Дело № 21-345/2018 судья Сельхова О.Е.
РЕШЕНИЕ
10 декабря 2018 года город Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перегруз» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 от 25 июня 2018 года № 35-186-2018, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Перегруз»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 от 25 июня 2018 года № 35-186-2018 общество с ограниченной ответственностью «Перегруз» (далее – ООО «Перегруз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 183-185).
Решением судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2018 года постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 от 25 июня 2018 года № 35-186-2018 оставлено без изменения, жалоба генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перегруз» ФИО1 – без удовлетворения (л.д. 191-203).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, генеральный директор ООО «Перегруз» ФИО1 просит отменить состоявшиеся решения и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование незаконности привлечения общества к административной ответственности указывает, что достоверных доказательств подтверждающих наличие в действиях, вмененного состава административного правонарушения. В 2017 году какая-либо деятельность обществом не велась. Полагает, что акт осмотра ООО «Экостайл», не содержит сведений о фиксации какого-либо правонарушения, и не согласуется с актом проверки в отношении ООО «Перегруз». Заявитель жалобы обращает внимание на то, что общество отнесено к субъектам малого предпринимательства и полагает, что возможно квалифицировать совершенное обществом деяние в качестве малозначительного (л.д. 211-217).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Судом принимались надлежащие меры к его извещению о времени и месте судебного заседания. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, проверив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника ООО «Перегруз» по доверенности ФИО3, поддержавшую жалобу по основаниям, изложенным в ней, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями данного Федерального закона установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
При этом юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Из ст. 23 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № ФЗ-7 «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Статьей 16.4 указанного Федерального закона предусмотрено, что плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (ч. 1).
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (ч. 2).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Из п.п. 5 и 32 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2017 года № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») следует, что плату обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основным видом деятельности ООО «Перегруз» (ОГРН <данные изъяты> от 10 мая 2017 года, ИНН/КПП <данные изъяты>) является сбор опасных отходов (код 38.12), а дополнительные сбор неопасных отходов (код 38.11), обработка и утилизация неопасных отходов (код 38.21), обработка и утилизация опасных отходов (код 38.22), обработка вторичного неметаллического сырья (код 38.32.5), отходов бумаги и картона (код 38.32.52) – л.д. 148-150.
В ноябре 2017 года ООО «Перегруз» осуществляло деятельность в здании склада каучука – нежилые помещения №№ 1, 5, 6, 7, 9, расположенные на по адресу <адрес>, земельный участок кадастровый №, что подтверждается договором аренды от 01 апреля 2016 года (л.д. 137-139) и договором субаренды от 01 ноября 2017 года, заключенным между ООО «<данные изъяты>» (арендатор по договору аренды от 01 ноября 2017 года – л.д. 231) и ООО «Перегруз». По условиям указанного договора субаренды ООО «Перегруз»: принимает во временное владение и пользование на основании Акта приема-передачи нежилые помещения общей площадью 1406,55 кв.м, и часть земельного участка общей площадью 994,62 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №; срок действия договора – 12 ноября 2017 года по 12 октября 2018 года.
24 ноября 2017 года прокурор Московского района г.Твери Орлов Ю.В., помощник прокурора Московского района г. Твери Шварева Д.А., старший инспектор ОВМ МОП УМВД России по г. Твери ФИО4 и сотрудники Управления ФСБ России по Тверской области осуществили выход на территорию мусоросортировочной линии по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чем составлен акт осмотра (л.д. 116-117).
Из акта проверки от 20 декабря 2017 года, проведенной прокуратурой Московского района, следует, что в ходе осмотра территории установлены организованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: дымовая труба отопительного котла; печь для сжигания отходов. На момент осмотра из печи для сжигания отходов, дымовой трубы отопительного котла происходило выделение газовоздушной смеси серого цвета (л.д. 120-122).
28 марта 2018 года помощником прокурора Московского района г. Твери с участием заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО5, старшего инспектора ОНД и ПР по г. Твери ГУсЧЧС России по Тверской области ФИО6 во исполнение решения о проведении проверки № 32 от 28 марта 2018 года произведен осмотр территории по <адрес>, о чем составлен акт (л.д. 160, 162-163).
Согласно ответа руководителя Управления Росприроднадзора о Тверской области от 14 февраля 2018 г. №02-18/634, справке старшего государственного инспектора Российской Федерации ФИО5 ООО «Перегруз» не имеет разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в 2016-2017 г.г. не вносилась (л.д. 151, 165).
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокурором Московского района г.Твери от 15 мая 2018 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, в отношении ООО «Перегруз» (л.д. 177-178).
Усмотрев в деянии ООО «Перегруз» наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, 25 июня 2018 года старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 вынесено постановление о признании ООО «Перегруз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и назначении Обществу административного наказания (л.д. 183-185).
Оценив доказательства по делу об административном правонарушении в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда, исключив из мотивировочной части постановления должностного лица периоды вменения нарушений законодательства за 2014, 2015, 2016 годы, не усмотрел оснований к отмене постановления должностного лица административного органа.
Оснований не согласиться с постановленными решениями о привлечении ООО «Перегруз» к административной ответственности не имеется.
Факт совершения ООО «Перегруз» административного правонарушения, подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией решения Московского районного суда г. Твери от 02 апреля 2018 года (л.д. 97-110); решением о проведении проверки в отношении ООО «Перегруз» (л.д. 115), актом осмотра от 24 ноября 2017 года (л.д. 116-117), актом проверки от 20 декабря 2017 года (л.д. 120-122); уставом ООО «Перегруз» (л.д. 130-136), договором аренды от 01 апреля 2016 года (л.д. 137-139), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Перегруз» (л.д. 148-150); ответом руководителя Управления Росприроднадзора о Тверской области от 14 февраля 2018 г. №02-18/634 (л.д. 151), решением о проведении проверки в отношении ООО «Перегруз» (л.д. 160), актом осмотра территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (л.д. 161), актом осмотра от 28 марта 2018 года (л.д. 162-163); справкой старшего государственного инспектора Российской Федерации ФИО5 (л.д. 165), договором субаренды от 01 ноября 2017 года (л.д. 231), письмом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Тверской области от 18 июля 2018 года № 03-25/4065 (л.д. 232-234); письмом заместителя руководителя Управления Росприроднадзора по Тверской области от 22 августа 2018 года № 03-25/4653 об отказе в постановке на государственный учет (л.д. 235-236);постановлением прокурора Московского района г. Твери от 15 мая 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 177-178), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Приведенные доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и с другими доказательствами, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ и обоснованно признаны должностным лицом административного органа, а затем и судьей районного суда достоверными относительно события правонарушения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих ООО «Перегруз» своевременному внесению в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в материалах дела отсутствуют, заявителем не представлено.
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что ООО «Перегруз» не внесены в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы об отсутствии оснований у Общества для внесения платы за негативное влияние на окружающую среду, поскольку такого влияния обществом не оказывается, являются не состоятельными, так как опровергаются материалами дела.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, когда в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды установлено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации, хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Из выписки из ЕГРЮ в отношении ООО «Перегруз» следует, что основным видом деятельности Общества является «Сбор опасных отходов» (код 38.12).
Факт осуществления ООО «Перегруз» хозяйственной деятельности в период 2017-2018 г.г. также подтверждается протоколом осмотра от 24 ноября 2017 года, протоколом проверки от 20 декабря 2017 года, договором субаренды от 01 ноября 2017 года, а также копией решения Московского районного суда г. Твери от 02 апреля 2018 года по делу № 2-25/2018, в связи с чем Обществу необходимо вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, сведений о внесении ООО «Перегруз» платы за негативное воздействие на окружающую среду материалы дела об административном правонарушении не содержат, в адрес Тверского областного суда не представлены.
Указание в жалобе на то, что в действиях общества отсутствует состав инкриминируемого правонарушения в виду отсутствия у ООО «Перегруз» категории, не освобождает юридическое лицо от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Ссылка судьи районного суда в решении на акт проверки от 20 декабря 2018 года, является явной технической опиской, не влияющей на законность состоявшегося по делу решения.
Доводы настоящей жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение законность привлечения ООО «Перегруз» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для признания совершенного им административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, выраженной в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 названного Кодекса выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное обществом административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Указанное с учетом умышленного характера и длительности допущенного ООО «Перегруз» правонарушения не позволяет признать его малозначительным.
Равным образом отсутствуют основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей назначено юридическому лицу в минимальных пределах санкции ст. 8.41 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, соответствует содеянному и целям административного наказания. При этом размер назначенного Обществу наказания является минимальным.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при вынесении постановления и его пересмотре в районном суде, влекущих отмену принятых решений, по делу не допущено.
Таким образом, оспариваемые генеральным директором ООО «Перегруз» ФИО1 постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 от 25 июня 2018 года № 35-186-2018 и решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2018 года являются законными, обоснованными и отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования по Тверской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области ФИО2 от 25 июня 2018 года № 35-186-2018, решение судьи Центрального районного суда г. Твери от 19 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Перегруз» оставить без изменения, жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Перегруз» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков