ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-33/20 от 11.01.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД: 69RS0011-01-2019-000611-80

Дело № 21-33/2020 судья Чеботарева Т.А.

РЕШЕНИЕ

05 февраля 2020 года город Тверь

Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер МО МВД России «Кашинский» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей (л.д. 54-57).

Решением судьи Кашинского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 65-74).

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 выражает несогласие с состоявшимися по делу постановлением должностного лица и решением судьи городского суда, просит их отменить и производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что, несмотря на формальный состав правонарушения, законодателем предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение (л.д. 81-82).

В возражениях, поступившим в Тверской областной суд, руководитель Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 просит решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года оставить без изменения как законное и обоснованное.

В судебное заседание ФИО1, будучи надлежаще извещенной, не явилась, о причине неявки не сообщила, ходатайств об отложении разбирательства не заявила, в связи с чем судья областного суда на основании п. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав представителя Управления Федерального казначейства по Тверской области по доверенности ФИО4, возражавшего по доводам жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с п.п. 5 и 6 ч. 1 ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Из п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее – Инструкция № 191н).

В соответствии с п. 11 Инструкции № 191н в состав бюджетной отчетности включаются формы отчетов, в том числе, для получателя бюджетных средств: Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130).

Согласно п. 18 Инструкции № 191н в разделе «Обязательства» отражаются остатки кредиторской задолженности получателя бюджетных средств по счетам бюджетного учета, в частности, строка 520 - остаток по счету 040160000 «Резервы предстоящих расходов».

Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее – Инструкция № 157н).

Из п. 302.1 Инструкции 157н следует, что счет 40160 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств), в частности, предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.

В соответствии с п. 124.1 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 декабря 2010 года № 162н, операции по формированию сумм резервов отражаются бухгалтерскими записями, в том числе, формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время), на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет работникам организации, по обязательствам учреждения по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов (на фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы) (на услуги связи, на коммунальные услуги и иные услуги), отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 040160000 «Резервы предстоящих расходов» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 040120200 «Расходы экономического субъекта».

Административная ответственность в соответствии со ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании приказа руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МО МВД России «Кашинский» проведена плановая выездная проверка использования средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности за 2018 год», в том числе достоверность и правильность отражения финансовых и хозяйственных операций в бюджетной (бухгалтерской) отчетности, соблюдение установленных требований к ведению бюджетного учета и отчетности, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нарушения правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Так, из оборотно-сальдовой ведомости МО МВД России «Кашинский» по счету 401.60 за 2018 год, главной книги за 2018 год, сведения по учету по указанному счету за 2018 год отсутствуют.

Согласно Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитов бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2019 года (ф. 0503130), направленного в УМВД России по Тверской области 17 января 2019 года, усматривается, что в строке 520 «Резерв предстоящих расходов» раздела III «Обязательства» не отражен остаток по счету 040160000 «Резервы предстоящих расходов».

Бухгалтерскими справками к документу «Операция (бухгалтерская)» МО МВД России «Кашинский» от 09 января 2019 года № ФБ000081 и № ФБ000174 подтверждается, что 09 января 2019 года произведен расчет расходов предстоящей оплаты отпусков по 5 сотрудникам за 2018 год по состоянию на 01 января 2019 года в сумме <данные изъяты> (КБК ) и платежей на обязательное социальное страхование в сумме <данные изъяты> (КБК ).

Таким образом, в ходе проверки выявлено не отражение учетных данных по счету 1.401.60.000 «Резерв предстоящих расходов» в сумме <данные изъяты>, что привело к искажению в годовой бюджетной отчетности по графе 8 по строке 520 «Резерв предстоящих расходов» раздела III «Обязательства» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитов бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2019 года (ф. 0503130), повлекшее искажение информации об обязательствах по строке 550 раздела III «Обязательства» (ф. 0503130).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с на должность главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» назначена ФИО1 (л.д. 35).

Как следствие выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ главным контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и служебной системы Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО5 в отношении главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ (л.д. 46 оборот-50).

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ главный бухгалтер МО МВД России «Кашинский» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа.

Судья городского суда, проверяя законность и обоснованность оспариваемого ФИО1 постановления должностного лица, не усмотрел оснований к его отмене.

Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматриваю.

Фактические обстоятельства дела и вина главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 в совершении вменяемого административного правонарушения в полном объеме подтверждаются совокупность собранных по делу доказательств, а именно: приказом руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении плановой выездной проверки в МО МВД России «Кашинский» (л.д. 33-34); приказом МО МВД России «Кашинский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35); должностной инструкцией главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 (л.д. 35 оборот – 37); копией баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицитов бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета на 01 января 2019 года (л.д. 38 оборот-40); копий главной книги за 2018 год (л.д. 40 оборот); оборотно-сальдовой ведомостью (л.д. 41-43); бухгалтерскими справками к документу «Операция (бухгалтерская») (л.д. 44, 44 оборот); оборотно-сальдовой ведомостью по счету 401.60 за 2018 год (л.д. 45); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46 оборот – 50), а также другими материалами дела.

Все представленные по делу доказательства оценены судьей городского суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с учетом положения ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ. Допустимость и достоверность принятых во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для определения значимых обстоятельств и рассмотрения настоящего дела по существу. Доказательств, полученных с нарушением требований закона, как и противоречий в представленных доказательствах не установлено.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица о привлечении главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 к административной ответственности, судья городского суда с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности).

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Так, согласно должностной инструкции в должностные обязанности главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 входит организация своевременного представления полной и достоверной бухгалтерской информации о финансово-хозяйственной деятельности отдела; организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет доходов и расходов, исполнения смет расходов, результатов хозяйственной деятельности, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; обеспечение составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности (л.д. 35 оборот – 37).

Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, выводы должностного лица административного органа и судьи городского суда о том, что ФИО1 является надлежащим лицом, подлежащим административной ответственности, законны и обоснованны.

Доводы жалобы не содержат ни правовых оснований, ни фактических обстоятельств, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых решений, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в то время как оснований для их переоценки по доводам жалобы не имеется.

Каких-либо иных доводов, объективно опровергающих факт совершения главным бухгалтером МО МВД России «Кашинский» ФИО1 вменяемого ей административного правонарушения, жалоба, поданная в Тверской областной суд, не содержит.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено ФИО1 в минимальных пределах санкции ст. 15.15.6 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности), соответствует содеянному и целям административного наказания, указанным в ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является справедливым.

Равным образом отсутствуют основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.

С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в посягательстве на институты государственной власти, вследствие пренебрежительного отношения должностного лица Учреждения к исполнению своих должностных обязанностей.

Кроме того, ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размера санкции с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было назначено минимальное наказание, предусмотренное за данное правонарушение, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило бы судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено. Нормы материального права применены правильно.

Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заявителя об отмене постановления должностного лица от 08 октября 2019 года и решения судьи городского суда от 20 ноября 2019 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Тверской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Кашинского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера МО МВД России «Кашинский» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья В.В. Колпиков