ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-337/19 от 09.09.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-337/2019 судья Колесникова Н.А.

РЕШЕНИЕ

09 сентября 2019 г. г. Тверь

Судья Тверского областного суда Яшина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Боровиковой Ю.Н., действующей в интересах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 с. Городня, на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области Милорадова Р.И.
от 23 мая 2019 г. , решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 07 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1
с. Городня,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области Милорадова Р.И. от 23 мая 2019 г. муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 с. Городня
(далее – МБДОУ детский сад № 1 с. Городня, учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения (л.д. 16-17).

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, заведующая МБДОУ детский сад № 1 с. Городня Харламова Т.М. обратилась с жалобой в Московский районный суд г. Твери (л.д. 1-5).

Определением Московского районного суда г. Твери от 21 июня 2019 г. жалоба заведующей МБДОУ детский сад № 1 с. Городня Харламовой Т.М. передана по подведомственности в Конаковский городской суд Тверской области (л.д. 94-96).

Решением судьи Конаковского городского суда Тверской области
от 07 августа 2019 г. вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба заведующей МБДОУ детский сад № 1
с. Городня Харламовой Т.М. - без удовлетворения (л.д. 129-140).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, защитник
Боровикова Ю.Н., действующая по доверенности в интересах МБДОУ детский сад № 1 с. Городня, просит постановление должностного лица и решение суда отменить, в связи с отсутствием состава вмененного административного правонарушения. В обоснование доводов о незаконности обжалуемых постановлений указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт совершения учреждением вмененного правонарушения. Ссылаясь на административный регламент Россельхознадзора, утвержденный Приказом Минсельхознадзора России от 15 мая 2016 г. № 185 указывает, что процедура осуществления проверки не предусматривает право государственного органа на осуществление отбора проб при проведении проверки. Полагает, что оснований для выборки у контрольного органа не имелось в связи с малой партией продукции; объем выборки должен быть не менее двух единиц, однако выборка осуществлена в количестве 1 штуки
по 0,8 кг и 1 кг крупы (л.д. 144-152).

В возражениях на жалобу руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области Зорин М.В. критикует доводы жалобы, считая их необоснованными (л.д. 172-177).

Проверив материалы дел в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Боровикову Ю.Н., поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, представителей Управления Россельхознадзора по Тверской области Минееву Л.В., Сайко В.В., критиковавших доводы жалобы, оснований к отмене состоявшихся по делу решений не усматриваю.

Согласно ст. 7.18 КоАП РФ нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.

В силу подп. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ) не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания, обязаны предоставлять покупателям или потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Согласно п. 1.3 ГОСТ 26312.1-84 2 Крупа. Правила приемки и методы отбора проб для проверки соответствия качества крупы требованиям нормативно-технической документации отбирают выборку. Объем выборки от партии крупы в групповой упаковке, ящиках и коробках составляет 2% упаковочных единиц, но не менее двух упаковочных единиц.

В соответствии с п. 3.5 ГОСТ 7022-97 Крупа манная. Технические условия по физико-химическим показателям манная крупа должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 2, а именно: металломагнитная примесь, мгв 1 кг крупы: размером отдельных частиц в наибольшем линейном измерении не более 0,3 мм и (или) массой не более 0,4 мг (норма для марки М, МТ – 3), не более: размером и массой частиц более указанных выше значений не допускается.

Как установлено материалами дела, на основании приказа заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области
от 05 марта 2019 г. (с изменениями от 19 марта 2019 г.)
ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля ФИО9 проведена плановая выездная проверка МБДОУ детский сад № 1 с. Городня (л.д. 20-22).

В ходе проверки было установлено, что 16 апреля 2019 г. МБДОУ детский сад № 1 с. Городня в складском помещении по адресу: <адрес>, осуществляет хранение круп, в том числе:

- рис крупнозерный шлифованный, 1 сорт, фасовка 0,85кг, в количестве 12,0 кг, закупленный по товарной накладной от 12 февраля 2019 г. №188 на основании договора поставки продуктов питания № 1 от 14 января 2019 г. (л.д. 65);

- крупа манная марки М, от партии массой 2, 05 кг, фасовка по 0,8 кг, товарная накладная от 05 марта 2019 г. № 271 (л.д. 63).

16 апреля 2019 г. в складском помещении старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Тверской области ФИО7 был проведен отбор проб круп, в том числе:

- рис, шлифованный круглозерный, сорт I, ГОСТ 6292-93 масса 0,850 кг от партии 7,27 кг, страна происхождения Россия, производитель ООО «<данные изъяты>» Краснодарский край, дата изготовления:
17 декабря 2018 г.;

- крупа манная марки М, массой по 0,8 кг от партии 2,05 кг,
ГОСТ 7022-97, страна происхождения: Россия, производитель:
ОАО «<данные изъяты>» (г. Тверь), фасовщик: ООО «<данные изъяты>» (г. Тверь), дата выработки 29 ноября 2018 г., дата фасовки 03 октября 2018 г. (срок хранения 10 месяцев) - л.д. 30-37.

Отобранные образцы направлены в ФГБУ «Тверская межобластная ветеринарная лаборатория» на исследование на соответствие требованиям ГОСТ.

По результатам лабораторных испытаний

образца крупы манной марки М выявлено несоответствие по показателю качества металломагнитная примесь: фактическое значение показателя 2 мг/кг (при норме не допускается), что является нарушением п. 3.5 ГОСТа 7022-97 «Крупа манная. Технические условия», п. 1.3 ГОСТа 26312.1-84 «Крупа. Правила приемки и методы отбора проб», ст. 5 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ (л.д. 41);

образца крупы рисовой шлифованный круглозерный выявлено несоответствие (превышение) по показателям: «рис дробленый» фактическое значение показателя - 12,0 мг/кг (при норме - не более 9,0 мг/кг), «меловые ядра риса» фактическое значение показателя - 3,2 мг/кг (при норме - не более 2,0 мг/кг), что является нарушением п. 1.4. ГОСТа 6292-93 «Крупа рисовая. Технические условия», а также нарушены ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ, п. 1.3 ГОСТа 26312.1-84 «Крупа. Правила приемки и методы отбора проб» (л.д. 42-43).

Результаты проверки отражены в Акте проверки от 17 мая 2019 г.
(л.д. 23-26).

Данные обстоятельства явились основанием для составления
17 мая 2019 г. старшим государственным инспектором отдела фитосанитарного надзора, качества зерна и семенного контроля ФИО7 в отношении МБДОУ детский сад № 1 с. Городня протокола об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ, которым вменено, в нарушение п. 3.5 ГОСТа 7022-97, п. 1.3 ГОСТа 26312.1-84, п. 1.4 ГОСТа 6292-93, ст.ст. 3, 5 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ, нарушены правила хранения и закупки зерна и продуктов его переработки (л.д. 18-19).

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области ФИО3 от 23 мая 2019 г. МДОУ детский сад № 1 с. Городня привлечено к административной ответственности

Проверив материалы дела в полном объеме, судья городского суда пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого заведующей МБДОУ детский сад № 1 с. Городня Харламовой Т.М. постановления должностного лица административного органа.

Вопреки доводам жалобы, оснований не согласиться с вышеуказанными решениями не имеется.

Факт совершения МБДОУ детский сад № 1 с. Городня административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств: уставом МБДОУ детский сад № 1 с. Городня (л.д. 66-88), выпиской из единого реестра юридических лиц (л.д. 89-94), свидетельством о внесении записи в единый реестр юридических лиц (л.д. 52), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 53), приказами заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области от 05 марта 2019 г. и от 19 марта 2019 г., копию указанного приказа и.о. заведующей МДОУ детский сад № 1 с. Городня получила 07 марта 2019 г. (л.д. 20-22), актом проверки от 17 мая 2019 г. (л.д. 23-26), актом о взятии проб и образцов от 16 апреля 2019 г., с приложенной к нему фототаблицей (л.д. 30-37), протоколом испытаний -ИЛ от 08 мая 2019 г. крупа манная марки М (л.д. 41), протоколом испытаний -ИЛ от 06 мая 2019 г. рис шлифованный круглозерный (л.д. 42-43), декларацией от 09 сентября 2016 г. (л.д. 55), товарными накладными от 12 февраля 2019 г., от 05 марта 2019 г., (л.д. 63, 65), протоколом об административном правонарушении от 17 мая 2019 г. (л.д. 18-19), и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что обстоятельства административного правонарушения рассматривались с учетом представленных доказательств, изложенных выше, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется и поэтому они обоснованно приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления.

Исходя из системного толкования положений п. 1 ст. 1, п.п. 2 ст. 3, ст. 5, п. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 21, ст. 22 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда о том, что при заключении договора поставки и получение круп по товарным накладным МБДОУ детский сад № 1 с. Городня должным образом не убедилось в безопасности, приобретаемой крупы, и в последующем не предприняло меры, дабы убедиться в том, что приобретенная продукция соответствует техническим регламентам безопасности, обоснованы, и не согласиться с ними оснований не имеется.

Так, из содержания Декларации Евразийский экономический союз о соответствии ЕАЭС № RU.Д- RU.ФК84.В.00133 от 04 сентября 2017 г., выданной ООО «<данные изъяты>», усматривается, что указанная декларации принята на основании протоколов испытаний (крупа гречневая ядрица быстроразваривающаяся), № (крупа пшено шлифованное) от 01 сентября 2017 г., (хлопья овсяные «Геркулес») от 11 апреля 2017 г., (крупа гречневая ядрица быстроразваривающаяся) от 30 июня 2017 г. (л.д. 56, 179-185).

Доказательств того, что на момент передачи приобретенных МБДОУ детский сад № 1 с. Городня круп: рис, шлифованный круглозерный (товарная накладная от 12 февраля 2019 г.); крупа манная марки М (товарная накладная от 05 марта 2019 г.) указные крупы имели надлежащие документы достоверно подтверждающие их качество и безопасность, не имеется.

При таких обстоятельствах МБДОУ детский сад № 1 с. Городня не организовало должного контроля за качеством закупаемой и хранящейся крупяной продукции в нарушение требований требования п. 2 ст. 3 Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ, ГОСТ 26312.1-84, в связи с чем крупы манная и рис шлифованный круглозерный, не соответствующие требованиям ГОСТ по показателям качества, использовались для приготовления пищи детям, что не соответствовало п.п. 2.10, 2.14 Устава учреждения.

Доводы жалобы о том, что должностные лица административного органа не вправе осуществлять отбор проб круп и направлять их на исследование основаны на неверном толковании положений п. 4 ст. 15, п. 6 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», п.п. 6, 64 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, в том числе за соблюдением требований к качеству и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна при осуществлении их закупок для государственных нужд, ввозе (вывозе) на территорию Таможенного союза, а также при поставке (закладке) зерна и крупы в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке, утвержденного приказом Минсельхоза России от 17 мая 2016 г. № 185, и потому подлежат отклонению.

Утверждения защитника, что объем отобранных проб круп для исследования не отвечает требованиям п. 1.3 ГОСТ 26312.1-84 в части количества круп отобранных на исследование, поскольку объем выборки составляет менее 2-х упаковочных единиц, и потому результаты испытаний лабораторных исследований являются недостоверными доказательствами по делу несостоятельны, поскольку административный орган при осуществлении плановой выездной проверки не осуществляло приемку крупы, которая регламентируется указанным ГОСТом, а того количества отобранных проб из партии крупы было достаточно для определения качества и безопасности, что соответствует требованиям ст. 26.2 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.

Из материалов дела следует, что обстоятельства административного правонарушения рассматривались с учетом представленных доказательств, изложенных выше, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, сомневаться в достоверности которых оснований не имеется и поэтому они обоснованно приняты во внимание при вынесении обжалуемого постановления.

То обстоятельство, что в протоколе испытаний от 06 мая 2019 г. указано, что количество и масса отобранных проб: 1 кг, а согласно товарной накладной от 12 февраля 2019 г. рис шлифованный круглозерный массой 0,850 кг, Акта о взятии проб от 16 апреля 2019 г. отобрано 0,85 кг, не свидетельствует о недостоверности указанного протокола, так как в этой части допущена техническая опечатка, которая не повлияла на результаты лабораторных исследований.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что МБДОУ детский сад № 1 с. Городня в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства о качестве и безопасности пищевой продукции.

Иные доводы, изложенные в настоящей жалобе, аналогичны доводам приводимым при обращении в суд первой инстанции и были предметом проверки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи на постановление о назначении административного наказания, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей первой инстанции при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны были трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.

Таким образом, МБДОУ детский сад с. Городня в нарушение требований действующего законодательства не организовало должного контроля за качеством закупаемой и хранящейся крупяной продукции, и как следствие продукция не соответствующая требованиям ГОСТ по показателям качества использовалась для приготовления пищи детям, тем самым совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.18 КоАП РФ.

Административное наказание в виде предупреждения назначено МБДОУ «Детский сад № 1» с. Городня в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.4 и 4.1 КоАП РФ, в минимальных пределах санкции ст. 7.18 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при вынесении постановления и решения, влекущих их отмену, по делу не допущено. Нормы материального права применены правильно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области от 23 мая 2019 г. , решение судьи Конаковского городского суда Тверской области от 07 августа 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 с. Городня оставить без изменения, жалобу защитника Боровиковой Ю.Н., действующей в интересах МБДОУ детский сад № 1 с. Городня, – без удовлетворения.

Судья И.В. Яшина