Судья Ткаченко О.В. Дело № А-7-21-344/2016
Р Е Ш Е Н И Е
город Калуга 11 ноября 2016 года
Судья Калужского областного суда Амеличева С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Лесные горки» Серебрякова О.В. на решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 05 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Лесные горки»,
у с т а н о в и л а :
постановлением начальника отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Калужской области ФИО2 от 07 июля 2016 года № ООО «Лесные горки» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 05 сентября 2016 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы законного представителя ООО «Лесные горки», постановление № по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Калужский областной суд, законный представитель ООО «Лесные горки» ФИО3 просит постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав защитника ООО «Лесные горки» по доверенности Чурилову О.В., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Диспозиция данной нормы является бланкетной. Следовательно, для решения вопроса о наличии в действиях (бездействии) ООО «Лесные горки» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, необходимо установить, какие именно требования и мероприятия по улучшению, защите земель, охране почв, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель, не были им выполнены.
Из дела видно, что ООО «Лесные горки» является арендатором земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенных в районе деревень <адрес>: №, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>; №, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>; №, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>.
Основанием привлечения ООО «Лесные горки» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7. КоАП РФ, послужили обстоятельства, изложенные в постановлении о назначении административного наказания, согласно которому, Общество в нарушение требований статей 12, 13 пункта 1, 42 Земельного кодекса РФ, статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статьи 8 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» на названных земельных участках не выполняло обязательных требований и мероприятий по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, сорной растительностью на площади 467,98 га; а также мероприятий по защите земель от негативного воздействия на земельном участке с кадастровым номером №, где расположена забетонированная площадка, размером 5 м на 5 м, размещение которой привело к деградации земель названного участка на площади 25 кв.м.
Между тем, как следует из содержания постановления, часть земель, указанных в постановлении, используется ООО «Лесные горки» в соответствии с их целевым назначением, видны следы механической обработки почвы (земельные участки с кадастровыми номерами №). Общая площадь земель, в отношении которых должностным лицом административного органа в результате визуального осмотра сделан вывод об их зарастании деревьями и сорной растительностью, составляет 362,73 га.
Как пояснила защитник в судебном заседании, ООО «Лесные горки» является сельскохозяйственным предприятием и охотохозяйством. Наряду с выращиваем зерновых, технических и сельскохозяйственных культур, Общество осуществляет следующие виды деятельности: разведение домашних животных, охота и разведение диких животных, включая предоставление услуг в этих областях, оптовая торговля зерном, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных. В связи с чем, названные в постановлении административного органа земельные участки используются в качестве пастбищ и сенокосов как природного, так и искусственного происхождения, а также частично входят в состав охотничьих угодий.
Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением о возможности проведения ООО «Лесные горки» системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей; сведениями из ЕГРП о видах экономической деятельности; уставом ООО «Лесные горки»; договорами № и № от 25 марта 2009 года и 27 сентября 2011 года между ООО «Лесные горки» и ГОНО ЭСХ «Дятьково» ГНУ ВНИИ кормов и ООО «Форам» соответственно на поставку племенного крупного рогатого скота и молодняка крупного рогатого скота; справкой от 9 ноября 2016 года о поголовье животных, числящихся на балансе ООО «Лесные горки»; товарными накладными, свидетельствующими о приобретении кормов для животных в 2013, 2014, 2015 годах; приказом генерального директора ФИО3 от 14 мая 2014 года о проведении обработки земель для подготовки к посевным работам и проведении посевных работ по посеву многолетних трав (клевер луговой) на земельных участках №, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>, и на земельных участках №, расположенных в кадастровом квартале <данные изъяты>; договором поставки № от 11 мая 2009 года, заключенным между ООО «Лесные горки» и ЗАО «Вятка-Семена», товарной накладной от 12 мая 2014 года, свидетельствующими о приобретении семян многолетних трав, общей массой 2230 кг; ежегодными приказами генерального директора ФИО3 о выпасе скота, и проведении мероприятий по сенокошению и просушке сена на спорных земельных участках; договором № от 15 апреля 2013 года между ООО «Лесные горки» и ЗАО «ТехноСервис» о проведении работ по восстановлению плодородия земель, на которых производится посев, уход и уборка урожая зерновых сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, в том числе в отношении земельных участков, указанных в постановлении о назначении административного наказания. В перечне работ поименованы работы по вспашке, культивации почвы, по гребнеобразованию, удобрению, раскорчевке списанных многолетних насаждений; актами сдачи-приемки работ по названному выше договору от 13 июня 2013 года, 17 октября 2014 года, 8 июля 2015 года; долгосрочной лицензией № от 26 октября 2006 года на пользование объектами животного мира; охотохозяйственным соглашением № от 7 октября 2011 года о предоставлении ООО «Лесные горки» в аренду земельных и лесных участков в границах охотничьих угодий, общей площадью 18326 га, включающих, в том числе, земельные участки, расположенные в деревнях <адрес>.
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель допускается для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В статье 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Из приведенных положений земельного законодательства следует, что с целью производства сельскохозяйственной продукции угодья могут использоваться как для выращивания сельскохозяйственных культур, так и для организации природных, либо сеяных сенокосов и пастбищ для скота.
Под сенокосом и пастбищем понимается сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение и для выпаса скота соответственно. При этом наряду с чистым сенокосом (пастбищем), выделяется закустаренный сенокос (пастбище) – равномерно заросший кустарниковой растительностью, занимающей от 10 до 30 процентов площади участка, и залесенный сенокос (пастбище) – равномерно заросший древесной растительностью, занимающей от 10 до 30 процентов площади участка (ГОСТ 26640-85. Земли. Термины и определения).
Однако при вынесении в отношении ООО «Лесные горки» постановления о назначении административного наказания и при рассмотрении дела в районном суде вопрос о том, соответствуют ли земельные участки, используемые Обществом под сенокошение и для выпаса скота, требованиям, предъявляемым к данному виду сельскохозяйственных угодий, не выяснялся; обстоятельства, свидетельствующие об обработке земель, проведении посевных работ по посеву многолетних трав, внесению удобрений не исследовались; в постановлении и решении суда отсутствует указание, какие из установленных требований и обязательных мероприятий не выполнены обществом применительно к конкретным земельным участкам с учетом их фактического использования для производства сельскохозяйственной продукции и в качестве охотничьих угодий.
Земельный кодекс РФ, а также иные федеральные законы, подзаконные акты, ссылка на которые имеется в постановлении, содержат общие нормы о необходимости сохранять плодородие почв, защищать земли от негативных воздействий и не конкретизируют перечень мероприятий, обязательных к проведению в отношении конкретных видов сельскохозяйственных угодий - пастбищ и сенокосов, а также применительно к охотничьим угодьям.
Размещение на земельном участке площадью 2 га с кадастровым номером № забетонированной площадки, размером 5 м на 5 м, используемой в процессе сельскохозяйственного производства для складирования сена, также не свидетельствует о наличии в действиях ООО «Лесные горки» состава вмененного административного правонарушения.
Делая такой вывод, судья учитывает, что названный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства». С учетом положений статьи 77 Земельного кодекса РФ и исходя из классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 540 от 1 сентября 2014 года, содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе, размещение сооружений, используемых для хранения сельскохозяйственной продукции.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Калужской области от 07 июля 2016 года № и решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 05 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Лесные горки» подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л а :
постановление начальника отдела государственного земельного надзора управления Россельхознадзора по Калужской области от 07 июля 2016 года № и решение судьи Дзержинского районного суда Калужской области от 05 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «Лесные горки» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья С.А.Амеличева