покрытие удаляется при помощи дорожной фрезы, в результате работы которой выбрасывается пыль неорганическая и взвешенные вещества; ремонт дорожных покрытий осуществляется спецтехникой, в результате чего выделяются азота диоксид, азота оксид, сажа, серы диоксид, углерода оксид. Таким образом, установлено, что при проведении ООО «Арланское УСПД» ремонтных работ происходит выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Башкирским природоохранным межрайонным прокурором дела об административном правонарушении в отношении ООО «Арланское УСПД».

Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Минэкологии РБ ФИО11. № 700 от 09 ноября 2018 года должностное лицо – специалист общества Ямурова З.З. привлечена к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и вина Ямуровой З.З. подтверждается материалами дела, а именно:

- постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 октября 2018 года (л.д. 52 – 55);

- актом проверки от 26 сентября 2018 года (л.д. 56);

- решением о проведении проверки от 21 сентября 2018 года (л.д. 57);

- копией приказа № 148 от 30 апреля 2018 года о назначении Ямуровой З.З. ответственным лицом за осуществление экологического контроля и ведение экологической работы (л.д. 59);

- копией договора субподряда № УСПД-117/18 от 18 апреля 2018 года (л.д. 60 – 68);

- разрешением № 33/2016 НТК на выброс вредных веществ в атмосферный воздух (л.д. 132) и иными материалами дела.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, совершенное должностным лицом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящего дела, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу, что при ремонте дорог обществом производятся работы, связанные с неизбежными выбросами вредных веществ в атмосферу, в связи с чем, ООО «Арланское УСПД» должно было получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.

Поскольку разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на момент выявления административного правонарушения отсутствовало, должностным лицом и судьей обоснованно указано, что соответствующие выбросы загрязняющих веществ осуществлялись обществом неправомерно, в нарушение требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно приказу от 30 апреля 2018 года № 148 специалист отдела ОТ ПБ БДД и ООС Ямурова З.З. назначена ответственным лицом за осуществление экологического контроля и ведение экологической работы по Уфимскому дорожному участку, которая в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей допустила нарушение обществом ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ, выразившееся в осуществлении выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Доказательств того, что Ямуровой З.З. своевременно предпринимались какие-либо меры, направленные на соблюдение требований норм действующего законодательства, суду не представлено. Доказательств отсутствия у должностного лица возможности соблюдения требований законодательства в материалах дела также не имеется.

Доводы жалобы о том, что у общества имеется разрешение на выброс вредных веществ, проект ПДВ предусматривает выброс в большем количестве, чем указано в постановлении и участок дороги, где ведутся ремонтные работы не является стационарным источником загрязнения окружающей среды, являются несостоятельными.

На основании ст. 1 Федерального закона № 96-ФЗ стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Согласно п. 2 ч. 1.1 раздела 1 Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 года № 14-01-333, стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

К неорганизованным источникам относятся открытое хранение сырья и материалов, отвалы горных пород, погрузочно-разгрузочные работы, в том числе маршруты и перемещения сыпучих материалов, открытые поверхности испарения и др.

В ходе проведенной проверки установлено, что на каждом этапе ремонта дорог производятся работы, связанные с неизбежными выбросами вредных веществ в атмосферу. При укладке асфальтобетонной смеси на дорожное полотно в атмосферный воздух выделяются загрязняющие вещества, а именно: углеводороды предельные С 12-С 19 (IV класс опасности), при выгрузке и укладке песчано-гравийной смеси и щебня и грунтов в атмосферный воздух выделяются взвешенные вещества (III класс опасности), пыль неорганическая, с содержанием 70-20% двуокиси кремния (III класс опасности). Старое дорожное покрытие удаляется при помощи дорожной фрезы, в результате работы фрезы в атмосферный воздух выбрасывается пыль неорганическая и взвешенные вещества (III класс опасности). Ремонт дорожных покрытий осуществляется спецтехникой, в результате чего в атмосферный воздух выделяются азота диоксид (III класс опасности), азота оксид (III класс опасности), сажа (III класс опасности), серы диоксид (III класс опасности), углерода оксид (IV Класс опасности).

Таким образом, на момент проверки неорганизованные стационарные источники выбросов эксплуатировались, а следовательно, осуществлялся выброс различных веществ в атмосферный воздух.

Довод жалобы о том, что прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих выброс вредных веществ в атмосферный воздух, является несостоятельным, поскольку основанием для вынесения решения суда стало отсутствие разрешения на выброс вредных выбросов с учетом наличия их источника, а не сам факт таких выбросов.

Имеющиеся в материалах дела протоколы испытаний и ссылка на них не являются основанием для освобождения общества от получения специального разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

Указание в жалобе на то, что в постановлении должностного лица и решении суда указаны разные периоды правонарушений не влияет на законность и обоснованность состоявшихся актов, поскольку согласно договору субподряда от 18 апреля 2018 года, работы по ремонту дорог начались с момента подписания данного договора, соответственно выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения производилось обществом с указанного времени и окончания срока исполнения договора.

Поскольку все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, установлены судьей на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемых постановления надзорного органа и судебного акта не имеется.

Административное наказание назначено Ямуровой З.З. в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ямуровой З.З. допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л А:

постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО12. № 700 от 09 ноября 2018 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 04 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – специалиста общества с ограниченной ответственностью «Арланское УСПД» Ямуровой ФИО13 оставить без изменения, ее жалобу - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья Харламов Д.А.

Дело № 33А-21-336/2019