Судья Власова Ю.В. Дело № 7-21-337
Р Е Ш Е Н И Е
25 марта 2015 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу ОАО «Тернейлес» на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 28 января 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Тернейского муниципального района по пожарному надзору ФИО1 от 14 октября 2014 года № 228 юридическое лицо - ОАО «Тернейлес» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и в соответствии с правилами части 2 статьи 4.4 КоАП РФ подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 28 января 2015 года указанное постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, оставлено без изменения, в части назначения административного наказания по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ отменено, производство по делу в данной части прекращено.
В жалобе представитель ОАО «Тернейлес» ФИО2 просит решение судьи районного суда от 28 января 2015 года в части неудовлетворения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, отменить, ссылаясь на грубые нарушения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», допущенные органом государственного пожарного надзора при проведении в отношении юридического лица проверки.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения представителя ОАО «Тернейлес» ФИО2, не нахожу оснований для отмены решения судьи.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что в ходе плановых выездных проверок, проведенных в период с 16 сентября по 17 октября 2014 года отделом надзорной деятельности Тернейского муниципального района на основании распоряжений от 25 августа 2014 года № 113 и № 122 в отношении ОАО «Тернейлес» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности в общежитиях, расположенных в пос. Пластун и с. Самарга Тернейского района, выразившиеся в том, что в здании общежития в пос. Пластун на первом этаже ширина прохода в коридор центрального выхода составляет менее 1 метра (пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009), отсутствуют предусмотренные проектной документацией перегородка с заполнением проема дверью между коридором и тамбуром, дверь между коридором и лестничной клеткой (подпункт «д» пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ), высота нижнего марша лестниц, ведущих с первого на второй этаж, лестничных клеток составляет менее 2-х метров (пункт 4.3.4 СП 1.13130.2009), на втором этаже двери, ведущие в коридор с двух лестничных клеток, не имеют устройства для самозакрывания с уплотнениями в притворах (пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009), двери выходов из комнат № 10, 11, 12, 13 открываются в сторону коридора, перекрывая путь эвакуации (ширина пути эвакуации менее 1 метра) (пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009), на третьем этаже двери, ведущие в коридор с двух лестничных клеток, не имеют устройства для самозакрывания с уплотнениями (пункт 4.2.7 СП 1.13130.2009), двери комнат № 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 19, 21, 20 открываются в сторону коридора, перекрывая путь эвакуации (ширина пути эвакуации менее 1 метра) (пункт 4.3.3 СП 1.13130.2009), в подвальном помещении дверь эвакуационного выхода из коридора, ведущая непосредственно наружу, открывается не по направлению выхода из здания, ширина эвакуационного выхода составляет менее 1,2 метра (пункты 4.2.6, 5.3.13 СП 1.13130.2009), дверь на пути эвакуации из горячего цеха в коридор открывается не по направлению выхода из здания, ширина эвакуационного выхода менее 1,2 метра (пункты 4.2.6, 5.3.13 СП 1.13130.2009), на пути эвакуации рядом с порогом двери выхода из горячего цеха в коридор проложен трубопровод, препятствующий свободной эвакуации людей (подпункт «а» пункта 36 Правил противопожарного режима в РФ), ширина эвакуационного выхода из тамбура непосредственно наружу менее 1,2 метра (пункт 5.3.13 СП 1.13130.2009), отсутствуют предусмотренные проектной документацией двери в обеденный зал и холодильник (подпункт «д» пункта 23 Правил противопожарного режима в РФ), в здании общежития, расположенного в с. Самарга, пожарные шкафы для хранения пожарных рукавов и стволов выполнены из горючих материалов (пункт 57 Правил противопожарного режима в РФ).
Выявленные надзорным органом нарушения отражены в актах проверок от 3 октября 2014 года № 113 и от 17 октября 2014 года № 122.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу статьи 2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судьей районного суда правомерно установлен и материалами дела подтвержден факт нарушения ОАО «Тернейлес» правил и требований пожарной безопасности, образующий объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела в данной части подтверждены протоколом об административном правонарушении от 3 октября 2014 года № 218, протоколом осмотра здания общежития, актом проверки от 3 октября 2014 года № 113, оцененными судьей в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Довод заявителя о допущенном административным органом грубом нарушении части 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части не представления юридическому лицу акта проверки от 3 октября 2014 года № 113 обоснованно признан судьей районного суда несостоятельным.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных, в том числе частью 4 статьи 16 указанного Федерального закона в части непредставления акта проверки.
Данное нарушение со стороны органа государственного пожарного надзора в отношении акта проверки от 3 октября 2014 года № 113 судом не установлено. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется, поскольку из материалов дела следует, что указанный акт проверки после его составления 6 октября 2014 года был передан соответствующему должностному лицу ОАО «Тернейлес», имеющему доверенность на получение поступающей в адрес юридического лица корреспонденции и документации. Поэтому права юридического лица на защиту своих интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) нельзя признать нарушенными, поскольку руководитель или уполномоченные представители юридического лица имели возможность ознакомиться с актом проверки, выразить свое несогласие с ним и оспорить в установленном законом порядке. ОАО «Тернейлес» фактически реализовало данные права, направив 10 октября 2014 года в отдел надзорной деятельности Тернейского муниципального района письменные возражения на акт проверки от 3 октября 2014 года № 113.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Административное наказание назначено ОАО «Тернейлес» в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований статьи 4.1 КоАП РФ.
Решение судьи районного суда в части отмены постановления о назначении ОАО «Тернейлес» административного наказания по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ и прекращении производства по делу в данной части лицами, участвующими в деле, и должностным лицом, вынесшим постановление по делу, не обжалуется, оснований для переоценки выводов судьи в указанной части не имеется.
Таким образом, учитывая, что доводы жалобы ОАО «Тернейлес» не опровергают установленных судом обстоятельств, оснований для отмены или изменения решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 28 января 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества «Тернейлес» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин