Дело № 21-343 /2015 год судьи: Кондратьева О.Г.
РЕШЕНИЕ
г. Тверь 24 сентября 2015 года
Судья Тверского областного суда Райкес Б.С., рассмотрев жалобу представителя акционерного общества «Славянка» ФИО1 на решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 13 июля 2015 года, вынесенное в отношении открытого акционерного общества «Славянка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора, и.о. заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (далее – Управления Росприроднадзора по Тверской области) от 12 мая 2015 года № 93/46-2015, оставленным без изменения решением судьи Бологовского городского суда Тверской области от 13 июля 2015 года, открытое акционерное общество «Славянка» (далее – ОАО «Славянка») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, АО «Славянка» просит отменить постановление должностного лица от 12 мая 2015 года, решение судьи городского суда от 13 июля 2015 года, вынесенные в отношении ОАО «Славянка», считая их незаконными на основании части 1 статьи 4.5, пункта 2 части 1 статьи 24.5, статьи 26.1, статьи 29.5, части 1 статьи 29.10, части 2 ст. 30.7 КоАП РФ, пункта 14, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
По мнению заявителя, действия общества по ч.4 ст. 18.13 квалифицированы неправильно; судом не учтено, что в постановлении должностного лица и протоколе испытаний № 57-В/ВО не конкретизировано место отбора пробы воды, что не позволяет достоверно подтвердить факт загрязнения водного объекта по вине общества; качество природных вод в р. ФИО2 выше сброса сточных вод не установлено, следовательно, достоверно установить лицо, виновное в совершении правонарушения не представляется возможным; с протоколами испытаний и актами отбора проб воды, общество ознакомлено не было.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение - состав поставления в опасность с альтернативными признаками угрозы наступления вредных последствий. Так, к возникновению угрозы загрязнения водных объектов могут привести действия, представляющие собой сброс в водные объекты веществ, которые ухудшают состояние водных объектов, качество поверхностных и подземных вод.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; сточные воды - воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.
В силу пункта 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 55 ВК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 ВК РФ).
Как следует из материалов дела, Управлением Росприроднадзора по Тверской области при проведении плановой проверки в отношении ОАО «Славянка» с 30 марта по 24 апреля 2015 года на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО3 от 20 марта 2015 года № 49 и в соответствии ежегодным планом проведения плановых проверок на 2015 год, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15 января 2015 года № 16-п по адресу фактического размещения артскважин: <адрес> (л.д.5-10, 11-24) выявлены нарушения требований к охране водного объекта реки ФИО2, а именно п.1 ч.6 ст. 60 ВК РФ.
ОАО «Славянка» допустило сброс в реку ФИО2 сточных вод, в которых содержание загрязняющих веществ превысило установленные нормы, не соответствует ПДК рыбохозяйственного водоема. Качество природных вод в р. ФИО2 в 500 м. ниже сброса сточных вод после очистных сооружений превышает ПДК по содержанию железа в 18,7 раза; БПК5 в 2,5 раза; взвешенных веществ в 1,3 раза; нефтепродуктов в 3 раза. Так, качество сточных вод, сбрасываемых в р. ФИО2 после очистки на очистных сооружениях, обслуживаемых филиалом «Тверской» ОАО «Славянка» не соответствует требованиям предельно допустимых концентраций (далее – ПДК) вредных веществ по химическим показателям: БПК5 68,0 мг/л (ПДК 2,3 мг/л), ион аммония 17,71 мг/л (ПДК 0,5 мг/л), железо 1,92 мг/л (ПДК 0,1 мг/л), нефтепродукты 0,35 мг/л (ПДК 0,05 мг/л), фосфаты (поР) 2,3 мг/л (ПДК 0,2 мг/л), взвешенные вещества 63,7 мг/л (ПДК 8,0 мг/л), содержание этих веществ в сточной воде на выпуске в р. ФИО2 составляет БПК5 – 29,6 ПДК; ион аммония – 35,4 ПДК; железо – 19,2 ПДК; нефтепродукты – 7,0 ПДК; фосфаты (по Р) 11,5 ПДК; взвешенные вещества – 7,96 ПДК, что может повлечь ухудшение качества воды в реке ФИО2 и ее загрязнение
Река ФИО2 – рыбохозяйственный водный объект первой категории, подлежит федеральному уровню контроля в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04 ноября 2006 г. № 640, Приказа Федерального агенства по рыболовству от 18 января 2010 г. № 20.
Вина ОАО «Славянка» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается материалами дела:
протоколом об административном правонарушении № 93/46-2015 от 24 апреля 2015 года, согласно которому в пос. Хотилово-2, Бологовский район, Тверская область ОАО «Славянка» осуществляет сброс хозяйственно-бытовых и технологических сточных вод с очистных сооружений, обслуживаемых филиалом «Тверской» ОАО «Славянка» в рыбохозяйственный водоем – реку ФИО2, превышающих ПДК вредных веществ по химическим показателям: БПК5 68,0 мг/л (ПДК 2,3 мг/л), ион аммония 17,71 мг/л (ПДК 0,5 мг/л), железо 1,92 мг/л (ПДК 0,1 мг/л), нефтепродукты 0,35 мг/л (ПДК 0,05 мг/л), фосфаты (поР) 2,3 мг/л (ПДК 0,2 мг/л), взвешенные вещества 63,7 мг/л (ПДК 8,0 мг/л), содержание этих веществ в сточной воде на выпуске в р. ФИО2 составляет БПК5 – 29,6 ПДК; ион аммония – 35,4 ПДК; железо – 19,2 ПДК; нефтепродукты – 7,0 ПДК; фосфаты (по Р) 11,5 ПДК; взвешенные вещества – 7,96 ПДК. Качество природных вод в р. ФИО2 в 500 м. ниже сброса сточных вод после очистных сооружений превышает ПДК по содержанию железа в 18,7 раза; БПК5 в 2,5 раза; взвешенных веществ в 1,3 раза; нефтепродуктов в 3 раза. При составлении протокола об административном правонарушении, представителю юридического лица ФИО4, действующей на основании доверенности (л.д.21-22) были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ, о чем имеется ее подпись (л.д.34-47);
протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственно среды от 09 апреля 2015 года (л.д.48-49);актом отбора проб № 57-13, согласно которому 09 апреля 2015 года в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, произведен простой отбор пробы сточной воды после очистных сооружений(труба в р. ФИО2) в присутствии начальника участка № 7 филиала «Тверской» ОАО «Славянка» ФИО5 (л.д.50);
актом отбора проб № 58-59-В, согласно которому 09 апреля 2015 года в 12 часов 45 минут и в 13 часов 15 минут по адресу: Тверская область, Бологовский район, п. Хотилово-2, отобраны простые пробы природной воды р. ФИО2 – выше спуска очистных сооружений 500 метров и ниже выпуска очистных сооружений 500 метров в присутствии начальника участка № 7 филиала «Тверской» ОАО «Славянка» ФИО5 (л.д.51);
актом отбора проб 7-Б/РО, согласно которому 09 апреля 2015 года в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес> отобрана простая проба сточной воды после очистных сооружений в р. ФИО2 (труба) в присутствии начальника участка № 7 филиала «Тверской» ОАО «Славянка» ФИО5 (л.д.52);
протоколом токсикологических испытаний № 7-Б/РО от 14 апреля 2015 года, согласно которому вода сточная (<адрес>, выпуск после очистных сооружений в р. ФИО2 – труба) относится к 4 классу опасности для окружающей природной среды (л.д.53);
протоколом испытаний № 57-В/ВО от 14.04.2015 (л.д. 54);
протоколом испытаний № 58-В/ВО от 14.04.2015 (л.д.55);
протоколом испытаний № 59-В/ВО от 14.04.2015 (л.д.56);
актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица ОАО «Славянка» от 24 апреля 2015 года № 46, согласно которому ОАО «Славянка» использует водный объект (р. ФИО2) для сброса сточный вод с очистных сооружений, обслуживаемых филиалом «Тверской» ОАО «Славянка» (л.д.34-47);
копией договора № 4/ВКХ от 21 ноября 2011 года о безвозмездном пользовании объектами водопроводно-канализационного хозяйства Мистерства обороны Российской Федерации, закрепленными на праве оперативного управления за ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, согласно которому ОАО «Славянка» в безвозмездное пользование переданы объекты водопроводно-канализационного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> а именно: сети холодного водоснабжения, водонасосная станция, очистные сооружения, канализационная наносная станция, сети водоотведения и др.;
другими доказательствами.
Материалами дела подтверждается, что по итогам химического анализа отобранных проб сточной воды после очистки на очистных сооружениях и проб природной воды р. ФИО2 в 500 метрах выше и ниже выпуска, выявлено превышение нормативов предельно-допустимых концентраций по ряду показателей, характерных для хозяйственно-бытовых сточных вод (ионы аммония, железо, фосфаты, нефтепродукты и т.д.). В соответствии с Приказом Федерального агентства по рыболовству от 18.01.2010 № 20 эти вещества относятся к токсикологическим (оказывающим прямое токсическое действие на водные биологические ресурсы), оказывают негативное воздействие на окружающую среду и соответственно, при их попадании в водный объект происходит негативное изменение качества окружающей среды.
Доводы жалобы о том, что пробы были отобраны с нарушением установленных правил, несостоятельны, поскольку взятие проб и их исследование проведены компетентным органом филиалом ЦЛАТИ по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», имеющим аккредитацию в данном виде деятельности, оснований сомневаться в достоверности результатов исследования не имеется. Взятие проб также происходило в присутствии инспектора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО6, и начальника участка № 7 филиала «Тверской» ОАО «Славянка» ФИО5 Акты и протоколы отбора проб, представленные в материалы дела, содержат необходимую информацию. Те недостатки в оформлении акта, на которые ссылается ОАО «Славянка» в жалобе (не конкретизировано место отбора проб, не указаны протоколы испытаний и не приложены к акту проверки) не могли повлиять на правильность результатов исследований.
Кроме того, присутствуя при непосредственном отборе проб 09 апреля 2015 года, начальник участка № 7 филиала «Тверской» ОАО «Славянка» ФИО5 каких-либо замечаний относительно порядка их отбора не заявлял. Со своей стороны доказательств, опровергающих результаты химического анализа контрольных проб, ОАО «Славянка» не представлено.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку факт сброса ОАО «Славянка» в р. ФИО2 сточных вод с превышением предельно-допустимой концентрации вредных веществ: взвешенных веществ, нефтепродуктов, ионов аммония, железа установлен судом на основании исследованных доказательств, материалами дела подтверждается наличие в действиях ОАО «Славянка» события вмененного ему административного правонарушения.
Должностное лицо и судья городского суда, приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения ОАО «Славянка» требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, сделали правильный вывод о наличии вины ОАО «Славянка» в совершении вмененного ему правонарушения.
При таких обстоятельствах должностное лицо и судья городского суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО «Славянка» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ОАО «Славянка» в пределах санкции части 4 статьи 8.13 КоАП РФ КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, вопрос о назначении наказания за административное правонарушение разрешен должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Возражения АО «Славянка», изложенные в жалобе, сводятся к тому, что в деле об административном правонарушении не имеется доказательств, с достоверностью указывающих на совершение юридическим лицом правонарушения. Заявитель ссылается на наличие неустранимых сомнений, которые должны толковаться в пользу привлекаемого к ответственности лица. Фактически несогласие заявителя связано с оценкой судом доказательств и с толкованием норм КоАП РФ, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального права и предусмотренных КоАП РФ процессуальных требований.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по делу не допущено, оснований для отмены принятых по делу постановления должностного лица и решения судьи городского суда не имеется.
Вместе с тем, считаю необходимым внести изменения в обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи по следующим основаниям.
Как видно из представленных в Тверской областной суд копии изменений в Устав ОАО «Славянка», 12 мая 2015г. в него были внесены изменения, и оно стало именоваться «Акционерное общество «Славянка». Соответствующая запись об этом была внесена в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке 30 июня 2015г.
При таких обстоятельствах применительно к части 6 и 7 ст.2.10 КоАП РФ обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи городского суда подлежат изменению в части указания наименования юридического лица, привлеченного к административной ответственности.
Руководствуясь п.1 ч.1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление старшего государственного инспектора, и.о. заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области от 12 мая 2015 года № 93/46-2015 и решение судьи Бологовского городского суда Тверской области от 13 июля 2015 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Славянка» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить: указание о наименовании юридического лица, привлеченного к административной ответственности Открытое акционерное общество «Славянка» заменить указанием наименования юридического лица Акционерное общество «Славянка».
В остальной части указанное постановление и судебное решение оставить без изменения, жалобу АО «Славянка» – без удовлетворения.
Судья Б.С. Райкес