ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Власова И.К.
УИД04RS0018-01-2021-008898-76
пост.29.12.2021
дело № 21-33/2022 (21-602/2021)
РЕШЕНИЕ
01 марта 2022 года г.Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Матвеева Н.А., при секретаре Барановой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 27 октября 2021г., вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление от 30.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 ФИО9
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Республиканского агентства лесного хозяйства ФИО2 №28 от 30.08.2021 ФИО1, в связи с его нахождением 14.08.2021 в 16 час.20 мин. на лесном участке в квартале №56 в выделе 16 Березовского участкового лесничества Улан-Удэнского лесничества с целью сбора ягод в период действия на территории особого противопожарного режима и ограничения на пребывание граждан в лесах, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ, ему назначено административное наказание – административный штраф в размере 4000,00руб.
Решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 27 октября 2021г. постановление №... от 30.08.2021 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный суд Республике Бурятия, ФИО1 просит отменить постановление №... от 30.08.2021, решение заместителя руководителя – начальника отдела федерального государственного лесного надзора в лесах от 22.09.2021, решение судьи от 27.10.2021, производство по делу прекратить на основании ст.24.5 КоАП РФ, поскольку п. 47 Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 не нарушал.
В заседании вышестоящего суда ФИО1 доводы жалобы поддержал.
Рассмотрев дело, изучив доводы жалобы, вышестоящий суд приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
В соответствии со статьей 53.5 Лесного кодекса РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 11 Лесного кодекса РФ пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 47 Правил пожарной безопасности утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1614 от 07.10.2020, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России от 6 сентября 2016 года N 457 утвержден Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при введении ограничений осуществляются следующие мероприятия: установка по границам территории, на которой введено такое ограничение, предупредительных аншлагов размером не менее 1 x 1,5 метра с указанием информации о введении соответствующего ограничения и периода его действия; перекрытие шлагбаумами лесных дорог; создание системы контрольно-пропускных пунктов; иные меры, направленные на обеспечение ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства Республики Бурятия №179 от 19.04.2021 «О введении на территории Республики Бурятия особого противопожарного режима» на территории Республики Бурятия с 19.04.2021 введен особый противопожарный режим и установлен запрет на разведение открытого огня на землях всех категорий, за пределами специально предусмотренных мест массового посещения граждан, выжигание сухой травы, мусора и проведения пожароопасных работ в границах сельских и городских поселений, городских округов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, на предприятиях, на землях всех категорий.
Согласно п.3 Постановления Правительства Республики Бурятия №179 от 30.04.2021 РАЛХ обеспечивает принятие решений об ограничении пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Приказом Республиканского агентства лесного хозяйства №758 от 19.07.2021 «О введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда» (зарегистрировано в реестре нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Бурятия 22.07.2021 N 032021258, официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/, 28.07.2021, "Бурятия", N 55, 28.07.2021) установлено, что на территории Республики Бурятия в период с 29.07.2021 по 17.08.2021 включительно, в связи с установлением особого противопожарного режима в лесах Республики Бурятия на территории всех выделов и кварталов лесных участков всех участковых лесничеств, расположенных, в том числе, в Улан-Удэнском лесничестве, ограничено пребывание граждан в лесах и въездах в них транспортных средств, принадлежащих гражданам.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1 14.08.2021 в 16 час.20 мин. находился на лесном участке в квартале №... в выделе №... Березовского участкового лесничества Улан-Удэнского лесничества с целью сбора ягоды в период действия на территории Республики Бурятия особого противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства республики Бурятия от 19.04.2021 №179 «О введении на территории Республики Бурятия особого противопожарного режима» в период действия Приказа Республиканского агентства лесного хозяйства №758 от 19.07.2021 «О введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, принадлежащих гражданам, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах на землях лесного фонда».
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 14.08.2021, составленным участковым лесничим Улан-Удэнского лесничества ФИО3, приказом от 27.07.2021 №781 "О патрулировании лесов в выходные и праздничные дни с 01 по 29 августа 2021 года", плановым (рейдовым) заданием на патрулирование от 13.08.2021 №213, допустимость, достоверность, достаточность которых сомнений не вызывает, отвечает требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность доказательств, полученных в ходе производства по делу об административном правонарушении, объективно свидетельствует о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не нарушал п. 47 Правил пожарной безопасности утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1614 от 07.10.2020 несостоятельны, поскольку он находился в лесу в период, когда такие ограничения действовали.
Кроме того, в судебном заседании ФИО1 подтвердил, что при въезде в лесной массив был установлен аншлаг.
Вместе с тем, рассматривая жалобу ФИО1 прихожу к выводу о наличии оснований для применений положений статьи 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения и объявления устного замечания.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с абзацем 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу; если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе, цель визита ФИО1 в лес, оценив характер и степень общественной опасности допущенного им правонарушения, то, что правонарушение не повлекло вредных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, а также ограничения на пребывание граждан в лесах действовали до 17.08.2021 (правонарушение совершено 14.08.2021), прихожу к выводу о признании административного правонарушения малозначительным и освобождении ФИО1 от административной ответственности.
Таким образом, обжалуемое решение судьи районного суда, постановление и решение должностных лиц, подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление №... от 30.08.2021, решение заместителя руководителя – начальника отдела федерального государственного лесного надзора в лесах от 22.09.2021, решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 27.10.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 ФИО11 отменить, производство по делу прекратить на основании п.2.9 КоАП РФ, объявив ФИО1 ФИО10 устное замечание.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Н.А.Матвеева